Они тревожатся и боятся контроля со стороны России

26 августа 2019 епископ Порфирий (Успенский)

Епископ Порфирий (Успенский) (1804–1885) — известный ученый, исследователь православного Востока, организатор первой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

Предлагаем вам отрывки из его труда «Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки», Том I.

***

1843 г.

Общение с консулом в Стамбуле

…От Базили узнал я, что дамасская семинария открыта и что в ней приготовляются 15 воспитанников для занятия церковных должностей; что патриарх иерусалимский Афанасий — весьма слабый человек, и что у него из-под подушки крадут деньги (недавно украдена шкатулка; розыску нет ради страха иудейского); состоящий при нем секретарь, или банкир Папудов обогатился на счет казны Гроба Господня; есть партия между фанариотами, которая усиливается совершенно подчинить иерусалимский престол вселенскому, не любит архиепископа фаворского Иерофея, назначенного преемником Афанасия, и затевает, по смерти патриарха, заменить его кем-либо другим; один грузинский архимандрит получил Крестовый монастырь в пожизненное владение за 20000 пиастров: об этом злоупотреблении консулом писано к Иерофею; но ходатайство его остается не действительно; долги казны Гроба Господня почти сполна уплачены; доходы иерусалимского престола, особенно из Молдавии и Валахии, значительны; но, к сожалению, при патриархии в монастыре Гроба <Господня> доселе не заведено училища.

Была речь и о вифлеемском епископе, и когда я сказал, что он просил графа Шереметева письмом о вспоможении для починки крыши на храме, то Базили удивился и назвал его бессовестным, ибо крыша починена на счет других сумм.

Консул также говорил мне, что патриарху иерусалимскому и его сподвижникам давно известно мое назначение и что все они тревожатся и боятся контроля со стороны России. «Но я старался успокоить их, — прибавил Базили, — и просил их открыть вам настоящее положение иерусалимской церкви, как человеку, имеющему доверенность у синода и известному по его ревности ко благу церкви православной».

…По уходе консула Базили, о. иеродиакон сообщил мне невыгодное понятие о нем. Иерусалимские владыки говорили о. Григорию, что консул держит у себя драгомана-маронита, покровительствует католикам (иезуитам, униатам) и за то пользуется от них деньгами и, что всего постыднее, женщинами. Патриарх антиохийский Мефодий весьма недоволен этим греком. Надобно полагать, что патриарх, по простоте своей и по ревности ко благу церкви, расскажет мне похождения и интриги консула. «Не даром батюшка, — промолвил о. Григорий, — Базили ухаживает за вами; он хочет обаять вас, приласкаться к вам, а может быть, и взять вас в свои руки». — «Увидим», — отвечал я.

В гостях у иерусалимского патриарха

…Вошедши в келию патриарха, я помолился по обычаю русскому. Маститый святитель сошел на пол с низменного дивана, на котором он сидел в углу келии. Я поклонился ему до лица земли и поцеловал его десницу, благословившую меня во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сердце мое билось сильно; опять овладела мною робость; я заплатил ею дань воспитанию в страхе Божием и в притрепетном повиновении и послушании святительской власти. Не скрываю и того, что меня смущала тайна моего посольства. Тяжело было для меня закрываться личиною пред человеком Божиим и священным старцем; при взгляде на него больно было думать, что я, малый отрок пред ним, должен быть соглядатаем управления его и судиею. Казалось мне, что лицо его выражало некую скорбь. Его блаженство просил меня сесть и сказал, что он давно ожидает меня. Эти слова его уничтожили меня; но вдруг я одушевился и начал говорить по-гречески:

«Благодарю Бога моего (при этих словах я невольно поднял руку к небу), что Он удостоил меня видеть ваше блаженство и принять ваше архипастырское благословение. Митрополиты, архиепископы и епископы, которых я видел в Петербурге и на пути в Одессу, поручили мне сказать вашему блаженству, что они просят ваших св. молитв пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом».

Тут патриарх и архиепископ Фаворский прервали мою речь, и единогласно сказали, что они не престают вспоминать в молитвах своих и пастырей церкви российской и Благочестивого Государя нашего, и весь державный Дом Его.

Я продолжал вовсе не приготовленную речь свою: «Все иерархи российской церкви и прочие пастыри и учители твердо помнят, что свет истинной веры воссиял нам из Гроба Господня. Духовное, молитвенное общение нашей церкви с четырьмя восточными православными церквами никогда не прерывалось. Ведомо вам, что все святейшие четверопрестольные патриархи, усопшие и живые, воспоминаются нами в молитвах».

Преосвященный Иерофей опять прервал меня и сказал от лица патриарха и целой иерусалимской церкви:

«Его блаженство и все мы радуемся, что Господь видимо благословляет церковь и Державу Российскую и что православная вера распространяется».

— Слава и благодарение Богу! — отвечал я. — Паства в любезном отечестве моем состоит почти из 45 миллионов. Церковь ежегодно умножается приобретением новых чад. С 1828 года в течение 14 лет почти 216000 человек оставили расколы (последовало общее удивление и благодарение Богу). В 1841 году одних римско-католиков обратилось в православие около 13000. Армяне, протестанты, евреи, язычники в значительном числе ежегодно усыновляются чадолюбивой матерью нашей св. православной церковию. В Северной Америке и на Кавказе учреждены недавно новые епархии. Под тенью алтарей православных и у ног епископов более 60000 духовных воспитанников приготовляются для благословенного делания в вертограде Христовом. Общее число духовенства, т. е. священников, диаконов и прочих клириков, простирается свыше 116000.

— В этом числе заключаются и монахи? — спросил патриарх.

— Нет, Блаженнейший! Во всех монастырях российских, мужских и женских, находится более 15000 душ!

Последовало общее минутное молчание.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: