Опыт евхаристии онлайн

21 мая 2020 священник Артур Дубровский

Автор — священник Апостольской Православной Церкви (АПЦ).

Пандемия COVID-19 стимулировала богословские дискуссии в области онлайн-богослужения. Параллельно теологическому осмыслению в фокус внимания попали и некоторые попытки практического решения проблемы богослужения в условиях самоизоляции, включая удаленное освящение Даров и причащение верных.

Столь смелый эксперимент, вопреки предубеждению ряда церковных спикеров и иерархов, заслуживает всестороннего осмысления. В поддержку положительного принятия этого опыта я хотел бы поделиться традицией совершения онлайн-евхаристии в нашей общине.

Предпосылки

Для начала надо сказать, что для АПЦ изначально был характерен формат «квартирного православия» и, соответственно, у нас развита традиция внехрамовой литургии. Такое положение дел можно объяснить рядом объективных причин, но, на мой взгляд, домашнее собрание более предпочтительно для небольшой общины, нежели чем содержание полноценного храма. Дом христианина — это всегда дом Христа, дом Божий. А Его дом — это в первую очередь — дом молитвы. Я не вижу причины, по которой из круга этой молитвы нужно исключать молитву церковную, в том числе и евхаристическую. Кроме того, именно в обстановку домашней молитвы наиболее легко и органично интегрируется практика онлайн-присутствия. Нами это было сделано задолго до пандемии, естественным образом, без каких-либо проблем. Сегодня можно без преувеличения сказать, что в нашей церкви онлайн-литургия совершалась еще до того, как это стало мейнстримом во всем христианском мире.

Как это выглядит

Но в отличие от мейнстрима у нас имеется и своя специфика.

Во-первых, мы сразу отказались от идеи трансляции богослужения, которая позволяет человеку только лишь наблюдать процесс, никак не взаимодействуя с другими участниками. Для жизни общины важны возможность соучастия в молитве, пении и обсуждениях, а также атмосфера доверия, из которой были бы исключены внешние, случайные люди. Потому мы выбрали формат скайп-конференций.

Во-вторых, мы изначально мыслили удаленное участие в литургии полноценным, то есть включающим в себя возможность причащения. Так сложилось, что изначально участниками «на расстоянии» были сослужащие священнослужители, тогда как миряне собирались вместе с предстоятелем. Соответственно, вопрос удаленного освящения Даров на повестке дня долгое время не стоял. В условиях эпидемии, когда по ту сторону экрана оказались и все миряне, этот вопрос пришлось решать. И опять же, естественным образом, без каких-либо проблем, вполне органично мы пришли к практике удаленного освящения Даров.

Технически это выглядит так: человек заранее готовит чашу вина и кусочек хлеба и ставит их рядом с монитором. Во время службы священник вслух читает евхаристические молитвы (все молитвы на богослужении в нашей практике священник всегда читает вслух), подразумевая, что под словами «предлежащие Дары сии» имеются в виду не только хлеб и вино, лежащие непосредственно перед ним, но и те приношения, что приготовили верные у себя в домах.

Я считаю абсурдным мнение, что таким образом освятить Дары невозможно. Во-первых, никто не имеет полномочий посадить Святого Духа на режим самоизоляции и запретить Ему появляться где-либо еще, кроме как на Престоле подле предстоятеля. Во-вторых, мы знаем, что Христос исцелил на расстоянии слугу сотника (Мф. 8:5-13). Очевидно, физическая удаленность больного не оказалась для Него проблемой. Почему же мы должны считать, что освящение нашей евхаристии для Господа окажется более затруднительным мероприятием? Не является ли сомнение в действительности такого причащения признаком недоверия Богу и суеверного страха перед самими Св. Дарами?

Попутные замечания

Отмечу также несколько второстепенных вопросов, которые приходится решать при совершении онлайн-богослужений:

1. Довольно проблематичным является организация общего пения. Техническое обеспечение у всех разное, а соответственно и качество звука зачастую не является удовлетворительным. Этот процесс практически невозможно откалибровать и приходится сталкиваться с явлением, когда голоса накладываются друг на друга или трансляция подвисает. В этом вопросе мы еще находимся в поиске оптимального решения. Но пока на онлайн-богослужениях приходится отдавать предпочтение пению соло или хору нескольких человек, имеющих возможность собраться вместе и выходить с одного устройства.

2. Богослужение онлайн в формате конференции, а не трансляции, должно, на мой взгляд, быть закрытым для внешних, по примеру раннехристианских собраний. Не только ради сохранения доверительной атмосферы, о которой я говорил выше, но и ради исключения злоупотребления Св. Дарами случайными людьми, которые могут воспользоваться легкой возможностью заполучить их себе, не выходя из дома.

3. Традиционный церемониал православной литургии, во многом уже являющийся рудиментарным, в формате онлайн-богослужения является трудновыполнимым и даже в принципе излишним. Обряды малого и великого входа, исходы на солею, в центр храма и др. становятся просто бессмысленными и выпадают из богослужения. В фокусе такого богослужения вновь оказываются люди, а не ритуальное действо, ориентированное на архитектуру и интерьер храма.

Подводя итоги, отмечу что, безусловно, эти и многие другие, связанные с онлайн-богослужением вопросы, должны обсуждаться и не обязательно их решение должно быть повсеместно одинаковым. Но я уверен, что дальнейшее развитие удаленного богослужения (если это развитие последует) потребует со временем упрощения чина литургии. Причем это движение в сторону упрощения скажется и на традиционной храмовой форме богослужения в режиме офлайн.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: