Отче Александре, моли Бога о нас!

22 января 2020 Гелия Харитонова

Сегодня день рождения у человека, которого нет в живых, но который для меня живой всегда. И сегодня ему бы исполнилось 85 лет, если бы его не убили почти 30 лет назад. Это отец Александр Мень.

О нем много написано, у него много друзей, почитателей, учеников. Я никогда не видела и не слышала его живьем. Узнала и полюбила после его чудовищного убийства. Он и привел меня ко Христу.

Поэтому рассказывать мне как бы и нечего. Ничего своего. Все книги, лекции, аудио- и видеовыступления отца Александра — все в доступе.

Поэтому хочу только рассказать, как мы однажды с мамой ездили к нему на могилу. Это было в 2000 году.

Отец Александр для моей мамы — один тех людей, чья значимость и важность очень велики. Таковых настолько мало, что их можно перечесть по пальцам одной руки. Через нее я узнала о нем и его.

Она мечтала побывать там, где жил, служил, ходил, дышал отец Александр Мень.

Я в тот год работала в глянцевом православном журнале. Его издавало частное лицо и его давно уже нет. Но тогда был, и лицо это частное знало о мечте моей мамы. Однажды в приватном разговоре я обмолвилась. Не более.

И вот однажды я сделала какую-то дополнительную важную работу, за что тут же получила от лица сто долларов. В тот год это была ровно та сумма, на которую можно было купить билеты на поездку к отцу Александру. Что я и сделала.

Мама была счастлива, и даже боль в области солнечного сплетения, мучившая ее не один год, не стала помехой.

Маршрут мы узнали из книг об отце Александре. На тот момент я была обладательницей книг Зои Масленниковой и Владимира Илюшенко о дорогом пастыре и друге. На их обложках были крупные фотографии отца Александра. Помню, мама подолгу разглядывала их и говорила мне: «Гель, какое же красивое лицо! Ты посмотри только! Не лицо. Лик!»

Так вот, из этих книжек мы с ней знали, что от Москвы на электричке нам нужно было добраться до Пушкино, а от него на автобусе до Новой Деревни. Мы все рассчитали и везде успевали. Теоретически.

Как по плану-маслу, мы доехали на поезде до Москвы, на электричке до Пушкино и на автобусе до Новой Деревни. Нашли храм, «тот единственный дом, где с куполом синим не властно соперничать небо, и ладана запах, как запах приютского хлеба, ударит меня и заплещется в сердце моем», как писал о нем Александр Галич…

Был летний день. Теплый. Тихий. Мы помолились в церкви Сретения Господня (для нас и впрямь случилось Сретение-встреча). Долго стояли у могилы отца Александра. Походили по территории. Приветливые служительницы нас везде пустили, все рассказали, даже накормили. Из храма я заполучила икону и свечи. В книжной лавке скупила все книги отца Александра. С могилы его взяла камушков. И по нашему плану, нам уже пора было выдвигаться. Время отправления автобуса до Пушкино приближалось.

И тут случилось непредвиденное. У мамы вдруг разболелась ее эта область солнечного сплетения. Боль была настолько сильной, что она не могла сдвинуться с места. Мама вся побледнела, покрылась испариной. Села на скамейку. Какая-то женщина вынесла ей воды.

Я была напугана. И при этом с ужасом понимала, что если мы не попадаем сейчас на наш автобус, то мы не попадаем уже никуда, и на поезд до Минска в том числе. Пропадают билеты. Денег на другие нет. И никого знакомого в Москве нет тоже.

Мы сидели. Долго. Мне казалось, что прошла вечность. Я молилась Богу и просила отца Александра посодействовать — походатайствовать за маму перед Тем, с Кем прошла вся его жизнь, Кто был его Целью, Смыслом и Истиной.

Наконец боль стала проходить. Правда, прошло и время всех возможных наших отъездов из Новой Деревни. Мы попрощались и пошли на автобусную остановку.

Понятно, что наш давно ушел, и не один. До следующего автобуса было больше часа. Но и с ним мы уже не успевали на поезд домой.

На остановке не было ни одного человека, а на горизонте — ни одной машины.

И вдруг. Именно вдруг, внезапно — откуда-то появился микроавтобус. Наподобие маршрутки. Мы не верили своим глазам. Он остановился прямо рядом с нами, мы сели и поехали. К железнодорожной станции мы прибыли ровно за 10 минут до отправления электрички до Москвы. А электричка прибыла в Москву ровно за то количество времени, которое нам понадобилось, чтобы добраться до минского поезда.

Мы благополучно приехали домой.

Мама не сомневается, что это отец Александр помог и проводил нас. Как и в том, что он излечил ее. Потому что с тех пор боли в области солнечного сплетения больше не появлялись. Никогда.

Вот такое наше семейное чудо и помощь прекрасного и любимого батюшки.

Отче Александре, моли Бога о нас!

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: