«Пастырь» и «Ахилла» — две противоположности

9 января 2019 Алексей Плужников

Мы в своих публикациях не раз упоминали сайт «Пастырь», на котором священники, дьяконы, архиереи обсуждают вопросы пастырской практики. В июле прошлого года мы попросили отца Александра Шрамко задать на сайте вопрос (задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи-клирики) об отношении пастырей и архипастырей к нашему проекту «Ахилла», но ответа не последовало. И вот только в конце декабря пришел ответ от редакции «Пастыря» — в почту отцу Александру с припиской, что ответ не был опубликован на сайте, «согласно вашему пожеланию», хотя как раз нашим пожеланием была публикация ответа на сайте «Пастырь» и дальнейшее обсуждение. Но редакция «Пастыря» разрешила опубликовать свой ответ, что мы и делаем (с сохранением орфографии ответа):

«Об отношении к сайту «Ахилла»

«Пастырь» и «Ахилла» это — два разных (до противоположности) ресурса двух совершенно разных сообществ.

Аудитория, к которой обращается сайт «Пастырь», это — действующее духовенство. Одновременно, практикующие духовники являются и сообществом, формирующим контент сайта. Доступ к материалам требует регистрации, комментарии модерируются. В каком-то смысле сайт «Пастырь» можно назвать «ресурсом профессионального сообщества», если использовать стандартную классификацию. Его задача имеет практический характер — поиск продуктивного решения конкретных проблем.

Сайт «Ахилла», это согласно Манифесту «Ахиллы», — ресурс «церковных или бывших церковных маргиналов». Говоря о редакционной политике, «Ахилла» считает необходимым «показать жизненную картинку, черно-белую фотографию с множеством серых оттенков» («Манифест Ахиллы»). И несмотря на обещание писать не только о черном и сером, но и о белом — белого, радостного на «Ахилле» немного. Это не удивительно, потому что «Ахилла» — это сайт для критики в духе социальных сетей, для констатации проблем, для их обговаривания, а не для их решения. Манифест «Ахиллы» позволяет говорить «спорные, резкие, непочтительные вещи», и не призывает искать решения проблем, не заявляет, что на сайте можно говорить о Церкви только «мягко и почтительно».

Церковь на институциональном — земном уровне имеет множество проблем, как и всякая земная институция. Мы знаем об этих проблемах, быть может, не меньше, а больше, чем критики «Ахиллы». Но нашей целью являются не «маргиналии», в которых будут говориться «спорные, резкие, непочтительные вещи» о наболевших проблемах, а обращение к живому опыту людей, которые, находясь в институциональных рамках действующей Церкви не только в современной ситуации полной свободы, но и в годы гонений, смогли плодотворно трудиться во взаимодействии с предельно проблемной реальностью. Среди наших постоянных авторов в основном не «высокопоставленные» люди, а те, кто имеет собственный большой опыт пастырского и церковно-общественного служения и личный авторитет в среде духовенства. Это — церковные практики. Нам кажется, что именно их опыт и знания могут быть особенно полезны для решения приходских и личных проблем в пастырском служении.

Если брать в качестве отправной точки только негатив и социальную критику, то прийти к положительному решению будет невозможно. Плодотворным может быть только положительный опыт, личный пастырский подвиг преодоления, казалось бы, непреодолимых трудностей. Мы стремимся собирать такой опыт, доверительно обсуждать его, тщательно прорабатывать, обобщать и распространять. Это является нашей главной задачей.

С уважением,

редакция сайта «Пастырь»»

Из английского языка в современный русский пришло очень точное выражение, полностью подходящее этому ответу редакции «Пастыря», — bla-bla-bla, отписка, «ниочем». Мол, вы там на «Ахилле» ругаетесь и ничего доброго не предлагаете, а вот мы, «церковные практики», опытные такие, делимся мудростью, опытом, «прорабатываем, обобщаем и распространяем». Ну да, мы уже не раз публиковали этот опыт, который на «Пастыре» предпочитают обсуждать под замком. Кстати, редакция «Пастыря» выразила недовольство, что их подзамочные записи публикуются на «Ахилле» — вот только эти темы не подзамочны, а очень важны для общего рассмотрения и широкой дискуссии. Для того, чтобы вас не публиковали — заведите закрытый чат. А обсуждать под замком, например, историю отца Олега Курзакова и подлость епископа Питирима (Творогова), его угрозы Курзакову смертью детей — это гадко, будто сплетни кумушек на кухне. Уж если открыли рот, пастыри, будьте добры «проповедовать на кровлях».

А уж о ваших опытных пастырях мы тоже имеем представление — и чем «опытней» пастырь, тем больше информации об его опыте в народе церковном. Одно только имя протоиерея Артемия Владимирова в числе руководителей проекта покрывает сайт «Пастырь» позорным несмываемым пятном. Да и о многих прочих пастырях и архипастырях проекта, их поступках и высказываниях более чем достаточно информации, так что ваш «опыт» чаще говорит о том, что лучше бы вы молчали, а не «распространяли» свой душепагубный опыт на паству.

Но вы правы — «Ахилла» и «Пастырь» действительно противоположны. Поэтому множество пастырей и приходят на «Ахиллу» обсуждать важные вопросы внутрицерковной действительности, только приходится им это делать в основном анонимно, потому что родные архипастыри угрожают закопать (и уже не раз закапывали) тех, кто дерзает открыто публиковаться на нашем портале. А на «Пастыре» обсуждают смело, как кадить крестообразно, служить ли панихиды до отпевания, как произносить ектинию без диакона — это, видимо, тот глубокий опыт, без которого никуда. А как только начинают обсуждать что-то, связанное с духовничеством и паствой, так можно за голову схватиться, какую ахинею и мракобесие несут эти «опытные» пастыри.

Но, как говорят в таких случаях, спасибо за «ответ» — «мы вас услышали».

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: