Патриарх и Мерседес

28 июля 2020 Алексей Плужников

В связи с забавной новостью о том, как патриарх Кирилл «благословил» игуменью Покровского женского монастыря Москвы Феофанию (Мискину) «реализовать» Мерседес стоимостью почти в десять миллионов рублей, давайте проговорим вслух вполне очевидные вещи. Для закрепления аксиом, без которых трудно понять жизнь РПЦ последних десяти лет.

Все, конечно, уже не раз по поводу этой новости посмеялись горько или ехидно, что, мол, патриарх на себя бы посмотрел — сам постоянно в скандалах, связанных с роскошью. То старые истории про заработки через ввоз табачных изделий, то «духовные центры» в Геленджике, то яхта, то «исчезающие» часы, стоимостью чуть ли не как тот Мерседес, а таких часов у патриарха полно — мол, что вы хотите, дарят ему, насилком впихивают, приходится складывать по углам, не выбрасывать же подарки любящей паствы. То пылью квартиру патриарха сосед запорошит на миллионы, то бронированный лимузин с ФСО промчится по перекрытым шоссе, а то на вертолете или на бизнес-джете пролетит святейший над нищими российскими деревнями, размышляя о величии святой Руси и духовно-нравственных скрепах, которыми он эту Русь пришпандорит навеки к своему кошельку, простите, к царству небесному.

Скучно это. Уже сотни раз написано, и стало шаблонным — как попы на Мерседесах. Ну, или игуменьи.

Забавность новости, выданной Владимиром Легойдой, главой синодального отдела, который как бы занят взаимодействием с обществом и СМИ, не в этом, а в некоторых нюансах. Например, Легойда не удосужится пояснить, почему он подчеркнул, что, мол, патриарх «напомнил о своем благословении всем священнослужителям и монашествующим не пользоваться автомобилями, которые принято относить к роскошным, а необходимые для работы транспортные средства оформлять на обители. Об этом говорилось неоднократно, в частности, в 2012 и в 2017 году».

И? Легойда хочет своим этим напоминанием нам сказать, что клирики и монашествующие, а особенно — на начальствующих должностях, чихать хотели на благословения патриарха? Что вроде как патриарх восемь лет талдычит, а эти неслухи не чешутся, а только роскошествуют? Не говорит ли это об истинном уважении к благословению патриарха в среде клира и монашествующих? Не говорит ли это о том, что примером можно сделать больше, чем словами, впустую «благословляющим» годами и десятилетиями?

Но и это не главное. Напомним, что игуменья Феофания (Мискина) является настоятельницей ставропигиального монастыря, то есть напрямую подчиненного патриарху. Патриарх по сути является настоятелем этого монастыря, а значит должен быть в курсе всего того, что там происходит, включая бухгалтерию и стоимость авто, на котором почему-то разъезжает его подчиненная.

Но мы знаем, что страстью к Мерседесам игуменья отличается уже не первый год и даже, как пишут, не первое десятилетие. Мы знаем, что только в этом году патриарх дважды поздравлял игуменью с юбилеями — 25-летием настоятельства в обители и 55-летием со дня рождения, последнее поздравление было буквально в начале июля. Поздравлял ее патриарх, в частности, такими словами: «Особо хотел бы отметить Ваши усердие и ответственность, с которыми Вы исполняете возлагаемые на Вас Священноначалием различные послушания».

Таким образом, следует сделать два вывода — на ваш выбор. Либо патриарх совершенно не в курсе того, что творится в его ставропигиальном монастыре, он просто подмахивает поздравления, которые сочиняют его клерки, и только громкий скандал в светских СМИ заставляет патриарха обратить внимание и сделать какое-то невнятное телодвижение: мол, чего оскандалилась? Давай, реализуй Мерс, деньги мне отдай, себе потом купишь Lexus, только замаскируй его под монастырскую «Буханку», окна затонируй, приклей знак «Дети» или «Инвалид» и на глаза журналистам не попадайся.

Либо патриарх и так все давно знал, но его все устраивало, а погрозить пальчиком игуменье ему посоветовали те же клерки, типа Легойды или еще кого, чтобы кинуть косточку СМИ, которые так ополчились на его любимицу, снабжающую святейшего регулярно большими деньгами.

Вы в какой вариант больше верите?.. Ну и я в него же, да.

Похожая история у патриарха и в другом ставропигиальном монастыре — Троице-Сергиевой лавре. Наместник монастыря епископ Парамон (Голубка) устроил в лавре ковидный мор, нарушил предписания патриарха о карантине, но несмотря на то, что патриарх грозился жестко наказывать тех клириков, по чьей вине заболели или умерли прихожане во время пандемии, не только не слышно о наказании Голубки, но и даже пальчиком в его сторону не погрозили. Только один митрополит Иларион (Алфеев) «удивляется», что даже в присутствии патриарха в лавре плюют на санитарные нормы, предписанные этим же самым патриархом, который еще тут и настоятель.

И эти две истории со ставропигиальными монастырями вновь поднимают вопросы: то ли патриарх не имеет никакого влияния в своих монастырях, и его наместники творят что хотят; то ли то количество денег, которое приносят эти монастыри, перевешивает непослушание прямым указаниям самого патриарха, то есть на чаше весов, где лежат деньги и послушание — перевешивает всегда чаша с деньгами.

P.S. А пиарщик мятежного схимника Сергия (Романова) Всеволод Могучев публикует у себя в ВК фотографию воскресной службы в Среднеуральском монастыре — и храм забит прихожанами, адептами мятежного схимонаха. Теми самыми прихожанами, которые совсем недавно считались находящимися «в лоне РПЦ», которые смиренно слушали ежедневные поминания «великого господина и отца нашего святейшего патриарха Кирилла», а теперь с еще большим вниманием слушают обличения в адрес «патриарха-еретика», погрязшего в скрепах с государством и в роскоши.

Все потому, что Романов удачно попал в «нерв» простого, бедно живущего православного народа — он создал себе имидж «постника», бессребреника, живущего в келье со стоящим там гробом, — и за таким «аскетом» народу хочется идти. Неважно, насколько Романов в действительности таков, за кого себя выдает, думается, однажды некоторые адепты удивятся, узнав, сколько у него налички по тайным карманам и сколько недвижимости записано на него лично. Пока же созданный образ «старца Ферапонта» работает на Романова и работает хорошо.

А патриарх давно уже потерял всякое уважение и к себе лично, и к тем «благословениям», которые он раздает — это в народе вызывает или смех, или раздражение. Народ жаждет в духовные лидеры нового «гермогена», как уже назвали так Романова, или нового «патриарха павла сербского», чтобы вот так, в рванине, в схиме, с впалыми щеками, с горящим взором, в «домашних тапочках» повел народ за собой.

Куда повел? Ну, неважно — в царство небесное, в лесные землянки, в срубы на сожжение, на кремль или на убой — народ подсознательно ищет пастуха, который их поведет по своей воле, избавит от необходимости самим принимать решения о своей жизни, стаду нужна не цель, а возможность преклоняться перед пастухом, обожествлять его даже тогда, когда он положит своих овец на камень и занесет нож над ними.

Так что пока патриарх крупно ведет в счете с Романовым по пунктам «административная власть» и «количество денег», но зато не менее крупно проигрывает в любви и слепом обожании со стороны адептов.

А уж кто из них является бо́льшим «еретиком», «раскольником» или «духовным лидером» — решайте сами.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: