Плыви по течению, которое уносит тебя в ад

25 марта 2019 Ахилла

Новый текст из нашего проекта «исповедь анонимного священника». Наш автор — священник из Украины.

***

Я рос в православной семье. Отношение в семье насчет веры были хорошие. Никто не заставлял что-либо делать: хочешь — молись, хочешь — постись. Но видя, как родители идут к Богу, хотелось не отставать. Ходил на службы, читал на клиросе, и хотел стать священником. Все было в розовых очках.

Поступил в семинарию на очное отделение, параллельно учился в институте (заочно, думал, мало ли, теперь пригодилось). В семинарии много было хорошего и не меньше неприятного. Послушания, службы, занятия. Условия ужасные: раз в неделя баня, еда частенько просрочка. На молитву была принудиловка и не только — многие, чтобы не идти на службу, отлынивали на послушания. Пьянки, девушки, даже гомики, и все это в духовном заведении.

После окончания семинарии поехал на прием к местному епископу. Через пару месяцев рукоположили в дьякона, затем в скором времени в священника. Направили на приход. Первое время все было хорошо, ничего не предвещало беды: дед рассказывал, как хорошо быть попом — всегда будешь сыт.

За 7 лет служения поменял более 10 приходов. Недостаток денег, унижение, ложь, и список можно продолжить — это еще цветочки. Большее отвращение вызывает безразличие людей и лицемерие, особенно среди священников. Вскоре треснутые розовые очки разбились стеклами внутрь. Правду говорят: человек человеку волк, а поп попу волчара. Доносить, подставлять среди священников — это норма.

В это время я много читал, выполнял все положенное правило, и тут вдруг задумался: а что если это все не то? Не настоящее православие? Хотелось живой веры в Бога. Начал копаться в правилах церковных, каноны, история церкви. Многое расходилось с Евангелием. Сколько наложено «бремен неудобоносимых» на человека авторитетами и системой — нет числа, причем эти бремена изначально для монахов и только для них.


Есть, конечно, и достойные священники, которые несут бремя нелегкой жизни, и живые люди, и даже встречал среди них епископов. Так что, кажется, не все потеряно. Но система дала сбой, причем серьезный. Не правило мы должны брать за основу, а Евангелие. Не измышления авторитетов (иногда от таких авторитетов ломаются семьи), кто был свят (да, святые ошибаются, они прежде всего люди, при жизни они грешники), а Бога, тогда что-то изменится. А пока живем и надеемся на лучшее.

Есть ли разница между Церковью, в которую ты пришел когда-то, и РПЦ, в которой оказался?

Есть, и очень большая. Конечно, кое-что еще узнал до священства, но чтоб настолько, увы. Пока ты обычный прихожанин и не касаешься внутренней церковной жизни, то все хорошо. Когда ты оказываешься внутри, то тут просто шок. Все решают связи и деньги, вера тут вообще ни при чем, Евангелие лежит на полочке и пылится. Церковь настоящая — это люди. А церковь — это система, если ты не с нами — то ты против нас. И не дай Бог, если ты имеешь другое мнение — ты еретик и раскольник. Я еще не видел, чтобы вычитывание правил и прочие дополнения конкретно меняли людей. Все как раз наоборот: чем больше ты делаешь как правильно, тем сильнее ты ненавидишь обычных людей. Современное фарисейство правит.

Что изменилось для тебя за последние годы власти патриарха Кирилла?

Патриарху Кириллу очень благодарен, как отцу: показал настоящее лицо менеджера. Скандалы Pussy Riot, Руслан Соколовский — все расставили на места. Евангелие? Не, не слышал. Зачем оно? Лучшая проповедь для Кирилла — молчать. Последние его слова про выгорание священников — просто нет слов. Либо он игрушка в чьих-то руках, что хоть немного может его оправдать, а если все так и есть — то он циник. В других местах, в миру правила более человечные, а тут верующий.

Какие проблемы видишь в епархиальной жизни?

Проблемы в том, что ты никому, как человек, не нужен. Твои проблемы — это твои проблемы. Все, что от тебя надо: помахать кадилом, ублажить прихожан, привезти взнос в епархию, все. Отчетность на бумаге, а на деле — нуль. Если начнешь что-то делать здравое — учить настоящей жизни прихожан (а не мракобесной), то жди — доложат наверх или просто запретят. Думающие люди не нужны. Плыви по течению и все, несмотря на то, что течение уносит тебя в ад.

Каковы твои взаимоотношения с настоятелем, с братьями-священниками, с архиереем?

С архиереем не очень. С братьями священниками по-разному. Есть те, с кем можно пообщаться, посоветоваться, а есть просто офисные: привет, как дела? А есть и которые могут доложить, развернув все на 180 градусов.

Сейчас сам настоятель. До этого с настоятелем были хорошие отношения.

Каковы отношения между священниками в твоей епархии?

Есть обычные добрые люди, а есть просто откровенные циники. А так каждый живет своей жизнью — нет сплоченности и взаимопонимания. У некоторых психологические проблемы — страх и прочее.

Как живет обычный священник день за днем?

Обычный день такой: с утра служба, если есть праздник или воскресный день. Если нет, то занимаешься церковными делами: бумаги и прочее. Ругань с кем-то: с прихожанами, соседями, как все люди, короче. Можно и запить — не для ухода от проблем, а оттого, что не видишь в этом смысла, и от потраченного времени на всякую ерунду. Самое обидное — что все, что ты делаешь, никому не нужно. Кого-то привлечь очень нелегко, заканчивается тем, что у всех свои дела. Да и все во славу Божью делаешь — проезд и прочее иногда оплачиваешь со своего кармана. Такое чувство, что священнику питаться не надо.

Как выглядит приходская жизнь глазами священника? Социальная, миссионерская, молодежная деятельность на твоем приходе, в твоей епархии — это реальность или фикция?

Никак. Фикция. Она вроде есть, но только на бумаге. На самом деле это все очень не нравится самим священникам. Выбираешь любую возможность где-то подработать, а тут надо типа просвещать. Если бы был достойный стабильный доход — я б что-то делал. А так есть свободное время, а ты тратишь его на кого-то, а не на свою семью (вспоминаю слова одного архиерея, что, мол, семья только дополнение к твоему служению, может и потерпеть), причем никто толком не скажет спасибо, а еще укорит. Семья обычно на последнем месте, из-за этого часто ссоры.

Как ты видишь прихожан, каковы ваши отношения?

Разные прихожане. Есть нормальные — те могут предложить помощь. А есть и сложные. Многие, если им не угодишь, бывало, жаловались начальству. А так стараюсь со всеми уживаться, правда, иногда происходят конфликты, пытаемся договориться, мы ж люди.

Как выглядит финансовая жизнь обычного прихода, куда распределяются денежные потоки? Зарплаты, отпуска, больничные, пенсии, трудовая, весь соцпакет — как с этим обстоит?

Все очень запущено. В первую очередь налог в епархию — если, не дай Бог, не насобираешь, то пеняй на себя. Потом церковные нужды, зарплата штату. И уж в последнюю очередь зарплата священнику. Зарплата мизерная, иногда подрабатываю. Отпуска толком нет — 12 дней, обычно раньше приезжаешь, что-то всегда не так. Больничных нет — если очень надо, то тебе припомнят потом, что сам не рад. Пенсии — дело только лично священника. Епархия не заботится, а сам священник может только со своей зарплаты платить взносы, обычно ни у кого не хватает. Трудовых тем более нет.

Ты нужен только как рабочий, если сломался, то могут тебя выкинуть из системы (отряд не заметил потери бойца).

Как себя ощущает священник через 10 лет служения? Есть ли чувство правильного движения, духовного развития или регресс по сравнению с тобой, только что рукоположенным?

Вначале все как-то было хорошо, и хорошие люди поддерживали. А потом — пошло-поехало. Уже через 2 года ощущал странные чувства, думал, пройдет, а нет, только стало еще сложнее. Однозначно, регресс. В системе не дадут жить по чести — либо принимаешь правила системы, либо уходи. Твои духовные переживания обычно никому не нужны — списывается, что ты все время мало молишься и нет послушания (ценны рабы). А на деле — катимся в бездну, полное безразличие.

Если отмотать назад — пошел бы опять в священники?

Сложно ответить. В РПЦ — точно нет. Другие Поместные Церкви — наслышан, там получше. Но если бы был уже достаточно зрелым, то, скорее всего, нет. Не хочется быть зависимым материально от менеджеров.

Нет ли желания уйти совсем: за штат, снять сан или в альтернативную церковь?

Сан снять — точно нет. Скорее запуган, не знаю — типа расстрига и т.д. Альтернативную церковь — возможно, но, как показывает опыт других, не всегда там лучше. За штат — более всего подходит. Можно найти работу и спокойно жить без нервотрепки, и стабильный заработок.

От чего больше всего устаешь?

В первую очередь от себя. Постоянно себя ломаешь — там только говори «как надо», там ручку поцелуй, подхалимство. Нормальных отношений нет.

От бессмысленных собраний попов.

И от того, что почти все не хотят мыслить критически. Не хотят разбираться в вере — едят все подряд. Всякие старцы, святыньки — вся лабуда. Для людей самое главное — правила, боязнь их нарушить, пуганье адом. А Христос стоит в сторонке и плачет, что мы делаем. Есть одна ужасная мысль неизвестного человека: если б мученики знали, во что превратят веру и Церковь последующие поколения, то б они застрелились.

Есть ли разрыв между тобой-человеком и тобой-священником — насколько это разные люди?

Есть, к сожалению. Дома я один — покричать могу. А на приходе — переодеваюсь. Люди обычно не готовы воспринимать и любить человека таким, какой он есть. Хочется какой-то бомбардировки любви, как в секте. Из-за всего этого частенько запиваю горькую.

Священство — благо для твоей семейной жизни или проблема?

Проблема. Семья на последнем месте, постоянный переезд и нехватка денег. А на самом деле просто надоело жить в стрессе и вечных долгах, боязнь, что только обустроился — и опять переведут, ладно бы в другой храм, так нет — за 100 км… Жена говорит: уходи. А я все чего-то жду и надеюсь на лучшее, как дурак.

Каким видится будущее (собственное и РПЦ): ближайшее, лет через 10?

Собственное — наверно, уйду за штат. РПЦ — если люди поумнеют и снимут розовые очки, то РПЦ будет ох как нелегко. Хочу, чтоб перестало поддерживать государство, и дали РПЦ красный свет. Тогда увидим настоящих менеджеров — кто зачем пришел.

P.S. Пишу анонимно не потому, что трус, хотя присутствует страх (если найду работу достойную — напишу все), а просто не хочу доставить удовольствие начальнику убрать неугодного.

Ваш священник Николай. Имя и сан настоящие.

Иллюстрация: фрагмент картины Иеронима Босха «Ад»

Обсудить статью на форуме

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: