Почему я не верю в пост

8 марта 2019 Алексей Плужников

В пост я не верю абсолютно, совсем.

Все богословские аргументы в пользу поста, особенно, касающиеся мирян, считаю надуманными, притянутыми за уши.

Господь постился в пустыне сорок дней, искушаемый диаволом, — поэтому православные должны соблюдать Великий пост? Апостолы якобы постились перед выходом на проповедь — поэтому православные должны соблюдать пост Петровский? Ну, грецкий орех тоже похож на мозги — давайте лечить им головную боль. Какое отношение к нам, слабым, убогим современным людям имеют уникальный путь Богочеловека или выход на проповедь апостолов? Давайте и мы для полноты аналогии переедем в пустыню, вызовем диавола и будем проходить искушения, сорок дней полностью обходясь без пищи, или обернемся простыней, наденем сандалии и пойдем проповедовать в Рим? Или не стоит доводить до абсурда?

Аргумент «род сей изгоняется постом и молитвой» тоже считаю несостоятельным — кто-то из нас собирается бесов изгонять, записался на курсы экзорцистов?

«Будут поститься, когда отнимется у них Жених», — а разве Христос «отнялся» от нас? И разве под постом тут понимается среда-пятница и многодневные посты? Может, это вообще поэтическая метафора: с Богом у людей праздник, пир, а вот при потере Бога — пост, скорбь, плач?

Оставим в покое аскетов древности — на то они аскеты, на то и в древности. Это как «благочестивые предки» — такой общественно-полезный миф, когда надо воздействовать на адепта, указав ему недосягаемую высоту, идеал в прошлом, а потом носом ткнуть его, для смирения, в собственное лузерство.

И благочестивых предков тоже оставим в покое — мы немало знаем из истории, как люди постились в прошлые века. Как жили разухабисто, а потом ехали в монастыри — говеть на Страстной и причащаться, изображать «духовность» в течение недели. Помним истории, рассказанные Чеховым и Фуделем, а также многими другими.

Оставим седую древность на полочке в красном углу, вернемся к нам, православным России последних тридцати лет.

Скажите, положа руку на сердце, честно, как самим себе: хоть кому-нибудь соблюдение поста принесло что-либо, кроме проблем? Проблем в семье, проблем со здоровьем, проблем в отношениях с людьми, проблем с когнитивным диссонансом в собственной голове? Кто-то победил страсти с помощью «поста приятного», с каждой невыпитой кружкой молока стал больше любить окружающих, и т. д.? Ну вот честно, без постно-благочестивых ужимочек, а прямо?..

Перед каждым многодневным постом духовники начинают велеречиво проповедовать: «мол, святые отцы/старцы говорили: „лучше мясо есть, чем ближнего“, поэтому…» — и дальше начинают рассусоливать о важности съестного поста и проч. А потом, важно отпыхиваясь, благословлять прихожан и духовных чад на соблюдение поста, на послабления в посте, «на молочко», «потому что беременная, больной или путешествую»… Так, может, остановиться там, с чего начали? Представьте себе проповедь с амвона в Прощеное воскресенье: «Лучше мясо есть, чем ближнего — братья и сестры, давайте есть мясо! Мясо приносит вам спокойствие, мясо заставляет вас, аки сытого льва, добродушно смотреть на ближнего, который, как антилопа, проходит, поджав хвост, на цыпочках мимо вас. И антилопе хорошо — брат мой лев накушамшись, слава Тебе, Господи, поживем еще!»

Когда я только пару лет как стал православным и работал в школе, была у меня знакомая учительница, которая тоже начала поститься. Однажды рассказывает мне: «Меня на уроке один ученик спрашивает: „Марьиванна, а вы поститесь?“ — „А как ты догадался?“ — „Да у вас настроение плохое, орете на нас все время!“»

Как, узнаете себя, особенно в неофитский период?

Вспоминаю с ужасом себя и свои «постные подвиги». Я стал православным, еще учась в университете. На пятом курсе я был уже женат. Денег у бедных студентов практически не было, жили впроголодь, на полтавке и кильке. И тут как-то родители подкинули нам утку — большую, жирную. А было это накануне Великого поста, на масленице. И вот я, вместо того чтобы эту утку спокойно оставить лежать в морозилке до праздника, в порыве неофитского задора потащил ее в ближайший храм: мол, нате, батюшка, заберите от нас это искушение греховное — пост ведь наступает! Батюшка заржал (хороший батя, бывший прапор), подозвал пономаря: «Вася, забери утку — благословляю съесть!» — «Так ведь пост уже на мясное…» — «Ниче, придешь покаешься — отпущу грех!» — и опять ржет.

Я тогда себя подвижником чувствовал. Это сейчас понимаю, каким идиотом я был…

И дальше было то же самое (как и у многих): выискивание «следов яиц» в печеньях или в составе хлеба и прочее оцеживание скоромных комариков. Годами действовал на нервы маме, приезжая в гости во время поста и кривя морду лица от непостного угощения. Когда сам работал в храме пономарем, то ходил к духовнику с жутко важными вопросами: мол, в храме в трапезной нас кормят в субботу мясными щами, а я причащаться собрался завтра — как быть, как не оскверниться?

Люди часто интересуются, почему батюшки толстые. Я расскажу на своем примере. Я вообще в силу генетики склонен к перепадам веса. В детстве я был полненький, в подростковом возрасте и до 27 лет был жутко худым, с 27 лет (я уже два года был попом) начал резко набирать вес — в итоге, когда я ушел из попов в 36, то у меня было уже почти 20 кг лишнего веса. А через год-полтора после ухода я скинул легко и беззаботно 15 кг, потому что просто перестал поститься.

Так вот о толстых батюшках (особенно, если они служат на маленьком бедном приходе). У священника и так график питания сбит: минимум два-три раза в неделю священник не завтракает, зато натощак потребляет из Чаши после причащения прихожан, обильно заливая все то, что осталось в Потире, кипятком (Чаша должна стать абсолютно чистой, чтобы ее можно было протереть насухо платом). На пустой желудок это тяжело — много мучного, смешанного с кагором и кипятком.

Домой не всегда попадаешь вовремя на обед, а как пообедаешь, то падаешь спать — потому что потребление Святых Даров дает такой эффект, особенно на мне, абсолютном трезвеннике.

Вечером ты тоже часто служишь или бегаешь по требам, а значит ужинаешь очень поздно, часов в 9-10 вечера, а потом ложишься спать с полным животом. Как тут не начать толстеть? Да еще и образ жизни стоячий, малоподвижный.

Но и это еще не все. Что кушает батюшка и его семья, если у них денег хватает только на съемное жилье, лекарства, и на еду остается совсем мало? Они кушают «принос» — то, что принесли прихожане на канунный столик, «на помин души покойничка».

А что приносят в городском маленьком храме покойничку? Обычно или то, что приснилось во сне: например, покойник просит «накормить» его или «напоить», — или батоны.

Батоны на нашем кануне составляли процентов 70-80 всего приноса, особенно кошмарно было в родительские субботы. Куда девать эти батоны? Нищих у нас нет, работников храма — пара-тройка человек. Приходится тащить домой, сушить сухари и — есть. А куда деваться?

Остальная часть кануна была в крупе-муке, в домашних закрутках (часто просроченных, с ржавыми крышками), в конфетах-печеньях, консервах, картошке. Редко-редко что было действительно полезное.

Попытки объяснять людям, что семья батюшки не может трескать одни батоны и просрочку, часто заканчивались обидами прихожан: мол, мы от всей души, а он нос воротит…

Были, правда, некоторые святые старушки на приходе. Одна, в то время, когда я еще жил далеко от прихода и не мог сходить на обед домой между службами, приходила в храм, открывала дымящуюся кастрюльку и кормила нас вкусненьким, только что приготовленным: супчиком, пюре с котлетками, рыбкой на пару и проч. Вечная память этой доброй душе…

Другая была мудра: она приносила немного, но только лучшее: колбаску, оливки, свежие овощи, прочие качественные продукты.

Но в целом, извините, но скажу прямо: батюшка на городском одноштатном приходе в чем-то напоминает свинью, которой в лохань сваливают что ни попадя, жри, мол, и не чавкай!

Как тут не растолстеть?

Да и если ты не батюшка: что современному небогатому россиянину есть в пост? Картофель, хлеб, печенья, крупы, вермишель — то есть то, что ведет к набору веса, потому что сплошь углеводы. Все остальное дорого.

Я, как перестал поститься, практически забыл, что такое изжога, боли в желудке, а также маалокс. С рационом нет никаких вопросов: яйца, молоко (кислое и пресное), мясо и сыр по минимуму (тоже дороговато), курятина, творог, плюс замороженные или свежие овощи, яблоки. Работа сейчас сидячая, поэтому нельзя расслабляться с углеводами.

Но главный результат прекращения «постных подвигов» — никакие страсти меня не одолевают! Скоромная еда не вызывает ни «утучнения», ни «разжжения плоти», нет никаких «бесовских нападок», нет и желания ночью вломиться в холодильник и опустошить его, заглатывая все подряд. Просто нормальная жизнь, где желудок вообще не лезет со своими «подвигами» или «искушениями», а работает «бензобаком», как ему и положено.

Ну да, скажут тут благочестивцы коронную фразу: это все потому, что ты полностью подпал под власть бесов, поэтому тебя и не искушают, ты и так в их лапах. Это да — у благочестивцев всегда есть аргумент — как за, так и против, тут с ними соперничать в словесной эквилибристике бесполезно. Но я останусь при своем опыте: 16 лет жизни с постами привели меня к однозначному выводу: полной их бессмысленности и бесполезности, мало того — вредности как для здоровья, так и для души.

И это только касательно вопроса питания, я уже не говорю о посте супружеском — у нас на сайте (и не только у нас) эту тему не раз обсуждали: трудно подсчитать, сколько семей было разрушено из-за постных подвигов в постели…

В общем, простите, — не верю.

P.S. Конечно, у благочестивцев есть последний убойный аргумент — «так велит традиция-канон-устав-типикон-предание, не наше дело рассуждать — наше дело принимать, не нами устроено — отцы лучше знали, ты постись — а бесы трепещут…» и т.д. и т.п. Против демагогии не попрешь, аргумент «не рассуждать!» действует безотказно — но только на тех, кто не желает рассуждать, а желает слепо «спасаться». Правда, потом, после этих подвигов «спасения», оглядываешься на свою жизнь и думаешь, как много лет ты потратил на пустоту внутри блестящих фантиков…

Рисунок Вячеслава Полухина

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: