Почему я не верю в соборование
22 марта 2019 Алексей Плужников
Тонны масла, горы риса,
Миллионы прихожан.
В совокупности все это
Называется доход.
Почему же я не верю в таинство соборования?
Все знают «богословское» обоснование таинства елеосвящения, или соборования — стих из послания апостола Иакова: «Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему».
Почему одна новозаветная цитата из множеств других стала отдельным таинством — мне непонятно. Почему, например, историческое христианство проигнорировало стих чуть выше из того же послания: «Прежде же всех, братие моя, не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою: буди же вам еже ей, ей, и еже ни, ни: да не в лицемерие впадете»?
Но не будем сейчас богословствовать на темы цитат из НЗ, вернемся к соборованию. Итак, из цитаты сделали основу, вещество таинства: «призыв пресвитеров» (решили призывать семерых, для красоты числа) и «помазание елеем». Материально-наглядная база, так сказать, очень хорошо укладывающаяся в народно(языческо)-православное понимание духовности: чтоб можно было пощупать, помазать, приложиться и т.п., без этого каким-то протестантизмом и иконоборчеством попахивает.
А то, что практически полностью проигнорирована суть цитаты, которая, на мой взгляд, проста до безобразия, — это ничего. «Молитва веры спасет болящего» — все, весь ответ вроде бы тут. Молитва крепко верующего человека, соединенная с молитвой и верой болящего, сотворит чудеса, горы свернет, исцелит и т.п. — все это есть и в Евангелии, и в Деяниях. И вроде бы для веры и молитвы нет нужды ни в чине соборования, ни в другом чине — помолись Богу с верой — получишь.
Но нет, зачем — мы сделаем все сложно, длинно и «благообразно», «по чину».
Рецепт: берем одну болящую боярыню Синклитикию, зовем к ней семерых пресвитеров (можно еще с хором, для полноты ощущений), присовокупляем чин елеосвящения часа на полтора-два, с канонами, бесконечными повторами одного и того же, седмижды будем читать по Апостолу, Евангелию и «исцеляющей» молитве…
Хотя стоп. Может, какая боярыня Синклитикия и сподоблялась во времена крепостного застоя сбора вокруг себя семерых недовыпоротых духовных отцов, но для прочего народа, не могущего оплатить столь представительное собрание молитвенников, такое мало представлялось реальным даже во времена тотальной святорусской народности и самодержавия.
Так что в итоге остался один поп — с семью стручками для помазания и полным чином соборования для того, чтобы застрелиться, простите, помолиться.
И вот благословенные времена постсоветского возрождения духовности. Свечницы-пиарщицы из церковных лавок приучили народ: как только у вас где засвербило, закололо или вы легли в больницу — зовите попа, пусть исповедует-причастит и пособорует на закуску. Зачем? Ну как же — таинство ведь, а раз таинство — значит действует тайно и убойно, «для здоровьичка».
Скажите откровенно, вы много знаете примеров исцелений после соборований? Вот о чудесах исцелений по молитве какого-нибудь святого мы наслышаны из житий, а вот о соборовальных исцелениях что-то молчок… По крайней мере, вряд ли чаще, чем «после» молебна о здравии, поминания на проскомидии, на ектении, после прикладывания к чудотворной иконе, пития из водосвятных трехлитровок, кушания землицы с могилы старчика и закладывания за щеку камушка из Канавки.
Я все годы священства окормлял большую больницу, поэтому хорошо помню и знаю, что такое соборование и какая это мука для больничного попа.
Тебя вызывают в палату к болящему (часто этот болящий ни в зуб ногой насчет собственной православности и ему к чертям собачьим не нужен весь этот карнавал, но родня, по совету бабушки-гадалки-прихожанки, ему велела принять всю поповскую духовность, хужей не будет, а на врачей, как известно, надежды мало в России). В палате еще человек восемь. Духота, часто вонь, места почти нет, между кроватями узко, на тумбочках стоит всякая всячина больного — лекарства, еда, кружки.
Ты, поп, начинаешь эквилибристику, пытаясь на табуретке разложить соборовальные дела: миску, в которую сыпешь чего-нибудь, чтобы воткнуть семь свечек (которые в духоте начинают еще больше добавлять жары, тают, текут, пачкают воском все вокруг…). Ты достаешь пузырек с эликсиром спасения — елеем, смешанным с вином, — для семикратного помазания (твои руки быстро становятся жирными, и все, за что ты хватаешься, начиная от подрясника и заканчивая требником, тоже становится сальным). Еще ты вынимаешь семь ватных палочек, которые тоже норовят улизнуть куда-то (а потом, после помазания, они тоже жирные). Пристраиваешь с краешка Евангелие, крест — поехали!
И ты начинаешь процесс «воздвижения болящего». То есть пристроившись на пятачке, под храп соседей, хождение медсестер, разговоры родственников, внезапно пришедших навестить других больных, под скучающее выражение лица клиента, ты около часа (это если ты дерзнул что-то подсократить в чине соборования), истекая потом и вскоре уже хрипя, «молишься верою». (Меня поймут те, кто жил в городе, подобном Волгограду, — сходите в июле (плюс 40-43 С) в душную палату с закрытыми окнами в синтетическом подряснике с епитрахилью на шее полтора часа помолиться рядом с теми, кого ты только раздражаешь и кому не даешь смотреть телевизор или болтать по телефону…)
И вот однажды, когда я особенно усердно молился — случилось-таки чудо! В конце декабря 2012 года Синод РПЦ одобрил сокращенный чин соборования — как раз для «особых» случаев: в больнице и с одним священником, когда читается всего лишь один Апостол и одно Евангелие, и помазывается больной лишь один раз. Попы возликовали — чин сократился по времени в несколько раз, минут за 15 можно закруглиться. Правда, некоторые благочестивые болящие были недовольны: что-то попы вдруг стали быстро отбояриваться, халтурят — раньше полтора часа бубнели и семь раз мазали, чин по чину, а тут бац-бац и мимо, то есть мазнул один раз — готово. За такой суррогат и платить как-то неохота, ненастоящее соборова́ние (как в народе говорят).
В общем, для чего нужно индивидуальное соборование больного — я так за годы поповства и не понял. Исцеленных не видно, смысла тоже — чем хуже, например, молебен о здравии, или просто человека исповедовать и причастить? Неужели Тело и Кровь Христовы «слабее» маслица с вином? А если нужна именно «молитва веры», так надо не попов к больным посылать, а только святых угодников… Или их мощи, как народ любит. Приложился к Матронушке — исцелился. Народ в это все равно верит во сто крат больше, чем в поповские бормотания, не правда ли?
Но для чего на самом деле нужно соборование — я знаю. Оно нужно для мощного трафика народа и их денег во дни Великого поста. И вот тут вернемся к началу и повторим мой стишок про доход, масло и рис.
По давней славной традиции, которая особенно развита в деревнях, но и в городских приходах присутствует тоже, прихожане не только платят за участие в массовом соборовании, но и «сдают» растительное масло, рис, которые им велят в церковных лавках приносить для соборования. Зачем? Непонятно, но народ несет, видимо, думая, что в той миске с рисом или зерном и в том стакане с подсолнечным маслом, которым их мажут попы, умещаются все их пожертвования натурой… Кстати, на некоторых приходах велят еще приносить сахар (?) и вино.
И вот представьте, сколько крупный храм зарабатывает за Великий пост (а некоторые устраивают соборования и в другие посты, например, рождественский), если устраивает массовые соборования пару-тройку раз в неделю. На каждое соборование в храм набивается несколько сотен человек, каждый платит определенную сумму, обычно в несколько сот рублей. Плюс каждый покупает большую «соборовальную» свечу, которую он должен зажигать и тушить в нужном месте священнодействия.
И на такие соборования приходят все кому не лень: и некрещеные, и люди других вер, просто потому что их позвали родственники, или вообще мимо храма шли, захотели свечку поставить — зашли, а там народ. Ну, а где толпа, там значит выкинули что-то дефицитное — надо срочно становиться в очередь, а то вдруг елей и дешевое исцеление кончится…
Я на своем приходе во время Великого поста ставил условия: на соборование приходят только реально больные, только воцерковленные и перед соборованием — исповедь. Поэтому весь заработок шел в другие храмы, а у нас соборовались за весь пост человек 40-50, не больше.
Кстати, кто придумал правило: одно соборование не чаще, чем раз в год? В чем смысл? Говорят, мол, если часто соборуешься, то тем самым как бы не веришь в целительную силу таинства. Странно, а почему ту же логику не применить к исповеди, причастию? К молебнам, панихидам, подаче записочек? Причастился раз в год — и ходи, полный благодати.
Или говорят: сейчас всем «благословляется» в пост пособороваться, потому что «сейчас здоровых людей нет», не то что раньше. Простите, но это ведь бред сивой кобылы из рубрики «британские ученые доказали». А что, во времена всеобщей духовности на Руси наши предки-богатыри сплошь здоровые были и подковы гнули зубами каждый день? Те самые предки, которые не знали, что такое прививки, лекарства, гигиена, чистка зубов и прочее, и которые в тридцать лет уже считались чуть ли не стариками? Или если не было врачей и лечения, то и болезней не было? Небось, и чахотку, и рак, и венерические заболевания только в ХХ веке придумали на проклятом западе? Так что этот аргумент из той же серии — приходите все, больше народу — больше кислоро…, в смысле денег в церковной кружке.
И я уже не говорю о куче суеверий, связанных с соборованием, и распространяемых не только дремучими бабками, но и не менее дремучими попами. И про то, что собороваться надо только перед смертью, поэтому, если позвали попа на соборование — все, готовь домовину! И про то, что после соборования нельзя мыться неделю или три дня — а то благодать смоешь. А есть еще твердые убеждения, что после соборования нельзя… спать с мужем. Причем вообще больше никогда…
Некоторые попы еще и постсоборовальное масло народу раздают, чтобы помазывать все места, когда где прихватит…
В общем, не верю я в таинство соборования. В церковной практике это одно из самых бессмысленных и никем не объяснимых действ. Хотя для церковной казны полезное, поэтому так за него крепко держится «предание».
Читайте также:
- Почему я не верю в пост
- Почему я не верю в общину
- Почему я не верю в причащение
- Почему я не верю в исповедь
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)