«Открытое письмо» клириков: послесловие

3 октября 2019 Алексей Плужников

Открытое письмо почти 200 клириков в защиту заключенных по «московскому делу» стало, наверное, самым громким церковным событием прошедшего сентября в России. Давайте подведем некоторые итоги.

Думается, главным потрясением для всех стало именно само появление открытого письма — вне зависимости от содержания, — подписанного таким большим количеством клириков. Наши батюшки вдруг, на исходе третьего десятка «духовного возрождения» в России и РПЦ, смогли, наконец-таки, хоть в чем-то объединиться, да еще без указки архиереев.

Хотя по поводу «указки» нередко попадались и другие мнения. Недоверчивые говорили, что не может такого быть — наверняка попы все это сделали по «щелчку сверху» — мол, церковное начальство в лице патриархии и местных архиереев дало добро на маленькую порцию «либерализма», либо вообще это провокация Кремля — чтобы подписанты сами себя выдали, «помахали ручкой» компетентным органам, так сказать.

В первой версии позволю себе усомниться — судя по разбросу подписантов по епархиям, а также по их единичности (не много найдется епархий, из которых было хотя бы больше пяти подписантов, если не считать, конечно, Москву и Подмосковье). Трудно представить себе, что провинциальный малоизвестный сельский батюшка вдруг идет к архиерею и просит благословения подписать какое-то там мутное — да еще, возможно, политическое — письмо. Да никакой архиерей добра не даст на такое, поостережется. Если бы инициатива была санкционирована патриархией, то среди подписантов были бы совсем другие люди, «проверенные», да и было бы их намного больше.

А вот версия, связанная с Кремлем и органами, куда как более вероятна. Если это и не было специально подготовленной провокацией (скорее нет, чем да; хотя все упорно умалчивают, кто же конкретный автор текста письма, почему он стесняется показаться), то после, как стало известно, всеми подписантами заинтересовалась ФСБ — информация об этом поступала со всех концов РФ. Проводились беседы с батюшками, запрашивались их личные дела. Интересовались, «нет ли на приходах ячеек», «не собирались ли устраивать госпереворот», «кто финансирует»… Так и представляется старое-«доброе»: газета «Православная Искра», стачки в епуправлениях, листовки на приходах, выборность архиереев, фабрики — рабочим, землю —крестьянам, храмы — попам…

И священники испугались. По крайней мере, не слышно и не видно, чтобы отцы-подписанты вновь собрались и опубликовали «коммюнике», опротестовав такой «интерес» со стороны власти. Никто открыто не выступает, не делится со СМИ информацией, только между собой тихонечко перешептываются, вытирая пот со своих смелых лбов…

Одним из основных пунктов споров вокруг «Открытого письма» стал вопрос — политический это был акт или нет, было ли само письмо «политикой»?

Клирики-подписанты в один голос доказывали, что никакой политики в их действиях нет, только печалование и гражданственность.

Их оппоненты, в основном системные и просистемные товарищи — чиновники патриархии и священники «при должности» — дружно вопияли, что нет, подписанты «вляпались» в политику, чуть ли не готовят майдан, свержение госрежима и церковной иерархии, в общем, мрак и погибель (только подпевая «товарищам» из органов в их подозрениях). Договорились до того, что упорно советуют клирикам-подписантам вообще валить из Церкви.

Подписавших письмо клириков упрекали и «со своей стороны». Мол, а где вы были раньше? А почему вы не подписывали письмо тогда-то в защиту тех-то? А почему именно сейчас, почему именно в защиту вот этих людей, а не тех? А что вы хотели этим доказать? А кому это надо? И т.д. и т.п.

С одной стороны, в этих вопросах есть своя логика, и ответы было бы интересно услышать от священнослужителей. С другой — но ведь надо же хоть когда-то начать? Если человека, собравшегося совершить правильный, с его точки зрения, гражданский или пастырский поступок, все время дергать за чувство вины: а почему ты не сделал этот шаг вчера? — то так можно вообще никогда ничего не начать, а только жить вечно виноватым.

Нет, хорошо, что хотя бы что-то отцы решились сделать вместе, не только на очередной крестный ход сходить или на епсобрании посидеть дружною толпою.

Но тут возникают другие вопросы и проблемы. А дальше-то что? Ну выступили отцы, показали себя смелыми, поставив свою подпись, заставили часть гражданского общества вспомнить, что, оказывается, есть еще батюшки, которых можно уважать и слушать, а не только встречать их имена в скандальных сводках. Но завтра, послезавтра? Проблемы и беды в обществе появляются каждый день — будут ли новые открытые письма? Смогут ли священники и дальше объединяться вокруг общих целей?

И самый главный вопрос, который, думается, хотели бы задать многие церковные люди: отцы, а где ваше единство, братское плечо, где ваша смелость, открытые письма, публичные выступления и проч. касательно бед и проблем в РПЦ? Ведь именно тут ваше основное «место работы», тут место приложения и печалования пастырского, и часто гражданской позиции. Когда же вы сможете объединиться, создать некий профсоюз или какую-то новую «Группу 32-х» или «180-ти» (а там и «5000») клириков, которые будут не бояться отстаивать интересы низшего духовенства и мирян перед засильем патриарха и архиереев? Или по-прежнему все ограничится персональными анонимными исповедями на «Ахилле», которые все чаще и чаще читатели называют жестко, но, к сожалению, верно: «жалким нытьем инфантилов»?

Вот в этом главный — неопределенный — итог, вопрос «Открытого письма» пастырей: способны ли они стать в Церкви настоящими пастырями, а не разобщенными испуганными блеющими овечками, и отстаивать самих себя и паству от волков, наряженных в архипастырские шкуры?

Впрочем, вопрос риторический. Нет, этого не будет. А жаль.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: