Послушание и Улицкая: о взаимоотношениях настоятеля и клирошан

16 июля 2020 Ахилла

Недавно на официальном портале РПЦ «Пастырь», предназначенном для общения священства и архиереев по пастырским вопросам, появился оригинальный вопрос к собратьям одного священника — по поводу послушания клирошан настоятелю:

«Меня волнует вопрос о послушании клирошанина настоятелю. На протяжении нескольких лет я благословлял петь на клиросе благочестивых прихожанок, которые регулярно посещали службу, участвовали в таинствах Исповеди и Причастия. Со временем стали проявляться различные проблемы, связанные с их невоцерковленностью.

Одна начала читать литературу о староверах, решила креститься двумя перстами и одновременно высказывала мысль, что послушание должно быть только в монастыре. Я с ней беседовал, и она „скрепя сердце“ отказалась от двуперстия и исповедалась. Однако периодически другим прихожанкам она начинает опять говорить об староверии.

Другая (школьный учитель) „упрощает“ и даже переиначивает разные мои просьбы и наставления, высказывает восторг о произведениях Улицкой. На беседе (общей) перед постом я рассказывал о такой практике, как чтение Псалтири за 1 день, она начинает говорить об особой важности толкования Псалтири, а иначе ее „не поймешь“ (стало быть и читать пока не нужно торопиться).

При этом обе очень благоговейно поют на клиросе и очень любят службу, регулярно ходят в храм.

Стал задумываться. Как же реагировать? Начинать беседы по катехизации клирошан? Но о „послушании на приходе“, как спасительном, прошу сказать, дорогие отцы», — написал священник Игорь Коконев из поселка Невон (Иркутская область).


***

Мы попросили читателей «Ахиллы», клириков и клирошан, тоже ответить на этот вопрос — что они думают по поводу взаимоотношений настоятеля прихода и певчих.

Сегодня публикуем текст Ольги Карнаух:

Для начала нужно разобраться с понятиями. Что мы имеем в виду под послушанием? Если отношения послушника с духовным отцом, то это уместно именно в подобных отношениях, чаще всего в монастыре. Что касается приходской жизни, тут, чтобы не путаться, нужно придерживаться элементарной производственной дисциплины, где настоятель — начальник, служащие — подчиненные. Что считается правильным в таких отношениях? Лояльное и уважительное отношение подчиненных к начальнику, разумные требования «по работе», не переходящие на личные предпочтения и вкусы, начальника к подчиненным. Это схема отношений, позволяющая избежать многих недоразумений. Если же обратиться к реальной жизни, любая, даже самая лучшая, схема нуждается в расшифровке и пояснениях.

Начнем с начальника, так как именно в голове, как известно, зарождаются некоторые, не всегда желательные, процессы. Если в светском учреждении начальник-самодур — явление, вызывающее досаду и сожаление, то в духовной жизни это явление еще и опасное. Ярчайший тому пример — сегодняшняя коллизия с Сергием Романовым, однако и менее эпатажные варианты способны породить массу недоумений, разочарований, обид и даже отток людей из Церкви. На примере своей клиросной жизни с уверенностью могу сказать — значение личности и поведения настоятеля трудно переоценить хотя бы потому, что большинство простого народа не то чтобы не умеют, но даже и не смеют критически анализировать это самое поведение.

Что, на мой взгляд, важно понимать и всегда помнить настоятелю, да и вообще священнослужителю? Во-первых, то, что он есть «город, стоящий на верху горы» и это ко многому обязывает. Именно обязывает, а не дает права и возможности. Обязывает быть внимательным к своей духовной жизни, к своему поведению во всех сферах жизни, к своему уровню образованности и кругозору.

Во-вторых, то, что даже пост настоятеля еще не дает автоматически уважения, равно как и особой мудрости и права навязывать свое мнение, свои вкусы и предпочтения в чем бы то ни было. Почтение к сану не равно почтению, уважению и доверию к личности, носящей сан, — это надо заслужить. Настоятель может посоветовать читать или не читать какую-либо литературу, совершать то или иное молитвенное правило, может и даже должен предостеречь от ошибочных действий или образа мыслей. Но он не вправе требовать согласия со своим мнением или, тем более, безоговорочного послушания себе, если только это несогласие не ведет к открытому конфликту и противостоянию на приходе.

Настоятель — не удельный князек, не хозяин храма, не уменьшенная копия папы римского. Церковь — это единство всего верующего народа в Духе Святом, единый организм, где, по апостолу Павлу, «не может глаз сказать руке: „ты мне не надобна“; или так же голова ногам: „вы мне не нужны«» (1 Кор. 12:21). Это значит, что вовсе не зазорно советоваться с клирошанами и с постоянными прихожанами, вместе обсуждать насущные проблемы — от бытовых до бытийных.

Надо ли начинать катехизацию клирошан? Что значит начинать? Это надо было делать еще вчера. И не только клирошан, но и всех прихожан, а заодно и себя самих. Уж извините, но при нынешнем уровне духовного образования, о котором знаю не понаслышке, это никому не помешает. Поправьте меня, если я ошибаюсь, но разве это не первейшая обязанность священника? Какую пользу можно получить от участия в богослужениях, чтения Псалтыри, исповеди и причащения, если не понимать смысл и значение всего этого?

Что еще надо помнить настоятелю? Что он должен угождать Христу, а не сильным мира сего, ловить человеков, а не спонсоров, пасти овец Христовых, а не рассматривать их как объект для стрижки.

Что же касается клирошан — хочется пожелать им терпения и мудрости, христианской любви и смирения, кротости и послушания. В то же время, памятуя о том, что наши недостатки суть продолжение наших достоинств, желаю своим коллегам не впасть в человекоугодие, подхалимство и равнодушие к правде, равно и не соскользнуть в дерзкое обличительство и своеволие.

Если позволите — несколько советов. Во-первых, все разногласия решайте с глазу на глаз или в узко-«профессиональном» кругу, не стоит давать повод для соблазна.

Во-вторых, если уверены, что нужно объявить настоятелю о своем несогласии (а это надо тщательно взвесить), не забывайте о том, что неправы можете оказаться именно вы, и это надо уметь принять. Как и то, что право окончательного решения вопроса внутри прихода остается за настоятелем, а значит надо быть готовыми достойно принять отказ, будет ли это выражаться в подчинении или в уходе из храма.

Позвольте закончить замечательным наставлением ап. Петра:

«Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:

Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,

И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, —

И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.

Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5; 1-5).

***

Если у вас есть что добавить и вы «в теме» — присылайте свои заметки на адрес ahilla.ru@gmail.com

Рисунок Васи Ложкина

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: