Пост: диктат традиции или свобода верующих?

11 марта 2019 батюшка Лютер

Приближается Великий пост, и по новой начинаются рассуждения, что «пост — это не диета» и что «главное — не есть людей». Кто-то будет говорить о том, что на самом деле лучше есть курицу, чем морепродукты, кто-то будет вспоминать Иоанна Златоуста с его заботой о бедных, кто-то начнет снова доказывать, что в пост можно заниматься сексом… Эту шарманку мы слышим каждый год и всегда примерно на один мотив. Эти «либеральные» рассуждения в своей сути очень напоминают банальные диетологические рекомендации из противоположного лагеря о том, что в пост можно есть то-то, а нельзя то-то. В обоих случаях в основе лежит убежденность, что православные верующие не могут и не должны сами определять свою меру поста. Диктат традиции, диктат клира никуда не уходит, просто часть рассуждающих готова поступиться какими-то традиционными постулатами, а часть — не готова. Конечно, со стороны народа Божьего очень высок спрос на то, чтобы им сказали, как правильно, или дали бы официальное послабление. Сами миряне не готовы, не чувствуют необходимости самостоятельно определиться. Им нужно, чтобы им указали, научили, дали отмашку на нарушения. Это снимает с них всю ответственность.

Церковь, к сожалению, не учит людей ответственности за самих себя и свою духовную жизнь. Это не проблема РПЦ, это проблема Церкви как таковой. Ценность человеческой свободы и самоопределения в Церкви постоянно подвергается сомнению. Поэтому, например, в рассуждениях о посте постоянно делаются отсылки к авторитету Церкви — либо к необходимому послушанию Ей, либо к необходимому возвращению «к истокам».

Как церковные люди (неважно, либералы или консерваторы) посмотрят на своего собрата, который скажет им: «я сам для себя решил, что в этот пост отказываюсь от кофе» или «я решил, что буду поститься в другие даты»? Скорее всего, как на человека, отбившегося от коллектива, выдумывающего что-то свое и, поэтому, чужого.

Почему бы духовенству не начать этот Великий пост с того, чтобы объявить: «Богу все равно, что у вас в тарелке. Определяйте меру своего телесного воздержания самостоятельно и не чувствуйте за это никаких угрызений совести»? Гораздо важнее сейчас научить людей свободе и духовной самостоятельности, чем насильно загонять их в жёсткие или не очень жёсткие, но рамки.

В качестве небольшого дополнения… — документ из параллельной вселенной, а вернее, из эпохи христианского возрождения 60-х годов. Поскольку момент, когда его необходимо было принимать, благополучно упустили, то теперь этот текст представляет собой исключительно исторический интерес и никак не влияет на современную повестку.

Материалы Комиссии при Священном Синоде РПЦ по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора, 1968 год

III. Церковный строй

Г. Приведение церковной дисциплины о постах в соответствие с требованиями современности.

Пост есть сугубое воздержание христианина, простирающееся на душу и тело со всеми их силами и чувствами.

<…> Св. Церковь всегда была рассудительна в вопросе о посте и не налагала бремени, которое было бы непосильно человеческому организму.

Постепенно различные постановления о постах, которые возникали с разной практикой в поместных церквах, стали общепринятыми сначала в монашеской жизни, а потом перешли в практику для всех членов Церкви. <…> Рассматривая практику соблюдения постов в Церкви первых веков, мы считаем, что возвращение к прежней дисциплине соблюдения поста может удовлетворить требованиям современности. При этом мы считаем нужным из общей массы верующих выделить монахов, обязанных особой строгости жизни. Для монахов дисциплина о постах остается без изменения. Для немонашествующих нужно оставить пост в таком виде, в каком он был в древней Церкви, т. е. выделить особое значение Великого поста, а также среды и пятницы в отличие от других постов, которые должны быть ослаблены.

  1. Великий пост

Это древний, общеобязательный и самый строгий пост. Великий пост должен быть сохранен по каноническому авторитету и значению в своей традиционной продолжительности. Учитывая древнейшую практику, в субботу и в воскресенье, в течение всей Четыредесятницы, должно быть ослабление поста <…> Страстная седмица должна сопровождаться строгим постом. От Пасхи до отдания праздника не должно быть поста в среду и пятницу. Также как и Святки, весь пасхальный период должен быть вне поста, согласно практике древней Церкви <…>

  1. Рождественский (Филиппов) пост

В древней Церкви он был известен как трехдневный пост перед великими праздниками Рождества Христова и Богоявления, потом, после отделения празднования Богоявления, рождественский пост был пятидневным, недельным, двухнедельным и даже сорокадневным. Теперь Рождественский пост в монастырях должен быть сохранен с прежней продолжительностью. Для немонашествующих — ослабленным, с исключением поста в субботу и воскресенье, но с сохранением строгого поста в дни предпразднства (от 20 декабря до 25).

  1. Апостольский (Петров) пост

Апостольские постановления точно обозначают семидневную продолжительность этого поста. По свидетельству Вальсамона, монахи этот пост содержали с недели Всех Святых до праздника св. апостолов Петра и Павла.

В настоящее время монахи должны сохранить его полностью. Немонашествующие постятся в его последнюю неделю.

  1. Успенский (Богородичен) пост

По свидетельству Никона Черногорца, некоторые христиане постились с 1 августа до праздника Успения, разрешая пост в праздник Преображения. По другим свидетельствам истории — Успенский пост начинался после Преображения. Теперь Успенский пост должен быть сохранен с прежней продолжительностью, но с ослаблением в субботу и с отменой в воскресенье и в день Преображения Господня.

Великие и храмовые праздники (кроме Воздвижения Креста Господня) отменяют пост, если они по календарю выпадают в постные дни. По установившейся практике считать возможным вкушение рыбы во все постные дни, кроме дней особо строгого поста. <…> Итак, учитывая требования современности, мы предлагаем приблизиться к практике, освященной древней Церковью. Это во многом облегчит пост и в то же время не нарушит церковных отеческих преданий. Монахам же, добровольно избравшим постническое житие, и всем желающим членам св. Церкви — все посты оставляются в их традиционном виде. Св. Церковь похваляет их подвиг и ревность о спасении. <…>

Источник

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: