РПЦZ-православие и вопросы без ответов
21 мая 2022 Алексей Марков
Для начала напомню: Русская Православная Церковь Зарубежом была основана бежавшими от советской власти эмигрантами и все время существования Советского Союза была подчеркнуто антисоветской, она была прямой наследницей Российской церкви синодального периода. В начале нулевых бо́льшая ее часть вошла в состав Московской Патриархии, став ее максимально независимой от центра частью. РПЦЗ действительно не испытывала никакого политического давления фактически все годы своего существования, все было свое, внутреннее. И вот тут важный момент — она всегда была церковью имперской, разойдясь с большевиками именно в том, что́ Россия такого уникального должны принести в этот мир. В самой мировоззренческой базе РПЦЗшники в значительной и влиятельной массе своей продолжали верить в особое русское мессианство, в условно (а то и буквально) тот самый третий Рим. При этом активными прихожанами и клириками РПЦЗ оставались русскоязычные люди наиболее правых взглядов. О близости европейской части РПЦЗ нацистам и фашистам во время Второй Мировой известно довольно хорошо.
Для РПЦЗ Украина всегда была окраиной империи, не имеющей права на самостоятельность и самоопределение, малороссы — ну это такие русские со своим диалектом русского языка; и не надо думать, что это изменилось. Я лично слышал, как ныне действующий архиепископ Кирилл, глава приходов Западного побережья США, потомок белоэмигрантов, прямо на проповеди во время начала вторжения России в Крым призывал «молиться, чтобы Америка не лезла в дела России», и подобное — далеко не единственный известный мне пример.
Но вернемся назад, в советское время. Связь церковных людей с эмигрантской и антисоветской РПЦЗ в СССР начала формироваться сквозь плотный железный занавес. Первые ее сторонники, такие как будущий первый священник РПЦЗ, рукоположенный для служения внутри России о. Стефан Красовицкий, появились в начале 70-х. Людей привлекали именно консервативные, вплоть до монархических, взгляды, склонная в то время к экуменизму советских времен РПЦ казалась беспринципной, подчиненной воле безбожной власти, в отличие от «чистого русского православия» зарубежников.
Постепенно начали проникать нелегальные книги, изданные чаще всего в типографии Джорданвилльского монастыря РПЦЗ в США, а произошедшая в начале 80-х в РПЦЗ канонизация императора Николая II с семьей заметно повлияла и проявила консервативный имперский настрой внутри РПЦ. Иконы не признаваемого тогда святым Московской патриархией царского семейства стали своего рода признаком «правильного» православия, не казенного и не либерального «меневского». Такое влияние было безусловно доминирующим у многих популярных духовников и в почти единственном тогда существовавшем на территории СССР Псково-Печерском монастыре, будущий митрополит и «духовник» президента Путина Тихон Шевкунов формировался как верующий именно под таким влиянием.
- Монах и генерал
- Z-митрополит Тихон (Шевкунов): Если бы Путин не видел жизненно важных показаний для этой операции, он бы ее не начал
- Z-митрополит Тихон (Шевкунов): Нам не нужна победа над украинским народом… нам нужен божественный мир
- Митрополит Тихон (Шевкунов) о царе Николае II: Господь благословил его отойти в сторону
Еще раз — для РПЦЗ-миропредставления никакой Украины нет и быть на может, есть окраина, Украину создал Ленин… Ничего не напоминает? Да, все речи и взгляды Владимира Путина на украинский вопрос — это трансляция имперского понимания РПЦЗ в незамутненном виде, это не советское влияние. Таким образом, без идеологии РПЦЗ минимум повода, а скорее и подоплеки для текущей теперь «специальной военной операции» не было бы, как и вообще путинской идеологии, представляющей из себя постмодернистскую смесь из советского и царского под православной символикой имперства, просто не сохранилась бы вторая и важная составная часть, не была бы, скорее всего, донесена до создателей новой гибридной имперско-мессианской версии третьеримства, которую можно обозначить известной фразой «Россия — последняя надежда Бога на земле».
Теперь идет обратное влияние, большинство новых прихожан РПЦЗ — новые эмигранты из бывшего СССР. А новый глава РПЦЗ, что придет на смену скончавшемуся митрополиту Илариону (Капралу), должен быть утвержден Z- патриархом Кириллом. На среднем и низовом уровне, по моим данным, многие, если не большинство прихожан РПЦЗ так или иначе поддерживают агрессию России, в лучшем случае за риторикой о «молитве за мир» не следует однозначного осуждения агрессора и совершенных его войсками военных преступлений.
Общая канва движения в Московской патриархии и следом в РПЦЗ — все дальше от христианских основ, от мирового православия в сторону собственной мессианской, использующей христианские атрибуты, религии Z-православия, или орто-вуду, на мой взгляд, очевидна и наглядна. Тут часто возражают, что ведь есть, и не так уж мало среди членов РПЦЗ, как и МП в целом, действительно искренних христиан, не отравленных до потери нравственных основ мессианским имперством. Ответим грубоватым, но понятным примером: ведь ошибочно было бы делать вывод о миролюбии и позитивной направленности деятельности секты Аум Сенрике исходя из того, что там встречались добрые и готовые к самопожертвованию люди? Вот так и здесь, мы не обсуждаем или осуждаем конкретных людей, мы говорим о направленности, становящимися базовыми движущих силах, действительной философии религиозной организации как таковой.
- Суицидально-апокалиптическая секта «Мы — в рай, а вы все сдохнете»
- «В Россию можно только верить» — или в Третий Рим?
В случае РПЦЗ особо показательно, что того внешнего влияния светских властей и спецслужб, как испытывала церковь и особенно ее лидеры в СССР и России, здесь не видели. И все равно мессианская имперская идея со всеми вытекающими оказалась столь сильна и соблазнительна, что Иисус из Назарета становится как бы ее Слугой, Проводником и поддержкой.
Я космополит, но в завершение хотел бы задать вопрос, что все чаще приходит в голову теперь и на который нет у меня однозначного ответа. А может ли существовать русский патриотизм без имперства? Ведь нет и не было в России национальной церкви (отдельная тема о староверах, мы в нее углубляться сейчас не будем), а в самой базе как религиозного, так и в принципе русского самосознания лежит это особое мессианское чувство, желание видеть себя третьим Римом или новым Израилем, вера в способность и предназначение явить нечто особенное, не очень понятно что — в диапазоне от самой правильной духовности до коммунистического будущего, но однозначно, что дано привнести в этот мир только России. Отсюда, может ли Россия быть не империей и насколько при том останется собой?