Самуиловщина
22 марта 2018 Алексей Плужников
Эта рецензия была написана в 2010 году. Публикуется с некоторыми сокращениями.
***
Рецензируемая книга называется: «Старец Самуил. Да благословит Господь читающего и слушающих эту благодать…». Автор-составитель — хорошо знакомая нам Лидия Емельянова, распространитель культов Славика Чебаркульского и «старца» Алексия Пензенского. Книга издана в 2008 году в Санкт-Петербурге все тем же «Просветительским и благотворительным центром „Благовещение“», который выпускал книги о Славике и «старце» Алексии. Эта книга — первая часть из двух, вторая часть издана в 2010 г.
Бестселлеры матушки Лидии (напомним, она жена петербургского священника Геннадия Емельянова, который всячески поддерживает все ее «труды») получили официальное «признание» и попали в список книг, запрещенных Издательским Советом Патриархии к распространению в церковных магазинах. (Правда, этот «индекс запрещенных книг» Издатсовета так и остался неразвитым, видимо, пропал интерес к составлению каталога — прим. автора 2018 г.)
Первое, но самое удивительное, что видишь, открывая книгу — это «благословение» митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), скончавшегося… в 1995-м году. Как такое возможно? Очень легко: у матушки Лидии возможно абсолютно все, если происходит «по вере». Так, она рассказывает в предисловии, что в начале 90-х общалась с митрополитом Иоанном, и он якобы ее благословил на будущее написать важную книгу о «великом Старце», а спустя 10 лет она «в тонком сне увидела Владыку Иоанна, его келью и вновь услышала весь разговор наш с Владыкой и поняла, как прозрела — по чьему благословению и предстательству выходит в жизнь эта книга». (с.7)
Вот как Л. Емельянова описывает источник получения материалов о «дивном Старце Самуиле» (здесь и далее сохраняю орфографию книги):
«Однажды в редакцию пришло такое письмо (…): «Яко с нами Бог! И Его крестная СИЛА! Господи, благослови!
Многоуважаемая сестра во Христе — Лидия!
Благодарю Бога и тебя за богоугодный твой труд во спасение многих, написание книги об отроке Вячеславе: „Бог говорит избранникам Своим“.
Для всех нас, верующих, а также только ищущих Бога и ПРАВДЫ Его, этот твой труд — откровение и вразумление. Для меня эта книга стала настольной. Полюбила и приняла сердцем и душой Славочку: за его чистоту души, любовь к Богу и людям, за его безкорыстную помощь болящим; моя детская душа и сердце всю его жизнь и подвиг ради спасения людей с благодарностью принимает.
(…) Немного о себе: Аз есмъ — православная христианка Галина, проживающая в г. Харькове, одинокая 67-летняя пенсионерка. Так было угодно Богу, я раньше не понимала, а потом научилась с Божией помощью понимать и анализировать все, что со мной происходит — это не случайно, но по воле Бога. Замуж я не выходила, детей у меня нет, живу одна с Богом.
Сестра моя во Христе, Лидия! Книга твоя, когда я ее прочитала много раз, открыла мне глаза на другую, подобную ей историю из нашей православной жизни. Только стоит подумать и сопоставить. У нас, в святой Киевской Руси, жил такой старец и пророк — дедушка Самуил, так он себя называл. (.) Этот дедушка, когда ты о нем почитаешь, открывает такую Истину, как бы приклоняет Небеса к земле. Такого откровения нигде не почитаешь!
(.)Этот материал должен стать достоянием всех людей под Солнцем — для вразумления и спасения!» (с. 4–5).
Вот так мир узнает о новых «святых отроках» и «старцах» — от пенсионерок с «детской душой» перетекают байки к духовно нездоровым попадьям и становятся «житиями».
«Житие» Самуилово
Будущий старец — Самуил Пасекун — родился в «1903-м г. в Сумской губернии Тростянецкого уезда у пос. Поляное, на хуторе Костелка, где и прожил всю свою жизнь». (с.13) С детства, как и положено будущему святому, он удалялся игр, но всегда стремился в церковь, за что и был сподоблен в двенадцатилетнем возрасте явления святителя Митрофана Воронежского, который «напророчил» ему о его особом избранничестве и грядущих скорбях и трудах. (с.15)
После многих лет тяжкой жизни, в нищете и болезнях, Самуила якобы посетила Божья Матерь вместе со святителем Николаем, Иоасафом, царевичем индийским, и Архистратигом Михаилом, благословив его иконами. (с.17) Исцелившись после чудесного посещения, Самуил стал строить себе хатку: «Ему Бог-Отец Сам колышками определил размер хатки, отмерил и сказал: — Вот и хватит тебе». (с.17)
В 1947 году Самуилу явился Сам Христос с Божьем Матерью и «тридцатью пресветлыми Архангелами». (с.18) С этих пор и стал Самуил регулярно бывать на Небесах, в Раю и Аду, «во спасение людей Божиих». (с.18)
А 11 ноября 1961 г. с Самуилом случилось то, после чего обычно забирают в психиатричку на постоянное лечение:
«В час ночи забрала Самуила душой огнеобразная Няня — Премудрость Божия — и отнесла на Второе Небо, где вскоре увидел он в продолговатом круге неприступного золотого Света Пресвятую Троицу и услышал слова:
— Самуил, Божия воля совершается в тебе, ты от сего часа еси — священник Бога Вышняго.
А через некоторое время он получает особое повеление от Иисуса Христа, и от Него же принимает Божественное рукоположение со словами:
— Самуил, совершать тебе повелеваю напутственные и отходные службы в своей Сионской горнице, а парастасы с дариношением в Церкви, и все требы оформляй по закону церковному и прими ДАР ДУХА СВЯТАГО ПРЕДОСТАВИТЕЛЬНЫЙ — и еще Господь сказал: — Что невозможно у человеков, то возможно у Бога! И сие совершил Господь Иисус Христос в присутствии Своей Пречистой Матери с тридцатью Архангелами. Вот кто был свидетелем и поручителем у Самуила, верного и любящего служителя Божия!
И уже к 1962 г. были отслужены Самуилом требы об усопших сродниках и знакомых всех благодетелей, родных и близких. Они были первыми, кого и освобождал Господь из Ада по предстательству Самуила, который позднее провожал их в обители Рая». (с.18–19)
С этих пор и до конца жизни главным занятием Самуила стал сбор записочек и пожертвований для вывода людей из ада. Он так трудился на этом поприще, что Господь приходил к нему помогать, называя его «брате Петре», «это по дару благодати, равным со святым Апостолом Петром, и написать об этом также Господь повелел Самуилу». (с.20)
Однажды Самуил задумался (что-то вспомнился мне его двойник — Порфирий (Паршек) Иванов, которому тоже однажды «мысел пришла в голову»): почему именно его избрал Господь на такое великое дело? «И получил ответ от Архангела:
— У Бога самое высшее — это смирение со страхом Божиим, а этого ученые и благочестием высокие, да имущие верх церковной власти — не имеют. А ты, Самуил, указываешь Богу на благочестие мiра и века сего, которое вселится во Аде…» (с.22) Эта мысль во всех книгах у матушки Лидии основная: истинное спасение и вера — только у найденных ею «святых» отроков и старчиков, а в «официальной» Церкви — только апостасия и тайное служение антихристу.
В 1977 г. окончательно впавший в маразм старец написал: «Вот уже тридцать лет этот ПРЕДОСТАВИТЕЛЬНЫЙ ДАР ДУХА СВЯТАГО на мне. Видел, как Господь забирал от Ада, чрез мое поручительство всех грешников от Адама до Потопа…» (с.22) В 1985 г. «великий пророк» в возрасте 82-х лет умер, но остались продолжатели его дела (как и у Паршека). Вот что пишет один «духовно опытный и сострадательный к людям» священник (если верить авторам), некий о. Даниил:
«Великое это писание — о загробной жизни, которое ты дала мне почитать и что-то определить для будущего доступа его ко всем людям, чающим спасения, необходимо оно всем — как мирянам, так и священству, ведь это мы должны вести людей ко спасению и к Богу!
И открыто оно было чистому человеку: старцу Самуилу с Богом — с неиспорченными помыслами и чистым, незапятнанным грехом умом. Он, сей старец — внешне малограмотный, без институтов и семинарий, а описал ВЕЛИКИЕ ВЕДЕНИЯ БОЖИИ!
Пусть его рукописи так и хранятся у вас, а вы найдите высокограмотного человека, верующего — пусть он сие перепишет и подготовит книгу, и Господь определит дальнейшее, все сие должно дойти до людей, которые часто не ведают где живут и зачем…» (с.25–26)
И вот, рукописи достигли «высокограмотного» человека — Лидию Емельянову, которая и опубликовала в этой книге записи Самуила. Далее, после жития, идут почти 500 страниц восторженно-«духовного» бреда, который не стоит всерьез анализировать, только вкратце упомянем некоторые моменты.
Бред Самуилов
Самуил скромно причисляет себя к апостолам: «И на сегодняшний день это избрание Божие проходят во Вселенной семьдесят человек в одно время, в честь семидесяти Апостолов (.) Проходят это служение избранники Божии в разных странах, городах и весях, там, где Господь определил им быть, а может быть, куда Сам хотел идти Своим Божеством чудодейственной Силы. „И се, есть — единица избрания Христова от числа семидесяти — Самуил, в котором Аз живу, и се творю, во Спасение людей Моих“». (с.37)
Самуил в подробностях описывает устройство рая, с точными указаниями, где что находится: «Напротив Земли на высоте такой, сколько от Земли до звезд, столько и за звезды. Потом синяя воздушная завеса, яко один километр, и вот вам — Первая Твердь Небесная». (с.39) В таком же стиле описываются и остальные уровни и закоулки небесного мира. Народ спасенный раскатывает там в каретах, рассиживается «на диванах компаниями» (с.41), прогуливается в садах с яблонями и пальмами, но все зависит от уровня, на котором проживает спасенный.
Ад от Земли совсем неподалеку, за углом, можно сказать: «Чтобы достигнуть Ада, надо облететь с Иерусалима часть нашей Земли в любом направлении. Кончилась Вселенная — спускайся вниз до Созвездия, и уже увидишь Адскую землю». (с. 49) Очень просто: сначала вбок, потом набок, не доходя упрешься.
Ад тоже описывается со смачными подробностями, но при этом напускается таинственность, мол, кой-о чем не велено рассказывать, пока сроки не подошли. Но и то, что рассказывается, веселит от души. Оказывается, в Аду много «атомной руды», «когда только были свергнуты с Неба во Ад возмутившиеся Ангелы, то они быстро сделали атомное оружие, и этим воевали против Бога! Вот откуда начало атома». (с.51) Что ж, гражданка Емельянова — опытный промыватель слабых мозгов: народ с удовольствием и «детской верой» сглатывал байки о динозаврах, живущих под землей, и червях, выползающих из ада на кладбищах, почему же теперь не скормить народу экшн о звездных атомных межангельских войнах?
Замечательно (в стиле Юлии Вознесенской и прот. Александра Торика) описываются адские муки грешников, особо запомнилось вот это: «Кто писал светские, греховные и вредоносные романы, песни, дурные басни и оперы — эти сидят в таком зловонии, что если бы их привели в городской сортир, где тысячи людей оправляются, то они бы для себя сочли это место счастьем». (с.57)
А Самуил, как истинный герой боевиков, «был в самом Кремле Денницы», который называется по-простому: Сицилия, и «Силою Божиею боролся с Денницей и победил его». (с.58)
Далее проповедуется учение об убиенных во утробе младенцах, которые все поголовно попадают в ад, там мучаются, ожидая, пока их кто-то вымолит, окрестит в раю, тогда только они получат свои имена (с.61–63). Стоит ли пояснять, что взгляд на подобную участь некрещеных абортированных младенцев лишен основания в церковном предании, а проповедь «вымаливания» и «заочного крещения» таких младенцев является нехристианской по сути.
Самуил настолько велик, что выводит из ада даже самоубийц, которые передают миллионы благодарностей своей родне, подающей записки дедушке Самуилу. (с. 324) А обычные священники и даже архиереи вообще ни на что не годятся:
«Они ведь мыслят так: погребение отслужил, и уже душа пошла в Рай. А чтобы душа пошла в Рай, то надо ее разрешить от всех грехов ея. А когда батюшка читает разрешительную молитву, то духи адские в это время танцуют и в ладошки хлопают, потому, что батюшка ПРОЧИТАЛ молитву над умершим, а не разрешил его от грехов. (.)
А РАЗРЕШИТЬ душу умершего человека от всех грехов ея ДЕЛОМ может только тот избранник Божий — на котором пребывает дар Духа Святаго ПРЕДОСТАВИТЕЛЬНЫЙ. (.) А дар ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ, который у священства и епископов, не имеет власти на разрешение УСОПШИХ от грехов». (с.332)
Итак, Самуил есть единственный и истинный спаситель человечества, начиная от Адама. Православным, верующим в «дедушку Самуила», не нужен Христос совершенно, ведь Он не принимал записочки о самоубийцах и из ада вывел только праведников, а вот дедушка Самуил может вывести абсолютно любого.
Не забываются в книге и пророчества о временах антихриста, с полными подробностями, начиная с Ленина, которого антихрист воскресит первого. (с.389)
Проповедуется садистическое «богословие» о постах: «Не попостился здесь на Земле — будешь в вечности голодать! Нарушил водкой Святые Посты — капли воды не получишь на язык». (с.43)
Постоянно по поводу поста пинаются «церковники»: «А наши патриархи, митрополиты, епископы, священники, монахи и миряне, и в Церковь ходят и молятся, но — если не исполняют пост, как он есть — значит верой своей наполняют Ад.
Все наши церковники и миряне, если не руководятся Ангелом-Хранителем и Благодатию Святаго Духа, но руководятся книгой Следованной псалтирью, по мертвой книжной букве, значит, ни один из таковых спасен не будет. Ибо эта книга до сего дня вместила уже не спасительный закон, а губительный». (с.315) Чем провинилась Следованная Псалтирь, нелегко понять, но Самуил поясняет: Следованная Псалтирь разрешает пить вино даже в строгие посты! А еще, оказывается, Ной запретил вино. (с. 315) Думаю, борец с алкоголем «профессор» Жданов с восторгом бы облобызал своего собрата Самуила.
Вообще пост — одна из главных забот Самуила, вплоть до анекдотов: «Только рыбу хек, которую они купили в Епархии, пусть не едят, а запечатают печатью Страшного Суда Божия». (с.444)
***
Бред? Да, но книга, которую мне дали на рецензию, была из библиотеки одного местного священника. Книга эта изучалась с интересом тем священником, распространялась среди прихожан. И я недоумевал тогда, когда писал эту рецензию, и некоторое недоумение у меня остается и сейчас (в 2018 году, хотя опыта прибавилось): можно легко понять верующих, которые не разбираются, кто прав в тех или иных богословских спорах, но беря в руки творения Лидии Емельяновой, вроде бы ясно видно, что это психиатрия — почему же этого не видят даже священники?
Впрочем, сейчас, в 2018 году, ответ для меня очевиден: а просто потому, что многим и очень многим священникам это просто неинтересно. Они не интересуются тем, что читают их прихожане. Священники покупают годами книги на епархиальных складах, не задумываясь заглянуть самим под обложку. Впрочем, об этом я много писал на протяжении десяти лет своего собственного служения, но толку от этого практически не было. Деньги, взносы, стройка, отчеты, патриотизм, «русский мир», военные детские лагеря, крестные ходы на 3000 км — это да, это важно. А книги, мировоззрение христиан — это так, ерунда, на приходской доход практически не влияет.
Вот и имеет РПЦ после практически 30 лет свободы то, что имеет. Ничего. Но титановых куполов стало намного больше, аж в глазах рябит.
Читайте также:
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
С помощью PayPal
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: