Сегодня видел в окне кулич с сахарной надписью: «Да здравствует 1-е мая!» — Пасха 1924 г.
5 мая 2024 Ахилла
Как встречали Пасху сто лет назад (20 апреля по григорианскому, 27 апреля по юлианскому календарю) — рассказывают современники в своих дневниках:
Дмитрий Клепинин (1904-1944) — священник Западноевропейского экзархата Русских приходов Константинопольского Патриархата, общественный деятель, участник французского Сопротивления, причислен к лику святых.
20 апреля. Это первая Пасха, когда я ощущал глубоко и светло распятого Господа, лежащего в гробу и затем воскресшего.
Как милостив Господь, что мне, немощному, дал веру и любовь к Себе.
Если темной ночью корабль идет на свет маяка, если люди на корабле смотрят на свет, то они не видят друг друга в темноте. Так, по-моему, истинно пришедшие в церковь, не смущаются внешними подвигами и не соблазняются, потому что Свет Христов ослепительно светит и все внешнее становится невидимым.
Петр Богданов (1888-?) — социалист-революционер, активный деятель кооперативного движения, земец. Министр земледелия Северо-Западного правительства. После Гражданской войны эмигрировал в Эстонию.
22 апреля. Вторник.
Позавчерашний и вчерашний день — Пасха. Празднуют ее здесь не по-нашему. Никакой торжественности. Нет нашего пасхального звона. В Cтрастную субботу магазины открыты до 8 ч[асов] вечера, как и в будни. В первый день Пасхи «цукарни» и «пивницы» были открыты. Второй день открылись магазины съестных припасов. Сегодня от праздника ничего не осталось. В дни праздников на улицах несколько больше фланеров, да витрины магазинов заполнены праздничными товарами. 20-го [апреля] работы Съезда не производились. Все время думалось о Варюшке. Хотелось бы быть с нею. Как то она там? Остро почувствовалось отвращение ко всей сутолоке и маяте политиканствующих господ.
Михаил Пришвин (1873-1954) — писатель.
22 апреля. Нет Эллады, но греки живут и в наше время: значит, жить можно и без Эллады.
А в юности, нашей прежней, идеалистической юности, казалось, нельзя жить на земле без такого отечества.
И вот все провалилось — Эллада, Россия, великое отечество, осталось только «есть хочется», и в этом одном — как бы добыть себе днесь кусочек черного хлеба — был смысл жизни. И хотя бы «Отче наш»! — и «Отче наш» не было: голый кусочек хлеба, выменянный на рюмочку соли, — вот всё!
Я теперь понимаю: они были правы, те, кто хотел у нас переменить все, не считаясь с жертвами. Они знали положение и не хватались за призрак Эллады. И они победили, как ветер, устремленный в опустевшее место.
Последний интеллигент показался на верху патриотической волны, взмытой войной с Германией, и тут ему была смерть: революция была ему, как агония.
И потом пошло сплошное: «есть хочется».
Одни, как маленькие дети, жалуются: «Есть хочется, а не дают», другие требуют сказать «Отче наш», третьи хладнокровно делят поминальный пирог.
Я принадлежу к тем рабам, кто хочет сказать «Отче наш» и так спасти свою последнюю самость от порабощения. Но факт остается: множество людей жили без всякого «Отче наш», так же, как торгаши-греки живут без Эллады.
Целая неделя стояла холодная, снег выпадал по ночам и к полдню растаивал. Холодною зорькой вышли мы на соломе посидеть и далеко слышали голоса: идет компания мужчин, и голос женский истерично-металлический: «Россия… вспомните 18-й год и теперь — каким гигантом шагает Россия…» Бархатные голоса ей отвечают: «Ну, что ж, ведь это сделала буржуазия». — «А кто управляет буржуазией?» Женщины: «образование, достигать».
На одном конце живет евангелистка, и у ней собрания, на другом — коммунистка. Перед собранием всегда заходит ко мне один старичок-святитель, набраться от меня новенького, вдохновиться. Его мысль как бы против войны… Я ему даю материал. «Так что ваши [сомнения] и колебания всюду, а как земной шар?» — «Не замечал…» — «А я слышал, поползни начались…»
Вывод: едва ли нынче может быть простак из рыбаков: он соблазнен на великие цели, и простак ищет образования.
Великий почитатель творений В. В. Розанова, библиотекарь Павлов (друг его N. торгует в палатке хромом, поклонник индусской философии, что-то ихнее прочитал и занимается искусственным дыханием: очень здоров, мы зовем его «индус»). Павлов участвует в антирелигиозной пропаганде, у нас три антирелигиозника: учитель обществоведения Станишевский, учитель математики Садиков и Павлов, все трое «содействующие». В Пасхальную ночь Павлов забрался в чайную в Квашенках, где перед обедней собираются мужики, и вдруг начал читать лекцию о происхождении человека от обезьяны. Эффект, говорят, был необыкновенный, будто бы старики даже увлеклись и опоздали к обедне. Между прочим, один, выслушав лекцию, прислал записку с вопросом: «Если человек происходит от обезьяны, то почему же в настоящее время от обезьяны рождаются только обезьяны, а не люди, почему теперь это прекратилось?» Другая записка: «Почему тов. Павлов борется с религией, которая проповедует любовь и милосердие?»
Николай Мендельсон (1872-1934) — филолог, преподаватель.
24/IV 1924.
…Прежде всего — о самом крупном событии — смерти Ленина. Считаю это фактом огромного значения. Ушел творец нашей коммунистической революции, спаивавший (последнее время — лишь именем) наверху стоящих. Ушел человек умный, больше других, как мне кажется, понимавший значение наделанных в революционных «попыхах» крупных глупостей и единственный, кто мог начать их исправлять. Возможность всяких дрязг и расхождений в правящей партии возросла сильно.
…В субботу страстную приглашаются занимающиеся в кружках на занятия, а потом на «комсомольскую пасху». В первый день святой /недели/ — лекция на тему «Был ли Христос и что такое пасха». Это, что ли, и есть «ленинизация» Музея? И смех, и грех, как говорится…
…Аресты все продолжаются. — Сегодня кризис с творогом: с великим трудом можно достать. Молва, конечно, видит тут злую волю власти. Говорят, Госкондит. запрещено изготовлять Пасхи. Сегодня видел в окне кулич с сахарной надписью: «Да здравствует 1-ое мая!» — Интересное международное положение. Думаю, что денег нам крошечку дадут: Англии выгоднее, чтобы мы все-таки дышали, а не подохли окончательно.
Михаил Елабужский (1869-1937) — протоиерей. Последний настоятель Свято-Никольской церкви с. Вавож.
24 апреля (11 апреля). Сегодня ночевал у меня в числе говельщиков Ив. Дм. Сырых слудский, старичок степенный и богомольный, человек стараго закала. Между прочим говорили о будущей, загробной жизни. Он высказался: «Что там будет, неизвестно, никто оттуда не возвращался». На мое удивление к такой речи, он, как бы оправдываясь, заметил: «А многие так говорят, — пропал де, как скотина, и делу конец». Вот они наши православные! А все молодежь судить любят.
Эти же слудцы не могут выбрать сторожа на вторую половину своего срока. Кого не выберут, отказываются, зная, что силой ныне принудить нельзя.
Противорелигиозная пропаганда в Вавоже усиливается. В воскресенье вербное в народном доме было помпезное открытие крестьянскаго клуба молодежи, в который, говорят, вошла почти вся сельская молодежь. Были, конечно, соответствующия речи. А вечером была поставлена пьеса «Две жизни», где был и изображен пасхальный крестный ход с пением «Христос воскресе».
В школе 2 ступени, а частию и 1 ступени, много учеников входят в Комсомол, с определенным отрицанием религии. Родители метко определяют это движение, как вступление в «новую веру». После религиознаго диспута Штин делал подсчет своих сторонников среди учеников. Оказалось 20 верующих, 17 неверующих и 7 воздержавшихся. Последних Штин поторопился объявить так же на своей стороне.
Дмитрий Скрынченко (1874-1947) — богослов, журналист, историк, педагог.
24 апреля. Чистый Четверг; причащался в Успенской церкви. Страсти Христовы отстоял в русской церкви: служил епископ Гермоген. Видел прокурора Московской синодальной конторы Ф.П. Степанова, озлобленного на царя Николая II за то, что он когда-то сделал ему замечание за вычурное пение синодального хора в Москве.
Константин Измайлов (1900-1942) — столяр и стекольщик, волостной организатор Смоленской ячейки комсомола. С кон. 1920-х — счетовод в селе Смоленское Смоленской волости Бийского уезда. Пропал без вести в марте 1942 года под Ленинградом.
24 апреля. Четверг. Сегодня я целый день сижу на скамье подсудимых в судебном зале нарсуда 9 участка Бийского уезда. Суд присудил с меня 12 рублей 50 коп отдать Григорию Измайлову за вытравленный овес моими лошадьми. Вечером сегодня в клубе лекция на тему: «Что такое Бог? Какие бывают Боги». После лекции танцы и игры.
Алексей Орешников (1855-1933) — сотрудник Исторического музея, специалист по русской и античной нумизматике.
24 апреля. +2°. Дождь. Великий Четверг. … В Музее со Щекотовым обсуждали вопрос, как купить древнюю шитую икону, которую предлагают, просят много; вероятно, купить не придется. … В Музее комсомолы обращались за облачениями для антирелигиозных процессий; им не дано за неимением.
Анатолий Стародубов (1909-1979).
25 апреля. Пятница. Погода серая. Мама с Ниной Захарченко пекут куличи. Куличей получилось около 12 штук со всеми шибвздиками. Был в соборе на выносе плащаницы.
Прот. Михаил Елабужский
25 апреля (12 апреля).
Вел. пятница.
«На Христа же шатающееся (иным оно и не может быть) беззаконных соборище советует (в пении forte — торжество наглости) тщетная, убити поучается (кого? о ослепление!) живот Держащаго дланию, Его же вся тварь (кроме соборища „разумных“) славящи во веки». Ничто меня так не умиляет из службы страстной седмицы, как трипеснец великаго пятка великаго Космы Маиюмскаго, особенно в обиходной организации вдумчиваго Турчанинова. Обычно слезы обильно текут из моих глаз при этом пении в удобном и скромном сумраке храма.
Константин Измайлов
26 апреля. Суббота. Сегодня в клубе лекция на антирелигиозную тему по поводу Пасхи. Участвуют все комсомольцы и часть партийцев. Игры и танцы до 4-х часов утра, т.е. до христовой заутрени, что называется. А завтра, в первый день пасхи, воскресник по очистке школьного сада. Участвуют все члены РК комсомола. На Пасху 26 апреля. После танцевального вечера в клубе я пошел с Н.В. провожать до дому… Во время этой самой христовой заутрени, конечно, пришлось пробыть некоторое время… часа приблизительно два, не больше… с ней наедине… Что было у меня с ней — об этом знаю я и она… и это не разглашается…
Прот. Михаил Елабужский
26 апреля (13 апреля). Вот, слава Богу, и пост кончился. Ныне он как-то незаметно прошел, хотя никаких отлучек у меня не было.
Говело ныне 1827 человек, меньше всех годов, если не считать 1919 год, когда гражданская война смешала наши моления. Не говели некоторыя интеллигентныя лица, прежде никогда не забывавшия исполнить христианский долг. Боятся, как бы им не сказали: неси друг кесарев.
Раньше, в старину, в эти дни прибывало полка христианскаго, почему и пели и поют: елицы во Христа крестистеся. А ныне комсомольская «Пасха» отдирает от ризы христовой всех, кто искренне или неискренне готов поклониться князю века сего.
Еще в Удугучине я начал говорить по литургиям великой субботы поучения по порядку на паримии. В Вавоже их кончил несколько годов тому назад. Сегодня опять сказал поучение на 1 паримию. Приведет ли Господь докончить второй круг? Надежды мало. Христос воскресе!
Протоиерей Стефан Смирнов (1875-1934) — священник единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода.
27 апреля (14 апреля). 1 улей без матки. Пасха Христова. Мороз до 2 градусов, выпало много снега. Настоящая зима.
Не знаю, как перенесут этот мороз пчелы, насчет кормов скоту у всех беда!
Роберт Куллэ (1885-1938) — литературовед, преподаватель, литератор.
27 апреля.
…Почему же так много скрывания, лжи, искажений и преднамеренности во всем том, о чем говорят и пишут «они»? Почему только у них монополия на право оценки, замалчивания или освещения фактов в их печати? Почему заткнуты глотки всем? Почему так много сплетен, слухов, рассказов об явлениях, не получающих оценки и сообщения в их газетах? О, я прекрасно понимаю — почему, но я понимаю также и то, что это от их изумительной, виртуозной лживости, не имеющей себе равной во всей истории. Да, лгали, лгут и будут лгать все правительства, это неизбежно, пока они существуют, но оппозиция, которой глотки не заткнуты, является же некоторым противовесом, тем, что заставляет оглядываться, не завираться и быть начеку: не противопоставит ли общественное мнение другой правды, другого освещения, других фактов.
У нас нет оппозиции, у нас нет общественного мнения, у нас — сплетни, шепоток, испуганное, оглядывающееся передавание на ушко и торжествующее, бесстыдное, наглое вещание, бесчестное жонглирование словами, самодовольное самоупоение ложью, глупостью, наглостью: все равно, мол, никто не уличит, будем безответственно и собственные выдумки выдавать за истину, и факты фабриковать по желанию и усмотрению! Брр… противно; это какой-то корень энной степени из Африки, мораль и философия ням-нямов и кафров! Ложь стала особой привилегированной специальностью ничем не стесненных писак, бездарных и глупых, как и все те, от которых они получают свои заряды. Всеобщее скотское отупение.
Если исходить только из газет, то, боги, какая идиллия везде! Какое трогательное единодушие между компартией и «честным» населением; брюзжат только «буржуйчики», справедливо притесненные во имя блага «трудящихся». А сколько сделано для трудящихся! Как они хорошо живут! Зарплата достигла 50% довоенной… умилительно! (одно непонятно: если довоенное время проклято, осуждено с его 100%, то чего ж умиляться 50% от проклятого?) Во имя чего огород горожен? Или наши 50% лучше царских 100%? Гнусное ханжество! Достаточно ли взять палку, бить ею по головам, чтобы быть правым, чтобы быть выше всех, умнее всех, лучше всех? В России, по-видимому, достаточно. Давние рабские привычки к ярму прочны и не подлежат отмене. Грустно. …
Один рабочий Пролетарского завода рассказывал, как выносили «сознательное» постановление не праздновать Пасхи. По цехам и мастерским шныряли несколько «своих» и уговаривали рабочих не праздновать Пасхи, рабочие ответили требованием общего собрания. Собрали. «Свои» поговорили и предложили резолюцию: «Поповское, мол, измышление, дурман и проч., не будем праздновать». Поставили на голосование: «кто против?» И, о ужас, почти все против. Смущение, возгласы, переголосование с предварительным внушением, но результат тот же. Всех не уволишь. Что делать? На другой день резолюция честь-честью и сообщение: принята единогласно, не будем праздновать, лучше отпразднуем свой праздник — 1-ое мая. Вот и весь факт. Какая же цена тем десяткам резолюций, уже печатавшимся? Не так же ли они приняты? Или поспешили до голосования сдать в набор, уверенные в принятии? И вдруг афронт. Скверно, конечно, но в газете должен быть отмечен еще один протест против религии. Ну, и напечатали, как не было. Кто посмеет опровергнуть? Кстати, о религии. Такое злопыхательство против христианства весьма симптоматично само по себе, но и показательно еще и потому, что убеждает в давней моей мысли: коммунизм — конкурент христианству. Один дурман надо заменить другим. Отсюда страстность, как в IV в. у христиан, в попрании античного язычества. Религиозное, сектантское неистовство, и только. «Наша» вера лучше, и баста, принимай нашу веру, если хочешь жить!
Анна Климентьева (Клементьева) (1900-1980) — врач. Жительница Нижнего Новгорода. Выпускница медицинского факультета Нижегородского государственного университета. Участница войны.
27 апреля. У Лиды собралась вся студенческая шатия. Угощала она нас вином и сладкими вещами. Много смеялись за столом, шалили, пили на брудершафт, затем уселись на диван и стали петь, все песни переорали. Потом в 9 ½ часов вечера пошли все в клуб, встречать Комсомольскую Пасху, но я пошла домой, кое-что сделать. Затем, со стесненным сердцем прошла мимо церкви в клуб, а там все наши, следила пляску крикатур, антирелигиозные гимнастические упражнения, но как-то скверно на душе. Я ушла рано в 1 ½ ч. И зашла в церковь. …
Прот. Михаил Елабужский
27 апреля (14 апреля). Сегодня было чрезвычайно много народа в церкви. Вскоре после крестнаго хода кругом церкви пошел сильный и продолжительный дождь, частию со снегом. Ночь была крайне темная. Около полудня шла сильная и крупная крупа. Холодновато; частию — ясно.
Источник: Прожито.org
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
ЮMoney: 410013762179717
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: