«Воинствующая Церковь» — это не воюющая Церковь, это не прелаты в латах — нет!

2 апреля 2024 протоиерей Александр Мень

Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги прот. Александра Меня «Поиск истины. Ответы на вопросы» (Издательский дом «Жизнь с Богом», М., 2021).

***

Что такое «Христово воинство» на земле и воинствующая Церковь?

Апостол Павел ясно все это описывает в Послании к Ефесянам. Он говорит, что каждый христианин — это воин, но совсем не в том смысле, как мы обычно понимаем, это не солдат, который воюет. Апостол говорит о том, что нам нужны и шлем, и щит, и меч, но это оружия духовные. Мы должны понимать, что жизнь человека — это всегда духовная борьба! Если мы от этой борьбы уклонимся или она у нас прекратится, то кончится и жизнь! Мы противостоим злу, противостоим греху внутри себя, противостоим косности, лености, инерции, смерти, наконец, которая присутствует в нашей жизни, когда мы опускаем руки и живем как трава, как попало. Это уже смерть заживо. Поэтому борьба необходима…

А «воинствующая Церковь» — это не воюющая Церковь, это не прелаты в латах — нет! Истинно воинствующая Церковь — это Церковь, несущая Слово Божие и правду Его, противостоящая духовным оружием всяческому человеческому насилию.

Каково Ваше мнение: будет ли третье тысячелетие?

Я уверен, что будет, хотя доказать это невозможно. Если бы я считал, что мир — бессмысленное скопление энергий, сил и частиц, я мог бы подумать, что он развился, не удался и погиб под влиянием стихий и человеческой глупости. Но поскольку я верю, что мир и его история имеют смысл, то я внутренне вижу, что Бог только начал воспитывать человеческий род, что на фоне тех миллионов и миллиардов лет, которые существует Земля и жизнь на Земле, человеческая история является мгновением! Мы только начали свой путь, мы дети, которые еще не вышли из колыбели, и, быть может, наши первые шаги очень неудачны, но впереди я внутренне ощущаю огромную историю!

Конечно, были катастрофы, погибали целые цивилизации, но семя Духа, посеянное Творцом на этой планете, не погибнет. Я в это твердо верю.

Хорошо известна атмосфера лжи, коррупции, карьеризма, разъедающая наше общество. Распространяются ли эти страшные явления на Церковь в России или в ней все чище, чем в миру?

Вопрос острый. Не надо думать, что Церковь была островом или заповедником в период кризиса нашего общества.

Во-первых, общество воздействовало на нее — ведь она состоит из таких же людей. Во-вторых, в руководство Церкви подбирались люди, угодные руководству страны, а неугодные — выбраковывались. Вы же знаете, что такое «выбраковывание» в сельском хозяйстве? Забой тех экземпляров, которые не нужны… Поэтому все наши богословы, вожди, учителя, духовные наставники были просто или убиты, или изгнаны из страны, или посажены. Те, кто остался, были, в общем, пассивны перед лицом этих тяжелых болезненных явлений. Поэтому мы не можем похвалиться, что мы были исключением из правил. Церковь тоже нуждается в покаянии, и мы каемся в своих грехах.

Среди множества русских святых очень много князей, и понятие святости неразрывно связано с тем, как человек воевал и, соответственно, убивал. Хотя борьба велась за Отечество, но Вы говорили, что у добра методы борьбы со злом должны быть иными. Или цель оправдывает средства?

Трудный вопрос. Такова традиция Церкви. Она ценила мужество тех людей, которые защищали свое Отечество.

Среди них были и простые воины, и князья. Да, конечно, им приходилось поднимать оружие и убивать, и самим погибать. И среди этих людей были истинные праведники.

Народ их почитал, и Церковь признала их за святых. Таков факт. К этому я не могу ничего прибавить… Во всяком случае, единственное, в чем Вы правы: эти люди воевали за Отечество, что само по себе является нормальным для человека.

Несколько слов о концепции «коммунистического христианства» — официальна ли она?

Я не слышал о таком. Но христианский социализм существует давно, и он очень разветвлен. Дело в том, что все-таки для Церкви, для христианства справедливость общественного устройства — это проблема моральная, она должна быть. Если общество устроено несправедливо, христианство согласиться с этим не может. Но Церковь как институт, мне кажется, не должна включаться в эту борьбу. Отдельные христиане, даже в большом количестве, хоть сотни, хоть тысячи, — могут. Но Церковь имеет свое призвание — она несет людям Слово Божие.

На Западе, когда разные церковные движения перерастают в социальные, они забывают о молитве, о вере, о духовном. Это такой крен… В России «Христианский социализм» имеет свою историю. У нас было много христианских социалистов, среди духовенства, например, архимандрит Михаил Семенов, впоследствии старообрядческий епископ, священник Григорий Петров, Василий Экземплярский, профессор Киевской духовной Академии, который за свои взгляды был изгнан из Академии, но в 1917 году, когда времена изменились, восстановлен.

Не объясняется ли резкий сегодня поворот к религии желанием властей переключить внимание людей от тяжелых проблем нашей жизни и продлить свое существование?

В каждом явлении есть свои причины, и их множество.

Нас учили ходить на четвереньках, а мы с вами двуногие существа, и в тот момент, когда в конце концов отпустили руки, мы стали подниматься на ноги. Человек существует на земле двести тысяч лет, и все это время в целом он всегда был религиозен. Но у нас пытались это отнять, и когда все стало возвращаться обратно, у нас появилась возможность выйти на нормальную дорогу. Поэтому какие бы ни были замыслы у политиков или еще у кого-то, важна главная причина.