Наши внутренние политические проблемы часто неотделимы от проблем нравственных

14 марта 2024 протоиерей Александр Мень

Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги прот. Александра Меня «Поиск истины. Ответы на вопросы» (Издательский дом «Жизнь с Богом», М., 2021).

***

Как Вы относитесь к русской идее, к национальному мессианизму вообще? Страдает ли Русская Православная Церковь филетизмом, то есть религиозно-националистическим уклоном?

К русской идее отношусь с большим энтузиазмом и считаю, что каждая культура, каждый народ, безусловно, в общем замысле Провидения имеет свое предназначение.

Россия, как находящаяся территориально между Западом и Востоком, может сделать очень многое, об этом учил еще Петр Яковлевич Чаадаев, а потом Владимир Соловьев.

Но все зависит от людей. А что касается филетизма — для этого надо опросить несколько тысяч человек и сделать вывод.

Каким, по-вашему, должно быть отношение православных христиан к современной политической ситуации в стране? Должны ли они занимать активную позицию?

А чем христиане хуже других людей? Конечно, должны.

Дело в том, что наши внутренние политические проблемы часто неотделимы от проблем нравственных. Свобода совести — это проблема еще и нравственная, и мы всегда ее защищаем так же, как защищаем и демократические принципы. Всякая справедливость безусловна, она относится к сфере нравственной, и христианин не может остаться к этому равнодушным. Но от чего единственно я хотел бы вас предостеречь — это от поспешности, потому что, выступая на чьей-либо стороне в современной политической борьбе, вы часто выступаете уже не просто как гражданин, но иногда как человек явно с христианским знаком. Поэтому ошибки здесь очень нежелательны. И не надо торопиться, а надо проверять. Политическая мифология — самая дешевая вещь. Прежде чем понять, кто плохой, а кто хороший, надо сначала постараться проверить, а если не знаешь, лучше воздержаться.

Возможно ли сохранение чистой идеи при получении Церковью политической власти?

Думаю, что нет. История учит нас, что всякая власть развращает и, как сказал мудрец, абсолютная власть развращает абсолютно. И поэтому для христианина, будь он епископ, патриарх или кто угодно, политическая власть опасна, и она может скомпрометировать Церковь. Церковь должна иметь только духовную власть. Вспомним слова Христа: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом». Значит, политического властвования в Церкви быть не должно. Это заповедь Христова.

Каково Ваше отношение к избранию ряда церковных деятелей народными депутатами СССР?

В принципе я — за; у нас миллионы верующих, и кто-то ведь должен их представлять в правительстве; их голос должен быть услышан.

Как Вы считаете, нуждается ли в перестройке наша Церковь?

В журнале «Новое время» архиепископ Кирилл, сегодня председатель Отдела внешних церковных сношений, так и назвал свою статью: «Перестройка, которая необходима Церкви».

Неужели мы должны вернуться к прежним временам, когда в Церкви была инквизиция?

В нашей Русской Православной Церкви инквизиции не было. Но в Западной Церкви было такое тяжелое явление, которое ею осуждено.

Очевидно, что должна быть свобода мысли… Если царское правительство душило Церковь в объятиях, то на Западе церковная организация, наоборот, захватила власть над государством. А это было что в лоб, что по лбу. То есть Церковь, обладающая политической властью, отошла от Евангелия и стала превращаться в государство. Средневековое государство, подобно многим сегодняшним государствам, пыталось быть моноидеологическим и поэтому старалось давить всякое инакомыслие. И за это Западная Церковь жестоко поплатилась расколом Реформации, а потом и атеистическим просветительством, рационализмом и буйством антицерковных сил.

Но, несмотря на недостоинство собственных собратьев и служителей, несмотря на многочисленные вылазки внешних и внутренних врагов, христиане смогли пронести через века Евангелие. Оно является нашим главным сокровищем. Не как книга, напечатанная и написанная, а как дух.

Остаются не эти институты, которые создавали инквизицию и все прочее, — это все история, и история трагичная!

Но эта история уйдет, а дух Евангелия останется, и он всегда будет источником возрождения.

Когда христианство приходило к полному кризису, оно всегда возрождалось через Евангелие, возвращаясь к своим истокам и к своему началу. Я думаю, что и у нас теперь нет другого пути, как возвращаться к этому истоку. Гарантий, что мы сумеем это сделать, конечно, нет ни у кого. Но мы этого хотим, и должны к этому стремиться.

Разделяются ли ваши взгляды, изложенные на данной лекции, иерархией Православной Церкви?

У нас не существует какого-то определенного директивного документа. Скажем, у Католической Церкви существуют постановления Соборов, окружные послания пап, какие-то официальные документы, где выражена официальная точка зрения всей Католической Церкви (а это почти 800 миллионов человек) на самые различные проблемы вплоть до космических полетов. У нас таких документов нет.

Православный мыслитель, православный священник-богослов имеет возможность сравнительно свободно выражать свои мнения. Возвращусь к Павлу Флоренскому.

Когда он преподавал у нас в Загорске в Академии философию, заведующим кафедры нравственного богословия был его полный идейный антагонист! — профессор Михаил Тареев, отец знаменитого медика. Они буквально стояли на полярных точках зрения, однако работали под крышей одного учебного заведения. В католической системе в то время это было бы едва ли возможно.

У нас сохраняется известный плюрализм, хотя некоторые люди свою точку зрения считают истинно православной, а противоположную точку зрения — еретической. Но это их личная проблема. Потому что у них нет на это никаких оснований, кроме собственного мнения и собственных амбиций. И когда кто-нибудь у нас говорит с убеждением, что вот эта точка зрения не православная, он должен это подкрепить указанием, какой Вселенский Собор или какой высший авторитетный голос Церкви назвал это учение ересью. Мнения русских религиозных философов-богословов о разных предметах до сих пор продолжают быть неоднозначными. Поэтому у меня есть и единомышленники, и противники моих взглядов, и это опять-таки придает некую остроту и интерес к рассматриваемым вопросам.

Какова взаимосвязь демократических институтов и христианства?

Связь есть, хотя очень сложная. Христианство считает, что высшее в нашей жизни — это человеческая личность.

Не толпа, не масса, не сословия, а личность человека, связанная с другими личностями. Человек является отображением Вечности — природы и духа, и поэтому жизнь его священна, и именно поэтому мы выступаем против, например, абортов. Любое унижение человека, даже моральное, мы воспринимаем как трагедию.

А демократия построена на том, что человек может дорасти до такого состояния, когда он сможет управлять своим обществом, будет свободно высказывать свои взгляды, вести свободную дискуссию. Но нам пока еще во многом далеко до этого. Нам надо учиться и учиться: искусству спора, искусству понимать друг друга, просто искусству диалога! Все это еще впереди. И я надеюсь, что современная обстановка, подобно свежему ветру, кое-что сделает в этом направлении.

Единственное, от чего я хотел бы вас предостеречь, это от поспешности. Мы все нетерпеливы, это понятно, потому что жизнь человеческая коротка. Но помните, что то, что разрушалось на протяжении нескольких десятилетий, восстановить в один день невозможно, это фантазия. Разрушено не просто здание или сельское хозяйство, разрушены многие духовные ценности, разрушено нравственное состояние человека. Мы должны набраться терпения, потому что процесс изменения человека требует немалого времени.