Сила и правда Елены и Данилы

21 июля 2022 Татьяна Хаванская

Зачем я опять пишу об этом? — Потому что считаю важным. И каждый день нахожу подтверждение всему тому, что лживо называется СВО, а на самом деле — войне.

Для многих стало шоком то, что для других — понятной причинно-следственной связью. И она — связь — не всегда прямая, ровная и неизбежная. Напишу про себя: с 2014 года я понимала, что Крымом и ЛДНРами не закончится. Потому что ширнармассы с начала нулевых подготавливались к мировой войне. Не всегда явно, не часто последовательно, но готовились к наказанию «чужих» за наше так называемое национальное унижение.

Сначала людей подкормили буквально едой, как любит говорить Путин — «чтобы жирка поднакопить», дали денег частному бизнесу на авто и поездки на теплые моря, потом столица стала витриной путинского «золотого» времени для мажоров, то есть уже детей нового «дворянства» в России — крупных чиновников и владельцев госкапитала. А остальная Россия облизывалась на такое и копила злость.

Фильм Андрея Звягинцева «Елена» честно и действительно талантливо рассказал о тех, кто до крови дерется за гаражами, и готов убить за свое «право жить как люди». За счет других, конечно. Елена в исполнении верующей православной (я сама ее встречала за свечным ящиком в столичном храме на Колымажном дворе, где священником служит сын Екатерины Васильевой — Дмитрий Рощин) — особенно страшна своей естественностью и убежденностью в собственной правоте. Конечно, свечку она поставит за упокой убиенного мужа, но грехом великим убийство — не считает. Вся картина исследует этот медленный процесс разложения, как бытовую рутину — все по заведенному графику: овсянка для хорошей работы ЖКТ, крепкий сон, хождение в бассейн, получение денег в банке для помощи сыну, который не хочет работать и жить по средствам, а все пеняет матери, что та мало тянет из богатого мужа.

Но этот фильм появился в 2011 году, а что было перед ним? — Конечно, два культовых фильма: «Брат» 1997 г. и «Брат-2» 2000 г. режиссера Алексея Балабанова. Существует два полярных мнения на их счет: от дешевой поделки до шедевра. Оба считаю поверхностными и несправедливыми. Потому что недооценивать хождения в умах среднего россиянина в провинции настроений поквитаться со всем миром за свое де несчастливое детство и последующую жизнь — было недальновидно. И такие картины подогревали в массах настроения так называемой национальной гордости.

Современный философ Михаил Эпштейн считает национализм нормальным здоровым проявлением любви к соотечественникам и заботы о них. Если же оно перерастает в комплекс из ущемленного тщеславия и обид, то становится своей противоположностью и приводит к агрессии. В хороший добрый неагрессивный патриотизм без гордыни и превосходства такое перерождение не приводит. А прямиком ведет к реваншистским настроениям и предпосылкам к фашизму.

Артемий Троицкий в одном их эфиров рассказал, что в 2004 году в одной из телепередач в лицо Алексею Балабанову бросил: «Леша, ты снял откровенно расистский, даже фашистский фильм!» И тот не знал, что ответить.

А сегодня слушаю эфир на радио «Свобода» — дайджест новостей за неделю, в котором глава районной администрации Запорожской области почти буквально повторяет слова Артемия Троицкого. А у этого человека, между прочим, российские командиры взяли в плен (в заложники) сына-подростка и держали его полтора месяца у себя, а потом обменяли на «своего». И это делают «братья», у которых одна кровь, язык и прочее по утверждению нового историка Путина. Как Каин и Авель? — Похоже, что так…

Для главной роли Балабанов пригласил не какого-то понятного парня с типажом среднего пэтэушника, а Сергея Бодрова — молодого столичного интеллектуала и знатока искусств, обаятельного своей непохожестью на маргинала. Конечно, все это было и есть — не случайно, а для усиления впечатления уже у публики уровня самого Бодрова младшего. Чтобы включить в число смотрящих картину и разделяющих ее «ценности» людей, не выпивающих за гаражами, а сидящих в дорогих кафе под зонтиками в Москве, Париже или Лондоне, у которых было добротное детство и такие же неплохие перспективы в будущем. Понимал ли Балабанов, что это приведет к войне в Украине — не знаю. Он просто до нее не дожил.

Зато Звягинцев дожил и увидел плоды отсутствия цивилизованности на последней ее стадии. Он тоже неспроста пригласил на роль Елены — верующую актрису. Но с другой целью, нежели Балабанов. Показать, как православие патриотического розлива проникает в умы интеллигенции и богемы, как оно становится родным и близким, как покрывает собой греховность нарушения заповедей ради рева племени. Подмена очевидна лишь тем, что уже давно разобрался в политике моспатриархии и ея принципах — не идти поперек кесарева плана «спасать мир» от зла.

В картине Елена не верующая, а обычная женщина — медицинская сестра, сиделка у постели больных. Самаритянка? — Совсем нет. Потому что выгоду свою соблюдает и знает, что небесные радости когда еще будут, да и вообще — будут ли… а тут сразу в руки идет крупная «рыба» — богатый мужик с хоромами и немалым счетом в банке. Да и сейф не пустой всегда под рукой. Она вроде честная женщина, на себя тратит по минимуму, все для семьи бестолкового сына с претензиями, чадолюбивая мамаша, пекущаяся о счастье внуков. Для того и убивает, для того и восстанавливает справедливость. Так она ее и понимает.

И вот читаю сегодня в статье «Русская идея на экспорт»: «Багров Данила Сергеич, 1975 года рождения, — типичный антигерой. Он совершает плохие поступки (убивает людей, грабит, подделывает документы, гасит копов), но делает это ради справедливости. Причем, даже не локальной — вернуть деньги или выгородить алчного брата — а ради высшей справедливости. Чтобы баланс сил в мире не нарушать. Чтобы паритет соблюдался».

Год назад компания СТВ продала права на показ фильмов «Брат» и «Брат-2» известнейшему американскому стриминговому сервису Netflix. Состоялось ли второе рождение Братьев как импортозамещение в США, а не только в России — сказать трудно, с тех пор сильно изменилась общая ситуация в мире. Паритет нарушен именно благодаря братьям, которые возомнили себя стражами добра и начали борьбу с мировым злом. Опять же, как они это понимают.

А пока Братьям из двух серий в повторном прокате с марта этого года удалось собрать на российских киноэкранах более 110 млн рублей. Так спасают отечественный кинопрокат.

С фильмом «Елена», думаю, такого не произойдет. Другая аудитория и уровень восприятия. Да и сам Звягинцев уже не в России.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)

ЮMoney: 410013762179717

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: