Церковь вне политики?

8 февраля 2021 священник Иоанн Подмосковный

В 2000 году был принят знаковый документ: «Основы социальной концепции РПЦ». Там в частности есть раздел «Церковь и политика», где очень красиво изложено, что Церковь находится вне политики, она как бы для всех людей и т.д.⠀

Но точно ли это так на деле? В той концепции есть пара исторических примеров, но почему-то дальше XX века они не углубляются. Поможем всем православным расширить свои знания на эту тему. Посмотрим на отдельных примерах, как Церковь всю жизнь жила в политике.⠀

Самый ранний пример: избрание царя Саула. Это 1-я книга Царств. Мест там много, поэтому конкретные ссылки приводить не будем, почитайте сами. ⠀

Суть в том, что до этого у евреев были судьи — временные вожди. Но в какой-то момент евреи приходят к последнему судье, пророку Самуилу и требуют у него царя, как у других народов. Самуил огорчается этой просьбой. «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. (1 Цар. 8.7). То есть ветхозаветный пророк напрямую участвует в установление монархии, нового строя правления. Если это не политика, то что?⠀

Следующий момент: пророк Илия и царица Иезавель. 3 книга Царств, 21-я глава целиком. Из-за виноградника Навуфея пророк Илия вступает в конфликт с Ахавом и его женой Иезавелью. Требования пророка очень просты: справедливость. Случай с виноградником имел большие политические последствия, и Илия в них выступает как главный обличитель власти.⠀

Особо надо остановиться на пророке Исаии. Огромное количество эпизодов в его книге связано с политикой. Причем уже не только внутренней, но и внешней. Самое знаменитое пророчество о рождении Христа от Девы сказано в контексте войны с антиассирийской коалицией. Исаия прямо подталкивает Ахаза к определенному поведению на международной арене: не бояться антиассирийскую коалицию, она совсем скоро перестанет существовать (Исаия 7 глава). ⠀

Еще момент, который есть в Евангелие от Матфея: «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф 12, 20; Ис 42, 3). Но и за этими словами стоит интересная параллель: «Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет тому в руку и проколет ее!» (Ис. 36.6) Опять же влияние на выбор союзника.

Могут возразить: так это Ветхий завет, а у нас Новый, и вообще Христос был аполитичен. Отнюдь. Основная часть проповеди Христа — царство Небесное. А раз царство, так тут же и политика. Всю свою проповедь Иисус говорит, что у евреев не будет земного царства, на которое они очень рассчитывают. Для Христа земное государство — это аппарат насилия, в том числе преследование несогласных. Бог должен царствовать в сердцах людей добровольно, поэтому никакого земного царства. Проповедь Христа имела огромный политический окрас. Мы его не улавливаем, потому что сами живем в другой культуре и другой реальности.⠀

А что же с Церковью дальше? Она тоже была постоянно в политике, то внешней, то внутренней, то в конфронтации с властями, то в «симфонии». Пара примеров.⠀

В 361 году в Римской империи воцарился последний языческий император Юлиан Отступник. Правил он недолго, два года, но христиан от него «бомбило» так, что Григорий Богослов говорит два слова против Юлиана, там он четко дает оценку внутриполитическому курсу императора. Хотя слово сказано о покойнике, но это слово говорит столичный архиепископ в главном храме Константинополя. Такая проповедь — призыв для действующего императора.⠀

Про конфликт Иоанна Златоуста и императрицы Евдоксии вообще нет смысла писать, слишком известная история. Или это опять не политика? ⠀

820 год, император Лев V Армянин был убит на Рождество Христово во время службы в храме Святой Софии. Заговорщики переоделись клириками и спрятали кинжалы под фелони. Представьте себе Рождество, храм Христа Спасителя, приходят киллеры, переодеваются в попов и идут убивать сами знаете кого. Попы обычно друг друга знают, и всякие ряженые на таких службах вычисляются на раз-два. Точно ли духовенство храма Святой Софии было в стороне от заговора? А если нет — то Церковь опять вне политики?..

Интересное развитие отношений политики и Церкви произошло в начале Реформации. Тогда Германия представляла собой лоскутное одеяло княжеств, каждый правитель по-своему относился и к католикам, и к протестантам. И тогда Мартин Лютер провозгласил лозунг, который сейчас мы активно используем: религия вне политики! Для Лютера это был вопрос выживания, пытаться участвовать в политике княжеств означало приближение контрреформации. А для РПЦ начала XXI века… Впрочем, посмотрим на другой пример.⠀

В феврале 1917 года Синод Русской Церкви одним из первых поддержал отречение царя и приход к власти Временного правительства. Парадоксально, не правда ли? Но именно РПЦ в 1917 году была активной участницей революции, и за это движение она получила максимум бонусов: была упразднена должность обер-прокурора Синода, Церкви дали провести Поместный собор 17-18 гг.

При всей революционности того года, связка власть-Церковь продолжала существовать. Благодаря всем преференциям, полученным от Временного правительства, Церковь стояла на их стороне до последнего и не выстроила вовремя отношения с большевиками. С последними вообще вышел полный провал. Церковь, как и большинство людей того времени, ждала Учредительного собрания. Внезапный захват власти большевиками воспринимался временным и незаконным. Поэтому патриарх Тихон не только не пошел на сближение с Лениным, а наоборот, занял противоположную сторону. Опять не политика? Из этого вышла вся проблема тех лет. Ведь первые три месяца власти Ленин и большевики не предпринимали репрессивных шагов по отношению к Церкви. Изначально в их программу не входил воинствующий атеизм. Кто знает, пойди патриарх Тихон на контакт с Лениным, было бы у нас такое количество новомучеников? ⠀

Кстати о новомучениках: как правило, их осуждали по статье об антисоветской агитации. И эта статья здесь не просто так. Если почитать документы, связанные с новомучениками, то они порой действительно вели антисоветскую агитацию. Вели с амвона, собирали народ, даже крестные ходы устраивали. Они никогда не были вне политики, за что собственно и поплатились.⠀

Ну а теперь о настоящем. Сколько бы раз РПЦ ни заявляла тезис Лютера, жить вне политики никак не получается. Да, спасибо и на том, что Церковь не участвует напрямую в предвыборных кампаниях. Точнее, участвует, но очень завуалированно. Зато в других сферах политики — почти на первых местах. Священник/епископ вышел поздравить народ на день города — это политика! Участие в официальных мероприятиях 9 мая, 22 июня, 4 ноября и т.д. — политика! Священник/епископ стоит вместе с действующими властями, порой под флагами ЕдРа, тем самым посылается мощный политический сигнал — кто есть с кем.⠀

Не знаю, где как, расскажу про опыт Московской области. Там порой тупо звонят из администрации благочинному и говорят, на какие мероприятия надо прийти попу — самому благочинному или его помощнику. И главные KPI (Key Performance Indicators, KPI, Ключевые показатели эффективности — числовые показатели деятельности, которые помогают измерить степень достижения целей или оптимальности процесса, а именно: результативность и эффективность) благочинного — это именно взаимоотношения с главой района. Даже взносы в епархию на втором месте. И хоть глава района будет полным негодяем, благочинный должен с ним дружить. Или его снимут, как было в Волоколамске при конфликте на полигоне Ядрово.⠀

Ну и о последних протестах. Тут вообще ситуация такая, что любое действие Церкви есть политика! Даже глухое молчание — тоже политический шаг. Только если бы Церковь действительно была вне политики, то ей протесты были бы нипочем. А тут надо хорошо подумать: а вдруг протестующие когда-нибудь придут к власти? Их сейчас осуждают почти из всех церковных утюгов. И как они должны будут относиться тогда к Церкви? Я понимаю, что ни у патриарха Кирилла, ни у синодалов нет долгосрочного планирования, что все собственные провалы с молодежью проще списать на «кризис поколения», но можно хотя бы не ссориться с ними вот так открыто?..

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: