Украинская война и «казни египетские»

28 февраля 2022 Андрей Дударев

Масштабное вторжение вооруженных сил России на территорию Украины происходит с поистине апокалиптическим размахом. События последних дней вынуждают нас вновь обратиться к священным текстам, чтобы попробовать в них найти ключ к объяснению происходящего с провиденциальной точки зрения.

Напомним, что ранее в статье «Затянувшийся исход: Церковь в постсоветское время» мы говорили о словах митрополита Антония Сурожского, который выход из советского прошлого сравнил с исходом евреев из Египта. Он говорил, что этот выход (как и тогдашний исход) не будет быстрым и легким. Евреям, чтобы ментально преодолеть рабство и войти в Землю обетованную, потребовалось сорок лет. В той статье мы пытались говорить о возможной внутрицерковной интерпретации слов митрополита Антония. Внутриполитический и внешнеполитический аспекты тогда были оставлены нами без внимания. Не ожидалось, что почти забытая в 90-е советская риторика с антизападнической направленностью, с лозунгами «можем повторить» вдруг обернется реальной широкомасштабной войной. Однако сейчас мы не можем обойти эти аспекты.

При этом в прошлый раз нами был упущен момент «духовной брани». Мы не обратили должного внимания на то, что исход евреев из Египта сопровождался конфликтом с фараоном, олицетворяющим собой всю мощь тогдашней египетской империи.

Конечно, открытым остается вопрос субъектности. Кто, собственно, «выходит из Египта» сейчас? И куда? Если говорить о церковном измерении, то здесь все понятно: субъект исхода — святой остаток, духовное движение, способное возродить всю церковь. А во внутри- и внешнеполитическом аспекте тогда субъект исхода — это новое российское общество («прекрасная Россия будущего»), которое еще только формируется, рождается («муки рождения» мы сейчас тоже наблюдаем).

Имперское сознание внутри нас, внутри российского народа. Нам не надо никуда уходить, нам нужно преодолеть духовный Египет, изжить его из самих себя. И это будет наш исход. Конфликт с Украиной лишь показал, что «дух войны» в стране остался. Он остался так же, как он остается в тех странах, где продолжают существовать разные формы диктатуры (от авторитаризма до тоталитаризма, от военной хунты, захватившей власть, до крупных государств с имперскими амбициями). Устоявшиеся демократии обычно друг с другом не воюют. Война, как правило, — следствие силового способа удержания власти. Дело, конечно, не в одном национальном менталитете только, а в том, что и внутри менталитета есть широкое поле для разнообразия. Это то, что называется духовным выбором.

Итак, если вернуться к теме конфликта, то в древнем Египте этот конфликт сопровождался десятью казнями, которые Бог наслал на Египет за то, что фараон не захотел отпустить народ Божий. Особенность этих десяти казней заключалась в том, что они имели ярко выраженное социальное измерение, т.е. касались всего общества от фараона до узника, сидящего в темнице. Поскольку исход в данном случае — не личное, а народное событие, и казни египетские народны. Их всеобщий характер был призван поколебать ментальные основы общества, побудить общество к изменению сознания на всех уровнях. Казни идут по нарастающей и заканчиваются наиболее чувствительной — смертью первенцев.

Существенно иметь в виду, что фараон здесь — универсальный образ империи. Он может реинкарнировать, что многократно наблюдалось в истории. Понятно, что сами казни и их характер условны. Важно, что они призваны потрясти основы общества и вовлечь в события максимально большое количество людей.

Если обратиться к другой библейской книге — Апокалипсису (Откровению Иоанна Богослова), то здесь имперский Египет представлен расширительно. На пути спасаемых вместо фараона появляется таинственный красный дракон и зверь, объединяющий мощь всех предыдущих империй: зверь был «подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва» (звери в Библии часто символы империй, например, медведь обозначал персидскую империю, барс — халдейскую). И казни египетские тоже немного расширились: вместо них теперь семь чаш гнева Божьего, выливающихся на землю. В дополнение к ним появились еще четыре ужасающих апокалиптических всадника (империя, война, голод, смерть). О параллелях книг Исход и Апокалипсис мы также недавно писали в статье «Апокалипсис и события сегодняшнего дня». Обе эти книги можно воспринимать как повторяющийся миф, как то, что в том или ином виде, происходит в разные исторические времена.

При оценке украинских событий многие наблюдатели высказываются таким образом, что антивоенное движение, которое набирает силу сейчас в России, неизбежно несет в себе политическую составляющую. Все больше и больше россиян прозревают и видят подлинное лицо захватившей власть группировки. Война — следствие диктатуры, и вот мы это следствие воочию наблюдаем сейчас в Украине. Граница добра и зла проходит не по географическим объектам, она — в сердцах людей. Сейчас у народов России и Украины есть общий антагонист — это кремлевский безумец, готовый весь мир поставить на карту в угоду своим параноидальным целям. И голоса апологетов режима, среди которых есть и саддукействующее священноначалие, и функционеры различных рангов, звучат все более и более фальшиво.

Однако власть все еще опирается на существенную поддержку широких масс, которые отчасти зомбированы пропагандой, отчасти просто не хотят думать и принимать ответственные решения. По-прежнему в умах многих доминирует биполярное мышление с делением людей на своих и чужих (отсюда страх перед Западом, НАТО и т.д.). И вот вовлечение в конфликт этих людей может заставить задуматься их о том, какая правильная иерархия ценностей в жизни. Так устроен человек: пока лично не коснется, не прозреет. Желание изменений осознается, когда проблема проникает в глубину народной жизни. Кого-то вынудит задуматься «мор скота» (экономический коллапс в разных вариантах), а кого-то «смерть первенцев» — гробы, идущие с запада на восток (солдатские матери уже сейчас бьют тревогу). Что выберет солдат, оказавшийся между двумя страхами (страхом врага, и страхом стоящего сзади командира)? И каково осознавать, что мы теперь не защитники, а оккупанты? Затянувшиеся (особенно, нелепые) войны часто содействовали и политическим изменениям. Первая мировая война привела к крушению царизма, война в Афганистане во многом повлияла на падение советского строя, ельцинская Россия завязла в Чечне, что существенно способствовало провалу молодой демократии.

Конечно, вообще не хотелось бы, чтобы эти «казни» продолжались. Для того, чтобы их остановить, на самом деле нужно не много — изменить сознание и отказаться от имперского идолопоклонства.

Похоже, в настоящее время многие люди запутались в происходящем. Задача «людей Писания» напомнить, что есть библейские ориентиры, и нужно вернуться к ним.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: