В конце девяностых говорили: подождите 10–20 лет и русская церковь просияет

6 августа 2018 Ахилла

Очередная анкета в рамках нашего проекта «Исповедь анонимного священника».

***

Есть ли разница между Церковью, в которую ты пришел когда-то, и РПЦ, в которой оказался?

В церкви всегда было достаточно много людей с нравственными пороками, я знал об этом, так как познакомился с церковными людьми в конце 90-х. Тогда не только в жёлтой прессе обсуждались грехи церковных людей, но и сами верующие спокойно говорили об этом. Может быть, потому, что с одной стороны, чернухи было много везде, а с другой — никто не делал вид, что «мы живём в самой прекрасной церкви/стране». Наоборот, были обычными разговоры: «священники и миряне у нас не ахти, но что вы хотите — 70 лет госатеизма, подождите 10–20 лет и русская церковь просияет». В этом, наверное, и отличие современной РПЦ — сейчас у нас всё те же пороки, но все делают вид, что только благодаря церкви (патриарху/местному архиерею) всё и держится в стране и в мире.

Что изменилось для тебя за последние годы власти Патриарха Кирилла?

Стало больше жёсткости везде — от архиерейских указаний до методов воспитания в воскресных школах. Алексий II был не безупречен, но он, насколько я могу судить из провинции, не навязывал себя другим. Кирилл разговаривает с интонацией армейского начальника, и это распространяется дальше. По крайней мере, в нашей епархии сильно прибавилось количество безумных проектов, которые требуется выполнять без обсуждений.

Ощутил ли на себе последствия раздела епархий?

Когда у нашего архиерея забирали деревенские районы, он был настолько зол, что не может это остановить, что срывался на тех, кто под руку попадался. Начальственное раздражение зацепило и меня, но тем, кто с ним работает постоянно, досталось больше.

Какие проблемы видишь в епархиальной жизни?

Мало систематической заботы о людях. Есть один священник в епархии, который за счёт прихода много заботится о неимущих, остальные — по чуть-чуть, так как начальство требует деньги направлять на епархиальные проекты. Есть несколько священников, дающих душевную поддержку людям в трудных ситуациях, большинство же просто даёт советы в стиле: «читай акафист, кайся, смиряйся». Если бы священников в епархии реально учили бы заботе о людях, это была бы действительно христианская церковь.

Каковы твои взаимоотношения с настоятелем, с братьями-священниками, с архиереем?

Если собрат ведёт себя как архиерей, то отношения сведены к минимуму. Но есть единомышленники, с кем можно поговорить о вере и о своих сомнениях.

Каковы отношения между священниками в твоей епархии?

Все устали от постоянного напряжения, большинство настоятельских разговоров о том, «как же достал архиерей». Хотя не в архиерее же проблема, а в том, что радости о Христе мало в общении священнослужителей.

Как живет обычный священник день за днем, без прикрас, без слащавой картинки для православной публики?

Мой обычный день — встал, приготовил для семьи еду, если служу — еду в храм или на требы, если не служащий — отвёз ребёнка в школу, потом работаю (я подрабатываю фрилансом) или по дому чем-то занимаюсь, между делом читаю. Молюсь не много, обычно своими словами, по книге — только на службе.

Как выглядит приходская жизнь глазами священника? Социальная, миссионерская, молодежная деятельность на твоем приходе, в твоей епархии — это реальность или фикция?

Приходская жизнь спокойнее там, где настоятель сумел оградить прихожан от проблем со строительством, иначе — постоянная нервотрёпка из епархии, которую священник переносит на прихожан и сотрудников. Но если на приходе нет проблем от епархии (что редко), то значит настоятель дружит с богатыми спонсорами и это плохо сказывается на его общении с рядовыми прихожанами — на них или нет времени, или их пасут свысока, «по-архиерейски». Про социальную деятельность писал выше, миссионерской просто нет. Молодёжную ведут так, что студенты, вместо обычного равнодушия, всё чаще испытывают к церкви серьёзную неприязнь — никому не нравится, когда через ректора заставляют участвовать в унылых епархиальных «форумах», а с выступлениями в вузах наш архиерей сумел осрамиться на всю страну.

Как ты видишь прихожан, каковы ваши отношения?

У прихожан я многому учусь — с ними очень часто говорю о самом важном, мы дружим, радуемся и печалимся вместе. Праведных священников я не встречал, а праведных или близких к праведности мирян — неоднократно.

Как выглядит финансовая жизнь обычного прихода, куда распределяются денежные потоки? Зарплаты, отпуска, больничные, пенсии, трудовая, весь соцпакет — как с этим обстоит?

Разговоры о деньгах — ежедневная отрава для настоятеля. В начале месяца перечисляется оброк в епархию (он немалый и ежегодно растёт), к концу месяца надо собрать на зарплаты сотрудникам — все настоятели платят мирянам-сотрудникам мало, а некоторые ещё и эти крохи снижают в последние годы. Официальное трудоустройство для мирян возможно только на крупных приходах, но даже там не для всех. Отпуска и больничные оплачиваются редко. Отпуск дают, если сотрудник сам найдёт себе замену. Пенсия только от государства, от церкви — никому.

Как себя ощущает священник через 10 лет служения? Есть ли чувство правильного движения, духовного развития или регресс по сравнению с тобой, только что рукоположенным?

Мне стыдно за ту чушь, которую я нёс в первые годы своего служения. Сколько было дано дурных советов, вычитанных в благочестивых книжках! Сейчас я говорю, только если спрашивают, и уточняю, что это только моё мнение. Развитие идёт только в количестве сомнения — я всё чаще сомневаюсь в допустимости обычного церковного устройства.

Если отмотать назад — пошел бы опять в священники?

Нет. Иерархическая структура церкви — это сильнейшее искажение слов Христа.

Нет ли желания уйти совсем: за штат, снять сан или в альтернативную церковь?

В любой существующей церкви есть иерархия, поэтому я ищу способы изменить свою жизнь так, чтобы снять сан.

От чего больше всего устаешь?

Мог бы сказать, что от раздвоенности своей христианской жизни, но нет — это интересно, как ни странно. А устаю от обычных вещей — когда много работы и мало отдыха.

Есть ли разрыв между тобой-человеком и тобой-священником — насколько это разные люди?

К сожалению, я не всегда говорю то, что думаю. Но думаю, это в любой сфере может быть. Я благодарен Богу, что всё чаще могу не делать того, что считаю дурным, и нахожу возможность сделать то, что считаю важным.

Священство — благо для твоей семейной жизни или проблема?

И то, и другое. Но у меня потрясающая жена — она самый близкий для меня человек. Она поддержала меня, когда я решил стать священником, хотя ей это далось не просто. Она оставалась со мной, когда я служил на дальних приходах. Она всегда работает сама и не садится на шею прихожанам со своими проблемами. И сейчас, когда я ищу возможность изменить привычный образ жизни, она меня опять поддерживает. Хотя мы с ней очень разные, она искренне верующий человек, и поэтому я могу с ней говорить о самом важном.

Каким видится будущее (собственное и РПЦ): ближайшее, лет через 10?

Думаю, в РПЦ всё будет по-прежнему, а в моей жизни, надеюсь, многое изменится.

Фото: Олег Варов/patriarchia.ru

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: