В Литве лишены сана пять клириков, выступивших против войны и политики патриарха Кирилла

30 июня 2022 Ахилла

Сайт Православной Церкви в Литве сообщает, что «за тяжкие канонические преступления» были лишены сана несколько клириков:

«Митрополит Виленский и Литовский Иннокентий 29 июня сего года лишил своими Указами священного сана бывших священнослужителей Виталия Моцкуса, Виталия Даупараса, Георгия Ананьева и Владимира Селявко.

Решения об извержении из сана пресвитера были приняты правящим архиереем на основании заключения Церковного суда Виленско-Литовской епархии, признавшего бывших клириков виновными в совершении канонических преступлений.

Суд рассматривал дело каждого из клириков отдельно. Четыре последовательных заседания Церковного суда состоялись 29 июня в Свято-Духовом монастыре г. Вильнюса.

Согласно церковным установлениям, правящий архиерей располагает всей полнотой канонической власти, позволяющей единолично принимать подобные решения. Несмотря на это, митрополит Иннокентий предоставил рассмотрение дела Церковному суду епархии — с тем, чтобы избежать личной предвзятости и обеспечить полную объективность при рассмотрении дела.

В состав суда вошли священнослужители, как из числа приходских священников, так и монашествующих в сане. Суд тщательно исследовал поступки и публичные высказывания клириков, к их оценке были привлечены специалисты по каноническому праву. Также были заслушаны показания ряда свидетелей, приведенных к присяге на Кресте и Евангелии.

Церковный суд рассматривал деяния В. Моцкуса, В. Даупараса, Г. Ананьева и В. Селявко исключительно в плоскости церковно-канонического права. Никакого отношения к политике и к текущим международным событиям решение суда не имеет.

По результатам расследования Церковный суд подтвердил факты попрания священнической присяги и клятвопреступления (25 правило Святых Апостолов), непослушания правящему архиерею и ведения публичной деятельности без благословения своего епископа (39 правило Святых Апостолов), сговора против своего епископа и собратьев-священнослужителей, а также разрушения церковного мира (18 правило IV Вселенского Собора и 34 правило V-VI Трулльского Собора), раскольнической деятельности, намерении и организации перехода в другую церковную юрисдикцию без благословения своего епископа (16 правило I Вселенского Собора), а также участия всех четырех клириков в кампании по дискредитации Церкви и ее архиереев (55 правило Святых Апостолов), а также собратьев-священнослужителей.

Суд установил, что В. Моцкус, В. Даупарас, Г. Ананьев и В. Селявко в сотрудничестве с представителями государственной власти предприняли активные действия по созданию в Литве параллельной церковной структуры в юрисдикции Константинопольского Патриархата.

При этом ведущими раскольническую деятельность клириками была полностью отвергнута законная процедура перехода из одной Поместной Церкви в другую.

Послушание правящему архиерею является нормой и в других Поместных Церквах. Например, совсем недавно в том числе за непослушание и ведение публичной деятельности без благословения своего епископа был извергнут из сана клирик Эстонской Апостольско-Православной Церкви Константинопольского Патриархата.

При этом константинопольский архиерей не только изверг эстонского иеромонаха из сана, но и лишил его возможности причащаться впредь до полного покаяния.

Поскольку никто из преданных суду клириков на заседание суда не явился (согласно регламенту, каждый из них вызывался трижды), то решение было вынесено в их отсутствие. Причины неявки суд счел несостоятельными. Церковный суд подтвердил, что есть все основания для извержения священнослужителей Виталия Моцкуса, Виталия Даупараса, Георгия Ананьева и Владимира Селявко из сана пресвитера. Данное заключение суд представил на усмотрение правящего архиерея.

По словам митрополита Иннокентия, ему было исключительно тяжело принимать решение о лишении своих клириков священного сана, которых он неоднократно призывал к покаянию ввиду их тяжких канонических преступлений.

«С их неявкой на суд я потерял последнюю надежду на их вразумление и исправление. К тому же они посеяли семена сомнения и смущения в души некоторых духовно слабых и нестойких в вере христиан. Все это будет причиной моей постоянной тревоги за их судьбу в вечности», — сказал предстоятель Православной Церкви в Литве.

Ранее 23 июня указом митрополита Иннокентия был лишен священного сана бывший клирик Виленско-Литовской епархии Гинтарас Сунгайла. Церковный суд признал его виновным в совершении ряда церковных правонарушений. В ходе расследования по его делу было собрано большое количество информации об аналогичных церковных правонарушениях, совершенных священнослужителями В. Моцкусом, В. Даупарасом, Г. Ананьевым и В. Селявко».

А вот так комментируют в блогах это событие.

Священник Александр Занемонец:

«Вспоминаю давний рассказ нашего Парижского архиепископа Гавриила.

„С архиеп. Иннокентием [ныне — митрополит Литовский, Московского патриархата] мы вообще в хороших отношениях.

Иногда ужинаем вместе.

Но бывало пару раз, что на следующее утро после такого ужина оказывалось, что его епархия подала на нас в суд, за тот или иной приход или здание.

— Да как же так? — звоню я ему. — Вчера виделись, и вроде бы речи об этом даже не шло.

— Да простите, Владыка, — отвечает он, — это не мы на самом деле: это Российское посольство. Сам вот только что узнал об этом…“

„Как же хорошо, — добавлял к этому архиеп. Гавриил, — я единственный православный епископ во Франции, который никогда не летает бизнес-классом.

Но зато никакой посол мне не может указывать, что я должен говорить или делать!“»

Белорусский священник (в запрете) Александр Шрамко:

«Сегодня, как и ожидалось, церковный суд этой епархии вынес решение о лишении священного сана Виталия Моцкуса, Виталия Даупараса, Георгия Ананьева и Владимира Селявко. Напомним, что неделей подобное же решение вынесено и в отношении отца Гинтараса Сунгайлы.

Делается все в невероятной спешке — с момента начала травли прошло чуть больше двух месяцев — и вопреки всем даже чисто формальным правилам.

Как и в случае с отцом Гинтарасом, сегодняшний указ митрополита Иннокентия подписан после соответствующего решения суда в тот же день, хотя по Положению о церковном суде РПЦ (ст. 47.2) „решения епархиального суда утверждаются епархиальным архиереем не ранее, чем через пятнадцать рабочих дней со дня их принятия“. Кроме того, в официальном сообщении епархии подсудные священники один раз упомянуты как „бывшие“, а далее без упоминания сана, в то время как в соответствии с тем же Положением (ст. 47.3-4), решения епархиальных судов о лишении клириков сана вступают в законную силу лишь после их утверждения патриархом.

Особенно циничны и лицемерны слова в официальном сообщении, что, дескать, „правящий архиерей располагает всей полнотой канонической власти, позволяющей единолично принимать подобные решения“, но митрополит Иннокентий „предоставил рассмотрение дела Церковному суду епархии — с тем, чтобы избежать личной предвзятости и обеспечить полную объективность при рассмотрении дела“. При этом всем и каждому известно, что обеспечена как раз полная предвзятость и субъективность, поскольку суд возглавляет тот же викарный епископ Амвросий, который инициировал и организовал всю эту травлю священников, в том числе и представление их к лишению сана. А митрополит Иннокентий готовится на покой, удаляется от дел и по факту уже передает полномочия указанному епископу, готовящемуся сменить его на митрополичьей кафедре».

Журналист Сергей Чапнин:

«Что-то страшное творится в последняя время в маленькой Литве. Меньше чем за месяц «за тяжкие канонические преступления» лишены сана пять клириков. Это приблизительно 10% от всех служащих в стране священников.

Никогда прежде я не слышал, чтобы в какой-либо епархии происходило что-то подобное.

Неужели церковные власти разоблачили какую-то страшную секту или масонскую ложу, к которой принадлежали в том числе и священники?

Или, быть может, из Москвы в епархию прислали план по извержению из сана священников? В епархии про указание из Москвы благополучно забыли и теперь, чтобы наверстать упущенное и не ударить в грязь лицом перед патриархом, срочно лишают сана тех, кто под руку подвернулся?

Или же это местная инициатива? Новый председатель церковного суда епархии — молодой и очень амбициозный — решил выдумать страшный заговор и затем раскрыть его?

***

В любом случае всю полноту ответственности за эти решения принял на себя митрополит Иннокентий (Васильев). Именно он подписал эти позорные указы.

Что с ним происходит? Я запомнил его как человека образованного, внимательного и отзывчивого, и в то же время нерешительного, уклончивого, скрытного.

В кошмарном сне я не мог себе представить, что за 4 месяца до выхода на пенсию он решится скопом лишить сана такое количество священников, которые были рядом с ним долгие годы.

Что им движет? Что позволяет ему считать, что эти безумные действия он совершает «во благо Церкви»? Подозреваю, что его главные советчики — страх и растерянность. Привычная картина мира рушится на глазах. Несостоятельность Русской Православной Церкви именно как *Церкви*, возвещающей правду Божию, а не административной структуры в подчинении у властей страны-изгоя, становится все более очевидной.

Голос совести надо чем-то заглушить и у себя, и у своих подчиненных. Расправа над священниками — это прежде всего акт устрашения. Испугаться и затаиться должны все те, кто всерьез задумывается о миссии Церкви в современном мире.

Спокойно жить могут только искренние требоисполнители, полностью лояльные церковной администрации приспособленцы и убежденные сторонники «русского мира» в священном сане.

Всем остальным — лишение сана. Еще один возможный вариант для несогласных — тихо сидеть в углу и дрожать от страха.

Других опций у РПЦ нет».

Теолог Наталия Василевич о священнике Виталии Моцкусе:

«Tėvas Vitalijus Mockus, мы в полушутку всегда называем его равноапостольным и на полном серьёзе считаем его святым.

С того самого момента, как мы впервые познакомились в августе 2003 года, я поняла, что это уникальный в своем роде человек, необыкновенно одаренный, работоспособный и отдающий себя без остатка служению церкви. И людям. Это человек всегда спешит на помощь, спокойно и без паники решает все проблемы, всегда накормит, напоит, отвезет, встретит, организует, устроит, заступится, построит, отремонтирует, напишет, скажет, найдет выход.

Всех своих друзей я всегда тащу в Вильнюс к трем святыням — к мощам Виленских мучеников, к Остробрамской иконе и к о. Виталиюсу.

Сегодня так называемый суд Литовской епархии вынес сам себе обвинительный приговор — принял решение об извержении о. Виталиюса из сана. Несмотря на каноническую ничтожность такого извержения и на то, что любая правосудная судебная инстанция признает извержение противоречащим канонам, наблюдать за происходящим больно. Еще несколько месяцев назад Литовская епархия была чуть ли не самой благополучной в нашей части православия, и вот теперь — мерзость запустения.

С отцами и литовским православием все будет хорошо, а вот с теми, кто начал против них войну, хорошо не будет. Митрополит Иннокентий подвел позорную черту перед завершением своей епископской карьеры, епископ Амвросий свою епископскую карьеру начал с позора. РПЦ в Литве — стала сплошным позором.

Сегодня праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которые строили Церковь Божью по всей экумене. Желаю преследуемым отцам созидать Церковь Христову в Литве. Вы справитесь, я в вас не сомневаюсь».

Так комментирует решение суда один из изверженных клириков — Владимир Селявко:

«Свершилось ожидаемое — священноначалие расправилось с инакомыслящими. Нас лишили священного сана (это высшая мера наказания — „растрел“). Судьи грубо нарушили наши права, не предоставив для ознакомления обвинения. Проявили полное невежество в интерпретации церковных канонов и тем самым расписались в собственном бессилии — они не пастыри, они не умеют вести диалог. Они могут лишь подчинять, запугивать и жестоко наказывать. Такое ощущение, что спешка этого судилища была обоснована тем, что они пришли в ужас от того, что есть священники, критикующие Патриарха за то, что тот благословляет войну и убийства. В их головах — это страшное и ужасное преступление. Бог им в помощь, а мне их жаль. Позже подробней опишу, а пока мне нужно все это уложить в своей голове. Конечно, я не признаю этого позорного действа. Конечно, я буду апеллировать ко Вселенскому Патриарху. И конечно, я буду держать в курсе общественность. Слава Богу за все!»

Фото: orthodoxy.lt