В вас бес, читайте авву Дорофея

27 августа 2018 Ксения Волянская

На сайте православной социальной сети «Елицы» есть раздел «Вопросы батюшке». Отвечают разные священники, монашествующие в сане и даже один диакон. Примерно половина, если не больше, вопросов демонстрируют магическое отношение к вере, невротическое болезненное копание в мелочах, веру во всезнание священника, способного дистанционно решить самые запутанные вопросы личной жизни читателей.

Например (здесь и далее с сохранением авторской орфографии):

«Здравствуйте являются ли грехом компухтерные игры где убивают людей. Мне 64 года, мой внук постоянно играет в компухтер. Подскажите молитву для увеличения скорости интерута пожалуйста».

«ЗДРАВСТВУЙТЕ Батюшка, прошу посоветуйте молитву за детей, которая поможет создать им счастливые семьи, и убережет от предательства, отведёт от ложных чувств, поможет вовремя распознать ошибки, пока они не принесли вреда»

«Если православный христианин застукал свою жену в постели с любовником, то как он должен себя вести? Должен ли он применять к любовнику рукоприкладство?»

«Думать, что уборщицы приносят обществу большую пользу, чем певцы глупо?»

«Муж разбил большое зеркало. Какие молитвы читать, чтобы избежать беды?»

«Недавно мне приснилась одна женщина (знакомая, жена ее знает) и с ней произошел секс. Я этого наяву не хотел. Надо ли в этом каяться на исповеди? И надо ли рассказать об этом жене?»

«У меня есть свой профиль в соц. сети „Инстаграмм“. Там все выкладывают свои фото и описания под ним. Как вы считаете, можно ли под фотографией вначале написать „Слава Богу“, а после уже поставить описание?»

«Добрый день! Я уже пять лет работаю автослесарем, но думаю что это не моя профессия. Но сам не знаю какую найти другую работу себе по душе. Подскажите пожалуйста как поступить в моей ситуации?»

«Здравствуйте, батюшка. Сегодня я случайно задел верёвочку с крестом об холодильник и верёвочка оторвалась, а крестик упал. Что такое со мной?»

«Разрешает ли господь создание тульп чтоб говорить с ними? Тульпа-отдельная личность созданная в голове самим человеком может я не понятно сказал, можете в интернете прочитать. Зачем? Мне очень одиноко».

«Благословите батюшка. Считается ли грехом супружеская близость в возрасте под 60 лет. Надо ли её исповедовать и каяться в ней. Спасибо».

Отвечающие священнослужители — разной степени трезвости и образованности. Есть здравые ответы, большинство скучные и шаблонные: молитесь, посещайте храм, исповедуйтесь-причащайтесь, или — спросите у духовника (при том, что совершенно очевидно — человек бы не задавал вопрос в сети, будь у него духовник).

Но самое печальное в огромном массиве опубликованных вопросов и ответов (а это более 32 тысяч), что часто вопросы задаются людьми, чья душевная жизнь отягощена комплексами, неврозами, возможно, в состоянии обострения хронического психического заболевания. Кому-то нужен психолог, психотерапевт, кому-то уже и психиатр. Тем не менее вопросы выкладываются на всеобщее обозрение и на них даются те же стандартные или неадекватные ответы, которые, на мой непрофессиональный взгляд, способны лишь загнать человека глубже в невроз, усугубить неуверенность в себе и комплекс неполноценности.

Например, Татьяна спрашивает: «Если в сердце и в уме человека стоит навязчивый образ другого человека и навязчивые мысли о нём, то является ли это духовной болезнью — одержимостью злым духом, или это болезнь психики, и как с этим бороться и от этого избавляться, надо ли пить лекарства тормозящие мыслительные процессы, чтобы успокоить мозг?»

Отвечает архимандрит Алипий Светличный: «Господи, благослови! Нужна усиленная работа с духовником. Поскольку, это одержимость».

Татьяна спрашивает: «Здраствуйте батюшка, скажите пожалуйста, надо ли говорить на исповеди, что не держу телесный пост (по воле мужа) во время постов, снова и снова? Спасибо за ответ».

Отвечает тот же добрый архимандрит Алипий: «Господи, благослови! Да, нужно. Потому, что, хотя и не по своей воле, но все же нарушаете».

Вопрос анонима: «Здравствуйте, скажите, пожалуйста, нужно ли обязательно благословение духовника для того, чтобы встречаться, если я прихожанка храма, причащаюсь каждую неделю, а он семинарист и поет на клиросе? Как вообще с таким обстоят дела в церковной среде, как себя вести надо, нужна какая-то встреча наша с духовником или можно пока просто общение? Спаси, Господи!»

Ответ архимандрита: «Господи, благослови! лучше, прежде благословится у духовника, чтобы он, зная Ваш характер и Ваши особенности, посоветовал как вести себя и стоит ли начинать встречаться с данным лицом».

Анонимный вопрос: «Батюшка, у меня тревожно -депрессивное расстройство, раздражительность, паники по ночам, булимия была лет 17 и т. п., я лечилась, регулярно посещаю храм, с Божией помощью надолго из этого выбиралась, но беременности и первое время после родов — обострение. А уж роды для меня — ад. Да ещё с осложнениями, угрозами для жизни. После родов доходит до дереализации по ночам спросонья, когда дикий страх и не понимаешь где находишься и как тебя зовут и в панике бегаешь. Хронические стрессы, недосып — и всё по новой. Сейчас всё хорошо, младшему сыну второй год, старшему 4. Психотерапевты советуют кто как. Кто — не рожать больше, кто — подождать лет 5 или 10, а через 10 лет мне будет под 50. А православные знакомые как-то относятся презрительно к семьям с одним-двумя детьми. Не все, конечно. Да и пишут, что это не правильно и должно быть не меньше трёх. А я не понимаю, может врачи перестраховываются, может надо надеяться на волю Бога в деторождении? Кого слушать? Муж хочет детей, да и я не против, но боюсь очень. Понимаю, что за меня никто не решит, но хоть совет хочу».

Священник Алексий Есипов: «Спросите у духовника».

Спрашивает Екатерина: «Здравствуйте, отец! Что делать, во мне сидит бес, и сколько я не пыталась от него избавиться — у меня это не получается. И как вы относитесь к психологии? Ведь это связано и по идее можно самому избавиться от этого?»

Отвечает священник Алексий Есипов: «Психология не лечит беснование. Она его отрицает, потому что классическая научная психология базируется на атеистическом мировоззрении. Беснование лечит пост и молитва в духе смиренномудрия, ну и, конечно, покаяние и причащение. Больше ничего».

Анонимный вопрос:

«Здравствуйте! Я писала вопрос про страх. Три раза. У меня сейчас новая проблема: появился очень большой страх дать ОБЕТ Богу. Я прочитала, что есть грех неисполнения обетов Богу и наверное из-за этого постоянный страх дать какой-нибудь обет, а поскольку его дать как я понимаю можно без всяких молитв и не вслух то каждый раз когда я просто задумываюсь о даче обета, а такие мысли появляются помимо моей воли часто то мне уже кажется что я его дала потом приходится исполнять все что в голове просто крутилось так как я не могу понять то что я просто задумалась над каикм-нибудь обетом — это ведь еще не обет? но я почему — то очень боюсь этого греха невыполнения обетов Богу хотя вроде бы никаких обетов и не даю только мысли об обетах постоянно в голове крутятся. Мне тут посоветовали перед тем как дать обет помолиться, но я не понимаю если эти мысли проносятся с моментальной скоростью и я порой чуть ли не успеваю заметить как они появляются кк я даю обет и даю ли я его вообще в общем как я успею каждый раз молиться? Мысли то об обетах чуть ли не каждую минуту(ну я здесь не в буквальном значении) появляются. Помогите пожалуйста ничего не помогает. Как быть? Игнорировать такие обеты? Я ведь в глубине души не хочу давать НИКАКИХ ВООБЩЕ НИКАКИХ обетов».

Отвечает священник Алексий Есипов: «Я бы не увлекался обетами. И особенно без благословения».

sergo спрашивает: «Здравствуйте батюшка. У меня такая проблема. Я себя ненавижу и презираю, хотя сам не пойму почему. Я себя не люблю и не уважаю. Даже в зеркало не могу на себя смотреть. Нужен Ваш совет».

Отвечает священник Алексий Есипов: «В голове должны быть другие мысли».

Юлия спрашивает: «У меня отец пьет. Я молюсь и читаю за него акафест по благословению батюшки. Когда только приступила ночью увидела беса, такого страшного, мне стало очень страшно. Исчез он сразу. Боюсь что я уже сума схожу иногда от всех молитв и мыслей и чтения. Я боюсь впасть в прелесть иногда, что вот молюсь и вроде всё налаживается, правда сил нет уже. Отец стал даже грубее со мною, от этого руки опускаются.

Скажите это нормально вообще чтоб так происходило: бесы, уныние…? Мне страшно».

Отвечает священник Алексий Есипов: «Не по Сеньке шапка. Научитесь сначала смиренномудрию. Читайте авву Дорофея».

Иеромонах Макарий Маркиш, довольно трезво отвечая на многие вопросы, касающиеся супружеской жизни или воспитания детей, становится непримирим и агрессивен, когда, как ему кажется, читатель нападает на церковь или государственные установления. В ход идут даже угрозы.

Вопрос: «Благословите батюшка! Меня мучает помысл про несправедливость в церкви, даже ходить туда не хочу… Один обман. Вот все говорят что в семье священника много детей, да еще и в пример ставят что и нам мирским так надо жить, да хорошо советовать… Но ведь матушки не работают в основном, сидят дома не измученные… А простые мирские люди уставшие несут от своих копеечек в храм продукты на стол МНОГОДЕТНЫХ батюшек. Нашим двум детям никто не носит сумками продукты на стол, помощи ждать не от кого. Так бы и мы жили, не работали, а прихожане кормите моих детей, а я буду жить благочестиво, плодиться и размножаться… Это боль моей души, у меня 2 детей, больше мы с мужем не потянем… Обидно смотреть как наши батюшки сумками в иномарки продукты загружают, а их жены спят и отдыхают в этой жизни. Мне говорят, и вам бы Господь стал помогать. А у меня все внутри кипит, нас учат не лениться, а что же жены то их наслаждаются благами земными… На чужом хребте в рай… Вот в душе какая зависть, но ведь это правда в жизни так. Ответьте мне батюшка, тяжело с этим жить… Мне 39 лет, 2 детей, венчаный брак».

Отвечает иеромонах Макарий (Маркиш): «39 лет, двое детей… — Как же Вы детей-то воспитываете, сами с такой неуёмной жадностью питаясь ядовитой ложью, за которую щедро платят из-за океана? Вашу семью ждет что-то страшное».

Вопрос нервной и впечатлительной особы встречается предположением о грозящей ей якобы шизофрении:

«Здравствуйте, батюшка. А например, когда девушке выбирали жениха ее родители, а ей он не нравился, но пришлось выходить замуж, то ей тоже придется провести жизнь с ненавистным мужем и быть с ним вечность одним телом и душой? Вот честно, для меня брак — это ужас (поэтому, я буду жить одна). Выходит, если я вступлю в брак, то буду привязана к этому человеку навечно и не известно как он себя в будущем будет себя вести. Тем более моя душа — это моя душа, а его — его и тело тоже, а одна это как? Выходит люди и личность теряют в браке? И даже тело будет не мое? Возможно, я глупая (так говорила часть моих учителей, другая часть утверждала обратное), но на мой взгляд хорошее дело браком не назовешь т. к. ты теряешь в нем все (даже душу и тело) поясните мне, пожалуйста…»

Отвечает иеромонах Макарий (Маркиш): «Реальная проблема — совсем не там, где Вы её пытаетесь увидеть. Проблема в том, что Вам угрожает шизофрения, И Ваше поведение способствует этой угрозе. Я Вас не пугаю, а всего лишь делюсь с Вами трезвым наблюдением».

Вопрос о том, как поступать христианам, когда власть потеряла берега, встречается руганью («русофобская сволочь») или советами обратиться к врачу.

Аноним спрашивает: «В прошлом году Дмитрий Медведев заявил нам — „Денег нет, но вы держитесь. Удачи вам и хорошего настроения“. Что нам делать в этой ситуации?»

И/м Макарий (Маркиш): «Лечиться. Обратиться к хорошему психотерапевту. Метку „юмор“ не ставлю: нехорошо смеяться над больными».

Такое ощущение, что подобные рубрики вопросов и ответов не только не помогают людям разбираться с их проблемами, а усугубляют те, что есть, дезориентируют, приучают слепо доверять слову любого священника, подсаживают на «иглу» постоянной сверки каждого своего чиха с мнениями, «канонами» и уставами, а духовенство — неосознанно или осознанно укрепляет свою власть над человеческими душами, убеждается в своем праве наставлять, воспитывать, ругать паству как малых несмышленых детей, вмешиваться в интимную жизнь супругов.

Аноним спрашивает: «Добрый день, батюшка! Подскажите пожалуйста, вопрос интимного характера: я беременная, с мужем давно не было близости. Мужу начинают сны интимные сниться, не хочется доводить его до рукоблудия опять (только недавно исповедовались) слышала, что во время беременности близость с мужем не разрешается. Как быть?»

Иеромонах Матфей: «Совершенно нельзя, так как вы будите КАЛЕЧИТЬ душу ещё неродившегося ребёнка, об этом писал, если не ошибаюсь, преподобный Серафим Саровский».

***

Мы попросили прокомментировать эти вопросы-ответы психолога Александру Имашеву, директора Христианской службы психологической помощи «Свеча» (Москва). Вот ее комментарий:

«Мне кажется, что происходит подмена понятий: священники берут на себя функции, к которым они не подготовлены, а именно диагностику и коррекцию психологических нарушений, а в некоторых случаях даже лечение психических заболеваний. Поскольку образования и профессиональной подготовки в психотерапии и психиатрии у них нет, то людям, страдающим нарушениями психики, их рекомендации в лучшем случае бесполезны, в худшем случае вредны. В данном тексте упомянутым в нем Татьяне, Екатерине, sergo, Юлии совершенно точно нужна психологическая помощь, а в случае одержимости бесом — возможно, и лечение психиатра. А другой женщине, обратившейся с вопросом анонимно, на пустом месте ставится диагноз серьезного психического заболевания — шизофрении, хотя никаких предпосылок для этого нет.

Мнение, что научная психология базируется на атеистическом мировоззрении, неверно. Как и любая другая научная дисциплина (например, физика, биология, экономика), психология как наука описывает существующие факты и находит закономерности и связи между ними, независимо от присутствия или отсутствиях в них Божественного начала и замысла. В случае прикладного раздела психологии — психотерапии, в силу присущих ей специфических особенностей, религиозное или атеистическое мировоззрение психотерапевта действительно может оказать влияние на пациента. Но в этом случае у священника есть прекрасная возможность передать страждущего для получения помощи «в хорошие руки». В России в настоящее время существуют многочисленные коллективы православных психологов, в которых работают высококлассные специалисты — есть куда направить прихожанина, который жалуется на «бесов в голове», непреодолимые страхи или болезненно навязчивые мысли».

Возникает вопрос: почему такая очевидная мысль не приходит в голову горе-советчикам? Тем более — и это самое странное — на том же сайте есть раздел «вопрос психологу». Но маниакальное желание вязать и решить, дергать овец словесных как марионеток за ниточки, наслаждаться властью над чужими судьбами, ловить кайф от того, что тебя считают за всезнающего гуру — видимо, сильнее здравого смысла.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: