Великий коронавирусный раскол

16 апреля 2020 Алексей Плужников

Мы живем с вами в уникальное время. Оно уникально не только пандемией и самоизоляцией, но и тем, что мы воочию наблюдаем грандиозный раскол в РПЦ — раскол, поводом к которому стал невидимый для глаз вирус, а причины оказались глубоко внутренними, давно назревавшими.

Все далеко еще не закончилось, скорее, только начинается, но уже сейчас можно сделать некоторые промежуточные выводы.

Первое: мы увидели, как патриарх Кирилл на двенадцатом году правления выпустил власть из рук.

Мы наблюдаем, по сути, бунт очень большого числа архиереев, выраженный в саботаже мер по борьбе с коронавирусом и непослушании патриарху в его призыве к прихожанам сидеть дома, — эти архиереи продолжили звать прихожан в храмы на богослужения, пропустив «намек» святейшего мимо ушей.

Вспомните, когда такое было последний раз? Могу лишь вспомнить епископа Чукотского Диомида (Дзюбана), который в 2007-2008 годах выступил против патриархии, за что был лишен сана. Но тогда был патриархом Алексий II.

Что же будет теперь? Лишат ли сана, отправят в запрет, на покой или хоть как-то накажут архиепископа Питирима (Волочкова) и ему подобных, что в разгар пандемии проповедуют святость лизания храмовой пыли и наплевательство на меры безопасности? Ведь от подобных выступлений не только духовный вред, но и вполне физический — архиерей подвергает паству реальной опасности заболеть и даже умереть.

Нет, ничего не будет ему и подобным, которых много — и именно потому, что их много. По крайней мере, не будет от духовной власти, от патриархии.

Патриарх испугался, он поступил тут как президент — тот отдал решение вопроса на откуп губернаторам, так и патриарх, — как сказал однажды в интервью протоиерей Алексий Уминский, «он ничего не может вне своей епархии!»

Анекдотично ведь звучит, потому что до сих пор, более десяти лет патриарх Кирилл мог все не только в своей епархии, но и во всей РПЦ, и никто не ставил его власть и авторитет под сомнение. Так было и в 2012 году (дело Пусси Райот), и в 2014 (Украина, Донбасс, Крым), и в 2018-2019 (Варфоломей, автокефалия, ПЦУ) — всегда архиереи брали под козырек, голосовали за, выражали «сыновью почтительность» всем решениям патриарха, держали свое мнение при себе и были монолитом, подпирающим авторитаризм патриарха Кирилла.

И тут все рухнуло: епископы почувствовали слабость, неуверенность патриарха, с одной стороны, а с другой — угрозу своему финансовому положению из-за закрытия храмов, и, как верно сказал наш автор «отец Олег», сообразили, что мракобесное большинство паствы может восстать против них самих, — поэтому часть архиереев стали прямо проповедовать и действовать противоположно тому, что было велено из патриархии. Мало того, некоторые еще посмели войти и в конфликт со светской властью, настолько раздухарившись, что забыли о последствиях для себя (и вот мэр украинского, правда, не российского города, сказал прямо, чем это может для ослушников в рясах закончиться, ведь пандемия когда-нибудь пройдет, а строить отношения с властями придется вновь).

Другая часть архиереев растерялась, они привыкли всегда тупо исполнять то, что велят сверху — хоть патриархия, хоть любой начальник в пиджаке. Как сказать об этом пастве — они не знают, поэтому или молчат, или мычат невразумительное о послушании, смирении, тяжелых временах, находят какие-то псевдобогословские оправдания тому, почему надо поступить так, а не эдак, и почему вчера мы поступали и говорили вот так, мол, мы не позволим закрыть храмы, а сегодня совсем даже наоборот — не пускаем прихожан туда даже на Пасху… Чем еще больше вводят паству в недоумение и раздражение.

И на этом фоне, конечно, уникально смотрится псковский митрополит — пререкаемый Тихон (Шевкунов). Смотрится не только разумным в слове, но и в деле. И (о чудо для архиерея!) — выглядит человечным. К нему очень много претензий за прошлое, но сейчас его поступки и строгое, но бережное руководство паствой вызывают искреннее уважение.

Некоторые говорят, что вот, мол, Тихон так «набирает очки» в борьбе за будущее патриаршество. (Его «конкурент», митрополит Иларион (Алфеев) выглядит куда как более жалко: то одно говорит, то другое, то пытается изображать «послушничество», то здравый смысл, но в итоге просто колеблется с линией партии, да и не является епархиальным архиереем, он лишь чиновник, «говорящая голова».) Но сомнительно, что эти «очки» Шевкунову как-то помогут, скорее, наоборот. Многие уверены, что если придет время смены патриарха и у власти по-прежнему будет бессмертный Путин, то тогда да, у Шевкунова будут все шансы быть поставленным на это место. Но если вдруг случатся выборы, где архиереи сами будут решать, то тут у меня большие сомнения.

Как раз такая разумность и человечность Тихона для архиереев-мракобесов, архиереев-финансистов (вспомним, что псковский митрополит первым отменил взносы за апрель в своей епархии, тем самым кольнув архиерейские кошельки в самое сердце, дав пример, которому они не последовали) будет играть против него. Человечность в системе — это жирный минус, а не плюс.

Но пока не видно того архиерея, который бы мог возглавить «лигу» архиереев-мракобесов. И хоть некоторые предлагают на это место то митрополита Екатеринбургского Кирилла (Наконечного), то еще кого, но яркой личности-лидера не видно, по крайней мере, такой личности, что мог бы противостоять Шевкунову и за кем бы потянулись другие.

Еще один вывод, который можно сделать из коронавирусного раскола, — тот, что уже, в принципе, сформулировал «отец Олег» в своей заметке. Мы пришли к тому, что 30 лет «возрождения» РПЦ полностью уничтожили «либеральную» церковную идею и выпестовали новое поколение мракобесов. Времена двадцатилетней давности — бушевания страстей вокруг ИНН, паспортов, штрих-кодов и «компьютера Зверь» — покажутся нам цветочками на фоне того, что еще грядет.

Мы увидели воочию, что для нынешней паствы РПЦ в своем подавляющем большинстве ничего не значит заповедь «возлюби ближнего как самого себя». Для них главное — «вера», а не любовь. Вера, понимаемая как вполне конкретные физические действия в пространстве: хождение в храм, стояние внутри церковного здания на богослужении, участие в таинствах, соблюдение праздников, церковного календаря.

Все разговоры о некоем Христе, который вроде как должен быть в сердце, которому нужны поклонники в духе и истине, а не на горе сей или в храме том — забыты. Обряд полностью заслонил собой дух, и заменил собой истину.

Все прежние богословствования о том, что Христос уже воскрес и Он всегда с нами, в вечности, в Его Царстве, а наши ежегодные празднования Пасхи в определенные даты — лишь символ, воспоминание, прикосновение временного к вечности, — отвергнуты, заменены на «веру» в благодатный огонь, который обязан «сойти» по расписанию НТВ-трансляции в «нашу» Великую субботу и продлить жизнь рода человеческого еще на год, оттянув пришествие антихриста; а Пасха — это воскресенье в апреле или мае, куличики, яички и ночной крестный ход, и никак иначе.

Все призывы к заботе о ближнем путем недеяния, нехождения в храм во время пандемии, потому что это опасно для здоровья и даже жизни ближних, разбиваются о каменнолобную «веру» в то, что «без церкви (то есть без храма) нет спасения», и что, мол, лучше умереть, причастившись в храме, аки мученик, чем прожить пару-тройку недель без литургии, взяв пример с тех же «благочестивых» предков седой старины, которые причащались раз или два раза в год.

Эти «верующие» не знают, что даже в первоначальном христианстве нарывающихся на мученичество отказывались считать мучениками. А те, кто подвергает опасности ближних, не мученики, а убийцы, преступники, пусть и часто «неумышленные».

Знаете, мы все слишком смиренные. Этих проповедников, которые, бахвалясь своей «верой», вещают с амвона, что в храме невозможно заразиться, что любой вирус, попав на крест или на «мироточащую» икону, тут же убивается или становится безвредным, что тут даже пыль свята и целебна — вот таких надо заставлять делом подтверждать свою веру. Надо выйти прямо во время проповеди какого-нибудь попа из Крутых Хуторов, или из Пушкино, или того же Питирима (Волочкова), прервать его, зайти на амвон, протянуть ему склянку с цианистым калием или пузырек с серной кислотой — и потребовать, чтобы он выпил и тем самым подтвердил свою веру и свое слово. Побоится выпить из склянки — предложите обмазать ядом крест, лжицу или край Чаши. Ведь если вирус в храме убивается, то и яд, и кислота должен верующему не повредить, особенно в храме, особенно на амвоне, особенно на лжице, особенно если он, пес его дери, архиепископ! Пусть пьет и чудотворит, укрепляет нашу веру — или пусть снимет свой крест или панагию, упадет перед всеми на колени, покается в своем идиотизме и навсегда закроет свой лживые самоуверенные уста, и уйдет навеки в затвор, покрыв позором свое имя.

Но нет, этого не будет. Мракобесы будут и дальше проповедовать мракобесам, плодя новых мракобесов. А раскол будет все увеличиваться. «Либералы» же уйдут в «виртуальные литургии», а не в другие приходы (плакать о них, правда, никто из оставшихся не будет).

И еще один вывод, который многие охарактеризовали выражением «а что, так можно было?!».

Многие верующие, которые не совсем еще погрязли в мракобесии, вдруг узнали с удивлением, что, оказывается, можно спасаться и не ходя еженедельно в храм. Оказалось, что и исповедоваться можно по телефону, если припрет, или даже причащаться без исповеди, если не нагрешил смертными грехами за последнее время. И причащаться можно другими способами, а не привычно, в очереди, сложив ручки, и из одной лжицы.

А еще, что «для молитвы нет расстояний» и что можно чувствовать себя «членом Церкви», смотря по телевизору, как патриарх молится за всех в пустом храме, с ФСО в качестве паствы.

А еще, что вербочки и — ужас-ужас и попрание скреп! — даже куличики и яички можно освящать самим! Представьте, если бы на самоизоляцию всех посадили в январе — глядишь, и воду крещенскую можно было бы просто из-под крана налить, а не тащить из храма!

Как же так, удивились такие верующие. А для чего же тогда нужны попы, спросили они себя. И подумали. И сделали выводы, посмотрев на стоны и причитания попов и монахов в интернетах, выпрашивающих деньги с тех, кто и без попов, оказалось, может вполне прожить духовно. А вот результаты товарищи попы узнают после пандемии, когда в их храмах резко поубавится захожан, да и ряды прихожан проредятся — кто умрет от коронавируса, кто перестанет ходить к мракобесам и лжецам, а предпочтет молиться своему Богу на лоне природы, — под куполом неба, как необдуманно ляпнул псковский митрополит (и скрепы затрещали), — или собираться в виртуальные общины, без свечек, записочек и целования поповских ручек; а кто-то наоборот — плюнет в сторону иуд, продавшихся анчихристу, отречется от патриарха-предателя, экумениста и труса, и уйдет в «катакомбы», прятаться от 5G и чипов, к попам-непоминальщикам, начхавшим на вирус.

Так что уникальное время у нас сейчас — время начала великого раскола РПЦ. Историческое время, открывающее помышления и дела многих.

Фото: Сергей Власов/patriarchia.ru

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: