Великий пост в советах пастыря: постная десятина, рюмочка коньяка и секс с мыслями о Епитимье
11 марта 2019 Алексей Плужников
Проходит год за годом «возрождения» церковной жизни, а наши отцы духовные, как автоматы, бездумно повторяют заученные когда-то фразы по любому «духовному» поводу, например, отвечая на вопросы о посте. Вот в Google мне попадается интервью «Комсомольской правды» с волгоградским священником, благочинным, протоиереем Сергием Тюпиным. С отцом Сергием я близко знаком не был, только доводилось бывать и даже немного поработать в том храме, где он сейчас настоятелем.
Что же пастырь, прослуживший у престола более двадцати лет, может сказать народу, читателям КП, о Великом посте? Например, он повторяет заезженный аргумент, что если из года выделить сорокадневный пост, то «это будет десятина, которую человек дает Богу».
Простите, какая еще десятина? А прочие три многодневных поста, а среда-пятница? Количество постных дней в году в среднем около 200, то есть минимум половина, а никак не десятина. Но зачем об этом упоминать? Сказал благоглупость — и поехали дальше.
Разумеется, в качестве аргумента вспоминается Христос и его сорокадневный пост в пустыне, все это обставляется бессвязной демагогией про «духовно телесное существо» человека, и делается перескок на прощеное воскресенье.
Протоиерей Сергий говорит, с одной стороны, что надо поститься по своим силам, но при этом сам тут же рекомендует отказаться от походов в театр, кино и других «развлечений».
Далее оказывается, что «святая церковь знает человеческую природу, поэтому мудро она сделана» (кто она — непонятно, работа редакторов и корректоров «КП», мягко говоря, оставляет желать лучшего, орфографию оставлю «авторскую»). «Резкие движения не очень нужны, нужно делать так, как приписывает нам церковь, с благоговением и вниманием. Повторюсь, воздержание от пищи — это голодовка, и только с молитвой это приносит пользу, становится постом. Этой дорогой прошли многие святые люди, и миряне, и монахи, поэтому мы можем следовать их примеру. Не обязательно придумывать что-то „свое“ — это уже гордыня», — убеждает нас отец Сергий.
Итак, вы можете «по силам» поститься, но тут же — только по церковным «приписываниям», иначе «гордыня». Мозг еще не разорвался?
Насчет походов в гости в пост протоиерей Сергий тоже глубокомысленно ставит нас в тупик:
«Здесь все зависит от того, какие люди вас пригласили: близкие, или дальние. Если близкие, то они поймут, что человек постится, и может быть, подадут ему постную пищу, а далеким людям можно все объяснить. Но если человек, конечно, не понимает, то можно немножечко вкусить, но потом раскаяться, потому что нарушать пост, по уставу — не дозволено никому. Об этом надо тоже знать».
Еще раз, если не дотумкали: близкие поймут и «может быть» подадут, а далеким «можно объяснить»… (Меню, что ли, далеким утвердить по электронной переписке?) Или лучше так: умный поймет, а дурак не догадается?
И когда вы «немножечко вкушаете» — не забывайте, глотая, что вам это «не дозволено», вы сейчас грешите и потом должны «раскаяться». Да и вообще, рекомендует пастырь, во избежание такого искушения лучше по гостям не ходить, а ответить: «Я приду вас поздравить потом». Короче, у вас день рождения на первой неделе поста? Я приду вас поздравить через два месяца, идет? Лично для меня стол накроете, когда мне не надо будет «раскаиваться».
Оказывается, сейчас, по утверждению отца Сергия, поститься «легко», потому что полно продуктов, «заменяющих мясо и все остальное» (?). А денег на такие чудо-продукты у нас тоже «полно»?
Оказывается, по «уставу» в выходные можно пить «сухое вино» (где и в каком уставе подчеркнуто, что именно сухое?).
Оказывается, что «если человек выпил маленькую стопочку [коньяка] — это одно. Но если он выпьет, и ему захочется еще, то это будет уже удовольствие, и плоть начинает уже не молиться, но исполняться всяческого греха».
Простите, это только упомянутого коньяка касается или всего остального тоже? Первый прием пищи, пития и, извиняюсь, туалета должен быть строго без «удовольствия», как лекарство? А как получил удовольствие, так и сразу надо «раскаяться»?
«Человек может сказать, если коньяк — можно, то почему водку нельзя? Водка тоже постный продукт, в ней — нет жира».
Наши бабушки тоже так говорили: сынок, кушай курочку! — Сейчас пост, бабушка! — Так курочка постная, совсем без жиру!
Слава Богу, отец Сергий позволяет супругам во время поста «не уклоняться друг от друга», но при этом, совершая фрикции, помнить, что сие грех и «надо раскаяться»:
«Лучше быть вместе, чем разжигаться плотью. Но знать, что это грех, в этом нужно покаяться и принести Епитимию, что бы душа восторжествовала над плотью».
Все как в анекдоте: «А мы будем медленно и печально!»
Ну и напоследок батюшка нам сообщает премудрость, что человеку, который «искренне постился и молился», выходить из Великого поста легко — скушал яичко — и сыт. (Выпил первую (но только первую!) рюмашку коньячку — и пьян.)
***
И вот такие «советы пастырей» мы слышим в храмах, читаем на страницах епархиальной прессы, в православных сборниках, на бесчисленных православных сайтах, в светских СМИ, видим по ТВ и теперь на YouTube-каналах тысячами, отцы жуют эту бессмысленную, противоречивую жвачку, чувствуя себя мудрыми руководителями глупых овец, которые без их советов не догадаются, когда им покушать, когда удовольствие получить, и о чем думать во время секса или употребления рюмочки постного сухого вина…
Надоели вы, отцы, до смерти надоели. Вам, право, нужно «раскаяться».
Рисунок Вячеслава Полухина
Читайте также:
- Красноярский митрополит предложил всем голодать в первые дни поста, чтобы понять, как трудно хранить мораль
- Здоровое питание требует таких же ограничений, как и пост
- «Почему я не верю в пост»
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)