Отцы-трусы, знайте: «Ахилла» вам не друг

18 февраля 2019 Алексей Плужников

Тут «батюшка Лютер» нам рассказал о поповском профсоюзе в Греции и риторически воздохнул, мол, у нас бы так.

Да нет, не будет так у нас никогда. И мы за два года работы «Ахиллы» убедились в этом. Убедились, что никто из отцов местных епархий не поддержал смелых собратьев: отцов Дмитрия и Александра Терехиных, Виктора Пасечнюка, Олега Курзакова, Павла Радина. И многих других, не связанных с нашим проектом.

А бывало и иначе. Вспомним, в частности, историю со священником Дмитрием Фесечко, которая была год назад, в конце января.

Тогда священник из Котласской епархии опубликовал в ВК открытое письмо, в котором он обвинял архиерея в том, что тот не дает ему уйти из епархии, переехать в лучший климат для поправки здоровья больной супруги. Мы опубликовали это открытое письмо на «Ахилле», тем самым выразив поддержку «гонимому» священнику. В ответ отец Дмитрий потребовал от нас снять это письмо, мол, ему поддержка от «антицерковного» ресурса не нужна, мы, якобы, «ловим хайп» на его го́ре.

История вскоре получила продолжение: епископ отправил Фесечко в запрет, лишил причастия и пригрозил лишением сана, если тот не покается. А супруга священника, по словам отца Дмитрия, в отчаянии была готова «в ближайшее время поехать в Москву, где в представительствах „Радио Свобода“ и „ВВС“ даст интервью о своем бедственном положении, чтобы ее услышали люди других стран — она верит в справедливость Божию». Видимо, до ВВС матушка не добралась, потому что никакой информации о семье Фесечко за прошедший год Google не обнаруживает, кроме информации на сайте Котласской епархии о том, что запрещен Фесечко до 2021 года.

В декабре 2018 года мы написали о священнике Георгии Ермолине и его супруге, принявших участие в передаче «Модный приговор» на «Первом канале». Тогда один, незнакомый мне, человек в фейсбуке начал давать мне советы, чтобы, мол, я (то есть «Ахилла») «думал», прежде чем публиковать что-либо о действующих священнослужителях, а то, мол, прочитает начальство и у священника «косточки захрустят».

Понимаете? Не священник «виноват» в том, что принял участие в передаче с миллионной аудиторией, не епархиальное начальство виновато, если решит «размять косточки» батюшке, а «Ахилла» виноват в том, что, согласно Конституции, имеет право распространять информацию, находящуюся в публичном доступе. То есть к батюшке мы милостивы, даже если он глупость сделал или принял участие в пошлом перфомансе, начальство мы терпим, потому что привыкли терпеть унижения и надругательства, а свободные действия «Ахиллы» в информационном пространстве, не нарушающие закон, мы не терпим, потому что только упоминание — в любом контексте — имени любого священника на нашем проекте — это уже практически преступление: «начальство заметит».

Или вот новая история под названием «феномен батюшки Димитрия Ересько» из Кемеровской епархии.

История началась с того, что один батюшка кинул мне ссылку на публикацию в ВК от 9 февраля отца Дмитрия (о котором я до того дня никогда не слышал), в которой Ересько, устав терпеть унижения со стороны настоятеля, потеряв надежду на епархиальное руководство, решил бороться за «правду»: описал свои проблемы с настоятелем-хамом, выложил аудио в подтверждение.

Утром 15 февраля мы опубликовали текст на «Ахилле», дали ссылку на первоисточник, чтобы люди послушали аудио сами.

Неожиданно отец Дмитрий сам пришел на нашу страницу в ВК и стал участвовать в комментариях. Сначала он никак не выразил ни удивления, ни возмущения, что запись появилась на «Ахилле», а даже в комментариях писал: «Без огласки мало что можно исправить», «Огласка помогает, поверьте. Вспомните случай из Валуйской и Ейской Епархий».

Но потом батюшка увидел, что многие люди в комментариях довольно негативно оценивают его тон дискуссии и тон выступления на аудиозаписи (по поводу кремации). Он стал крайне нервно отвечать, попутно обвиняя комментаторов в хамстве, «черствости», желании его очернить, унизить и проч.

Вечером 16 февраля (то есть практически через полтора суток) он пришел ко мне в личку и потребовал удалить запись с нашего сайта, потому что она «из закрытого аккаунта» и он, мол, разрешения на ее публикацию не давал, и вообще он передумал, понял, что ему это «не полезно», и удалил эту запись.

Я попытался объяснить батюшке, что информацию обратно в тюбик не загнать, что начальство все равно все уже прочитало, и куча народа тоже. Что не надо терять лицо, а надо или раньше было думать, или уже бороться до конца, хотя бы проиграть, но с честью, а пытаться отыграть ситуацию назад бесполезно, как это было с Фесечко и многими другими — все равно съедят по-тихому. Мало того, я пообещал даже моральную и материальную помощь, если батюшку выкинут из штата епархии (как мы уже не раз делали).

Сначала казалось, что отец Дмитрий вразумился. Но после он вновь «передумал», и уже публично, в комментариях, стал обвинять нас, что «Ахилла» взял запись из закрытого аккаунта, то есть, по сути, украл. Когда ему указали на то, что это неправда и многие переходили по ссылке и читали, и слушали все в первоисточнике, и что сам он больше суток на сей счет не беспокоился, батюшка начал юлить и объяснять, что он вроде как думал, что у него все «для друзей», а просто он не знал, что в настройках чего-то не так… и проч. Такой вот «борец за правду». В итоге, он внес меня в «черный список», чтобы не общаться в личке, и закрыл аккаунт от меня и других нефрендов. При этом у его супруги, Кристины Ересько, эта запись-перепост открыта была на странице в ВК еще вчера, 17 февраля, поздним вечером, к утру они ее потерли.

Но и это не все. Батюшка умудрился обхамить большое количество комментаторов, разговаривая со всеми так, будто он великий мудрец, праведник, богослов, говорящий от лица Церкви и «Предания» и вообще «мне Христос дал право обличать грех!». Дошло уже до анекдотов: когда другой священник попытался ему объяснить, что он неправ в своей фанатично жесткой позиции по поводу кремации (по Ересько, невынужденная кремация — это богохульство, хула на Духа Святого, потому что наши тела — это храм Духа Святого, а сжигать храмы нельзя), то батюшка Дмитрий и тут начал вызывающе дерзко отвечать и договорился до того, что «кто пресвитеру досадил, тот да будет извержен» (это он так про споры с собой другому батюшке…).

Нашу площадку Ересько в итоге назвал «помойкой» и «шоу… для черни, псевдохристиан, которые просто пришли посмотреть на очередное издевательство над кем-либо», а меня обвинил в том, что я делаю бизнес на несчастных священниках, собирая деньги себе на карту…

Вот такие истории — к вопросу о «поповском профсоюзе». С такими членами профсоюза далеко не уедешь. Хотя радует, что в комментарии пришли несколько священников и попытались урезонить «гонимого» батюшку с невоздержанным языком, но толку от этого было мало…

***

Теперь по поводу «Ахиллы» и пользования публичной информацией.

В первые год-полтора нашей работы мы старались быть очень аккуратными, ходили на цыпочках, всячески беспокоясь, как бы не навредить священникам, даже просто взяв у них открытую запись для перепоста. Но пользы от этого все равно не было никакой, кроме убытка нам как информационному ресурсу. Все, кому угодно, берут и перепощивают открытую информацию, и никто не предъявляет им претензий: ни отцу Андрею Кураеву, ни Калаказо, ни порталу Кредо, ни анонимным телеграм-каналам, ни другим пользователям соцсетей.

Также все легко и свободно берут информацию с нашего портала и используют ее на своих сайтах и страницах в соцсетях. Есть, правда, один ультраправый портал 3rim.info, который нагло ворует наши статьи все подряд: убирает наше название, не ставит гиперссылки, только меняет пару слов внутри текста и часто забывает даже удалить из текста упоминание нашего портала или ссылку на наш емейл.

Другие спокойно берут, например, наши расшифровки к видео (хотя это, вроде как, наш труд) и цитируют, избегая упоминания «Ахиллы». Мало того, забавно наблюдать, как и либеральные, и консервативные православные блогеры и СМИ обсуждают темы, поднятые «Ахиллой» (в частности, о хамстве Ткачева или о его перлах о нелечении), но при этом упорно игнорируя первоисточник, откуда все началось.

Но при этом и те, и другие предъявляют нам претензии, если мы вдруг посмеем воспользоваться открытой информацией из соцсетей. Доходит до анекдотов, когда один батюшка возмутился на своей странице в фейсбуке тем, что на «Ахилле» появился перепост заметки митрополита Савватия (Антонова) с его мудрым обличением Ткачева. Мол, с какой стати митрополит публикуется на таком-сяком мерзком, лживом и антихристианском портале у «раскольника» Плужникова?!

То есть нам позволительно быть только лживыми и антицерковными, «помойкой», как благочестивцы любят выражаться, а все хорошее — не должно у нас появляться, потому что… — и новый заход по кругу про помойку.

Так вот отныне стоит заявить прямо и громко: дорогие наши отцы, владыки и прочие епархиалы, а также православные СМИ и блогеры! Все, что вы публикуете в соцсетях, на YouTube и т. д. в открытом доступе, «может быть использовано против вас». Придет зловредный «Ахилла» и без вашего желания и разрешения (но со всеми положенными гиперссылками) перепостит у себя — потому что в соцсетях даже такая кнопочка предусмотрена: Share/Поделиться.

Напомним, что «Ахилла» официально не является зарегистрированным СМИ, официально мы — частный блог Алексея Плужникова и Ксении Волянской. Как блогеры и обычные граждане РФ, мы имеем право на свободный доступ к открытой информации и ее распространение. Поэтому, дорогие трусливые отцы, десять раз подумайте теперь, прежде чем опубликовать «открытое письмо» или аудио с «обличениями» епархиального начальства, или еще какую важную и интересную информацию — всегда ставьте в уме галочку: «А вдруг „Ахилла“ рядом?..» И стирайте срочно свои «смелые» мысли, а то как бы чего не вышло, или прячьте их «подзамок» понадежней.

«Ахилла» очень хорошо относится к священникам РПЦ — умным, добрым, честным, настоящим, мы немало знаем таких, они пишут нам или общаются с нами напрямую, нередко и рублем помогая. И мы с пониманием относимся к тем отцам, которые не рискуют публиковаться открыто, а пишут у нас под псевдонимами. Но мы не друзья тем трусам, которые сначала публично выступают с грудью нараспашку, а потом рвут на себе волосы, все удаляют и требуют того же от нас, да еще с нелепыми и агрессивными наездами.

И да: мы собираем деньги себе на карточку, потому что у нас есть большое количество друзей: и православных мирян, и священников, и людей других конфессий, и атеистов, и просто интересующихся, которым важна наша работа. А чтобы работать — нужно кушать и на что-то жить. Мы ведь не батюшки — нам на канун еды не принесут, и денежку в кружку не кинут за то, что у батюшки такая густая борода, такой блестящий крест, и за то, что он так солидно помахивает кадилом…

Мы работаем для таких людей, как, например, одна наша читательница, два дня назад написавшая нам:

«Благодарю вас сердечно за ваш блог. Наконец я удостоверилась, что мои сомнения и многие вопросы — это не результаты моего пораженного „врагом“ и искушаемого ума. Я воцерковленный и верующий человек, но не хотящий жить в навязываемых иллюзиях, тем более не хотящий веровать из-за страха быть сожженной на сковородке. Я много пострадала в свое время от пастырей с „дубинками“. … Вы отвечаете на те вопросы, которые не задашь священникам на приходе. Таким образом научаете свободному мышлению и УЖЕ осознанному выбору Бога».

И такие письма мы получаем часто. Ради таких людей мы и работаем, чтобы люди имели открытую и честную информацию о церковной жизни, и чтобы им не отшибали мозги «духовники с дубинками».

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: