«Выйду замуж, если батюшка благословит»: фильм Марии Шукшиной о выпускниках школы Среднеуральского монастыря

5 августа 2020 Ахилла

Третья часть фильма Марии Шукшиной о жизни Среднеуральского женского монастыря посвящена выпускникам монастырской школы. Видео начинается со съемок прогулки сестер с детишками по окрестностям. «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» -спрашивает за кадром Мария у маленького мальчика, явно дошкольника.

— Батюшкой, — отвечает дитя.

— Каким батюшкой?

— Как отец Сергий, схиигумен…

Актриса начинает подсказывать:

— Тебе так нравится отец Сергий, что ты готов посвятить жизнь Богу, и точно так же, как он, быть священником, да?

И не дожидаясь подтверждения от ребенка, говорит: «Молодец».

В таком же стиле продолжается разговор уже с малышкой в платочке: на вопрос о мечте девочка отвечает, что хочет петь на клиросе. Девочка постарше хочет быть врачом, другие дети называют в качестве желанных жизненных сценариев пахаря, водолаза и маму, кто-то говорит, что хочет заниматься спортом — видимо, все это должно служить подтверждением того, что детей не настраивают выбирать монашеский образ жизни.


Жаль, что дочь выдающегося российского режиссера не понимает, как искусственно и бездарно выглядит подобное вступление. Большинство верующих со стажем прекрасно знает, чего стоят детские «мечты» о монашестве или священстве, зачастую продиктованные желанием угодить маме-неофитке или такой благочестивой собеседнице, а детские психологи знают, как гибко дети приспосабливают свои ответы под ожидания взрослых.

Дальше Мария Шукшина и некая дама в платке, Элина Жгутова, председатель правления общественного центра по защите семьи и традиционных ценностей «Иван-чай», все время говорящая себе под нос, общаются с выпускниками на свежем воздухе, сидя за деревянным столиком.

Молодой человек Николай окончил школу год назад, его брат Илья — три года назад. Оба юноши учатся в Екатеринбургской духовной семинарии. Самый разговорчивый — Николай, во второй части видео он рассуждает охотнее, чем брат и скромно молчащая девушка Настя, которая неразборчиво отвечает на вопрос, в каком классе учится.

По словам ребят, не все выпускники выбирают духовную стезю — кто-то пошел на истфак, кто-то в аграрный, а одна «отроковица» из класса Николая осталась после окончания школы в монастыре. Судя по рассказу парней, оба из многодетной семьи, но на этом факте ответ на вопрос «как вы попали в монастырь» обрывается, виден монтажный стык, что-то тут прозвучало лишнее для концепции Шукшиной. Младший брат рассказал, что вся семья жила в одной большой келье, питание здесь «вполне себе достойное», а основное послушание «отроковское» — это пономарство и пение на клиросе.

Насте, когда она попала в монастырь, был год и месяц. Сюда приехали мама с сестрой, «батюшка их оставил, ну они остались, и мне пришлось остаться в таком возрасте». «Мне очень нравится, я ни на че не жалуюсь», «у нас батюшка мировой, с ним легче дружить, чем ссориться».

Ответы молодых людей словно заучены, хотя потом Мария неоднократно льстит им, что «наслаждается их слогом» и что «не встречала такую речь у современных молодых, которые двух слов не могут связать». Как положительные характеристики монастыря, оклеветанного продажными СМИ, звучат шаблонные фразы «все здесь построено на взаимопонимании и любви», «театральные постановки в порядке нормы», Сергий Романов «покрывает своей любовью всепрощающей», «батюшкина любовь ни с чьей больше не сравнима», «радеет за всех, за русский народ».

Конфликтов с преподавателями и воспитателями, конечно, не было, а одноклассники спорят между собой только по одному поводу: «как правильно начертить чертеж». Молодые люди, которых почему-то все время хочется назвать детьми, рассказывают, что интернет здесь «в управлении взрослых», доступ к нему в школе «по образовательной необходимости». «Компьютерный класс имеется, но с интернетом он не соприкасался обычно, но это и не нужно — все, что нужно — в учебниках и книгах».

На просьбу рассказать яркие воспоминания об отце Сергии, Николай отвечает, что его поразила прозорливость схиигумена — мол, отвечает на вопрос, не дожидаясь, чтобы ты его задал.

Юноши упоминают, что алтарничают с Романовым, один говорит, что скучает по монастырю и приезжает сюда по воскресеньям. Рассказывает, что новый ректор семинарии возил их на экскурсию — на Ганину Яму и сюда, и весь курс говорил, что ближе к небесам — именно здесь.

В качестве иллюстрации того, что дети не только выполняют послушания и учатся, упоминаются балы, которые бывают на выпускной и 9 мая.

Паузы в беседе Мария Шукшина заполняет крупными планами себя и нудными признаниями в любви к монастырю («буду вспоминать, буду скучать, буду рваться сюда»), декларацией: «считаю своим духовным долгом пробудить людей», а также привычными обличениями современного телевидения, гнусных продажных СМИ, цифровизации и образования, которое не дает людям «критического мы́шленья».

Молчаливая девушка Настя, замотанная в платок, говорит редко и мало, на вопрос о планах сообщает, что «не знаю куда, но рядом с батюшкой»: «Выйду замуж, если батюшка благословит».

Николай рассказывает историю про афроамериканца, который промыслительно попал в монастырь, опоздав на самолет. Послушав переведенную монахиней Филаретой проповедь Романова, он, протестант, тут же решил перейти в православие, и был оперативно, без всякого занудства типа катехизации, крещен Сергием в Самуила.

«Закончите семинарию — тоже будете бить в колокола, если духу хватит», — напоследок говорит Шукшина и сетует на боязливость белого священства, обремененного семьями. На что Николай отвечает: «пусть к нам приезжают, батюшка не оставит».

В конце маленький мальчик тараторит графоманские стихи про поле Куликово.

Трудно сказать, удастся ли Марии Шукшиной переубедить кого-то своим весьма беспомощным, в сравнении с профессиональной работой Ксении Собчак, видео, которое язык не поворачивается называть фильмом. Ведь она, как говорит в конце в закадровом тексте, не стала задавать выпускникам вопросы о насилии в монастыре, не спросила мнения семинаристов об извержении их духовника из сана, ведь это такие чистые души, как же их смущать, подобно злым следователям СК. Хотя понятно, что такие собеседники — милые, но явно инфантильные, воспитанные в полном подчинении старшим, — и не решились бы рассказать о чем-то, что не укладывалось бы в красивую картину, продвигаемую столичной актрисой.

Смотрите также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: