«Я не могу применять оружие против человека, не сделавшего мне зла»: немецкие христиане и нацизм

7 октября 2022 Ахилла

Настанет время, когда оправдание патриархом Кириллом так называемой СВО, еретические утверждения о рае, который ждет российских военных, панегирики диктатору, позорное молчание подавляющего большинства священнослужителей и человеконенавистнические имперские призывы особо ретивых из них, поддержка войны большим количеством мирян — составят самые позорные страницы новейшей церковной истории.

Принято считать, что немцы в 30-х годах прошлого века покорно приняли нацистский режим, впитали его идеологию, закрыв глаза на преступления или сами совершая их.

Имена тех, кто сопротивлялся и погиб, известны, кажется, наперечет — православный мирянин Александр Шморель, канонизированный РПЦЗ, и лютеранский пастор Дитрих Бонхеффер. Однако в недавно опубликованной книге «Мобилизованная нация» Николаса Старгардта есть и другие, менее известные в России имена.

В этом году католики вспоминали восьмидесятую годовщину смерти Франца Райниша. Это единственный католический священник, отказавшийся принести присягу на верность Гитлеру после призыва в ряды вермахта. За это он был обезглавлен 21 августа 1942 года в тюрьме Бранденбург-Герден.

Сейчас российским католикам не напоминают о Франце Райнише. В обращении Конференции католических епископов России в связи с объявлением частичной мобилизации история Райниша не вспоминается, хотя говорится о категорической невозможности участия в боевых действиях для священнослужителей и монашествующих. Не упоминается там и блаженный Римско-католической церкви, мученик, казненный 9 августа 1943 года за отказ служить в нацистской армии, — Франц Егерштеттер. Тот самый, о котором в 2019 году вышел фильм Терренса Малика «Тайная жизнь».


Обращение составлено довольно уклончиво: «Мы знаем, что при определенных обстоятельствах государственные власти не только имеют право, но и должны применять оружие и требовать от граждан исполнения обязанностей, необходимых для защиты отечества (…) Все сказанное справедливо, если военные действия направлены на скорейшее прекращение конфликта и избежание умножения жертв». Верующим предоставляют возможность самим догадаться, направлены военные действия в Украине «на скорейшее прекращение конфликта и избежание умножения жертв» или нет. Как мы знаем, пропаганда как раз убеждает в том, что так называемая СВО затеяна именно с вышеупомянутыми целями. А дальше в документе говорится, что «в конечном итоге, вопрос о допустимости участия в военных действиях — это вопрос человеческой совести». А совесть — тому, кто верит телевизору, — как раз и подскажет идти сражаться за Донбасс. Спасибо хоть обозначили, что «частичная мобилизация поставила множество наших верующих перед серьезнейшим нравственным выбором», а то ведь если слушать проповедников РПЦ, то и выбора нравственного нет — только стать пушечным мясом.

Как же относились немецкие христиане к происходящему в стране при Гитлере?

Немецкий евангелический церковный союз, объединявший протестантов Германии, безоговорочно приветствовал приход Гитлера к власти, поддерживал деятельность нацистского правительства.

А были еще так называемые «Немецкие христиане», называвшие себя «штурмовыми отрядами Христа», — что-то вроде российских «Сорока сороков», — и представлявшими в церкви позицию НСДАП.

Нельзя сказать, чтобы все протестанты поддерживали Гитлера или молчали. Карт Барт был идейным вдохновителем сопротивления внутри реформатской общины. В 1933 появился Чрезвычайный пасторский союз, который возглавил Мартин Нимеллер, в 1934-м — более широкое оппозиционное объединение — Исповеднический фронт (Исповедующая, Исповедническая церковь — Bekennende Kirche), провозгласивший неприятие режима и его идеологии. Некоторые члены Исповедующей церкви участвовали в различных формах сопротивления, укрывали евреев от нацистского режима. К этому движению принадлежали Бонхеффер и Мартин Нимеллер (точнее — к Чрезвычайному пасторскому союзу Исповедующей церкви).

Многие священники из этого союза привлекались нацистскими судами за измену родине. Как личный враг фюрера в концлагерях всю войну провел Мартин Нимеллер, автор знаменитого высказывания, которое столь часто сейчас цитируется: «Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист…» Бонхеффер был казнен 9 апреля 1945 года.

Однако большинство членов Исповедующей Церкви были относительно осторожны в своих протестах.

В этом смысле характерна проповедь, составленная ИЦ и прочитанная во всех общинах Вюртемберга летом 1942 года. Пафос проповеди был направлен против притеснения свободы вероисповедания, однако тут же были и уверения в преданности властям, хвалебные речи в адрес отечества и храбрых солдат рейха. Этот пример лишний раз показывает, что нет ничего нового под солнцем и позорное лизоблюдство перед преступной властью — это грех не исключительно РПЦ.

В целом традиционные конфессии под режим легко прогнулись, будучи озабочены в основном ущемлением своих прав. Истории двух католиков Францев — Райниша и Егерштеттера — уникальны. Католики безропотно шли воевать за Гитлера, как сейчас православные безропотно идут воевать за Путина. А епископ Мюнстера Клеменс Август фон Гален, между прочим — прославленный католиками как блаженный (он критиковал нацистскую евгеническую программу Т-4), — в сентябре 1941 года издал послание с благословением войны против «еврейского большевизма».

А знаете, кто среди верующих Германии оказался самыми стойкими в противостоянии Злу? — Свидетели Иеговы. Те самые, кого клеймят сектантами, фанатиками, от чьего навязчивого некогда миссионерства мы шарахались, чьи газетки вызывали веселое изумление: «не, они что, всерьез верят в эту чушь?»

«В концентрационных лагерях свидетелей Иеговы отличали от прочих религиозных узников, их отделяли как „политических“ и заставляли носить специальный знак в виде фиолетового треугольника. Уникальность их положения среди заключенных состояла и в возможности выйти из тюрьмы: для этого достаточно было взять приписные документы и поступить на службу в вермахт», — пишет в книге «Мобилизованная нация» Николас Старгардт.

Николас Старгардт рассказывает историю свидетеля Иеговы Августа Дикманна, заключенного концентрационного лагеря Заксенхаузен.

Его жена, очевидно, надеявшаяся его спасти, прислала его приписные документы. Августа вызвали в политотдел лагеря и дали на подпись соответствующие бумаги.

«Он отказался их подписывать, подвергся избиению и заключению в карцер, а тем временем комендант лагеря запросил разрешения Гиммлера сделать из Дикманна показательный пример. 15 сентября 1939 г. всех 8500 заключенных задержали после вечерней переклички для демонстрации работы расстрельной команды. Добивал казненного Рудольф Гесс, будущий комендант Освенцима. В качестве последнего назидания четверым свидетелям Иеговы велели задержаться и положить Дикманна в гроб, напоминая при этом об ожидавшей их самих участи. Брату Августа Дикманна Генриху приказали заколачивать гроб гвоздями. Он оказался первым лишенным жизни за отказ служить по религиозным соображениям, поэтому казнь над ним предали широкой огласке в качестве наглядного воспитательного примера».

24 октября 1939 года в берлинской тюрьме Плетцензее отрубили голову на гильотине 42-летнему плотнику Карлу Кюнелю. Еще в 1937 году он добровольно принес личное письменное объяснение на призывной пункт: «Я не могу действовать против моей совести, а потому не могу применять оружие против человека, не сделавшего мне зла» (воинскую повинность власти Германии ввели в 1935 году).

В декабре того же 1939 года были казнены Руперт Заузенг, Карл Эндштрассер и Йозеф Римпль. Все были свидетелями Иеговы, все отказались присягать Гитлеру и идти на военную службу.

Как пишет Николас Старгардт, за первый год войны были казнены сто двенадцать немцев — почти все из-за отказов служить по религиозным убеждениям, при этом подавляющее число составляли свидетели Иеговы.

Иногда свидетелям Иеговы предлагали альтернативу в виде нестроевой службы, они, как правило, отказывались. Тех же, кто соглашался, ждал условный тюремный срок и поражение в гражданских правах на протяжении всей войны. Они пополняли собой штрафные батальоны, их использовали для разминирования. Их детей отдавали в приюты, семейный бизнес и дома выставляли на продажу.

«Компанию свидетелям Иеговы составляли небольшие группы адвентистов-реформистов и христадельфиан, одного из которых, Альберта Мерца, тоже казнили.

А что же конфессии, традиционно тяготеющие к пацифизму — квакеры, адвентисты седьмого дня? Они «принялись выторговывать для своих членов возможность служить на нестроевой, а немецкие меннониты и вовсе повернулись спиной к анабаптистской традиции и в 1936 г. заявили, что их молодежь „с восторгом готова“ поступать на военную службу. Взращенные на почве религиозного национализма и антисемитизма, многие адвентисты седьмого дня присоединились к ним на фронте» (Николас Старгардт).

Найдется ли хоть один член РПЦ, который заявит, в случае мобилизации, что не пойдет на войну, так как это противоречит его убеждениям — большой вопрос. Это при том, что в отличие от нацистской Германии, где за отказ идти на войну с большой вероятностью следовала гильотина, в России для начала (пока!) это всего лишь административный штраф. Годы идеологической обработки церковными спикерами в духе радикального антизападничества, победобесия, руссомирства — да и просто бездумного послушания власти — принесли свои плоды. Священников, открыто пишущих и проповедующих против т.н. СВО, — единицы, и эти единицы — или не в России, или пишут анонимно, или в запрете. Ни о каких объединениях клириков, не согласных с режимом, не слышно. Будут ли у РПЦ свои Бонхефферы, Нимеллеры и Райниши? Возможно, чем сильнее будет шататься режим, тем больше будет смельчаков, но пока их ничтожно мало.

Иллюстрации: кадры из фильма A hidden life

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)

ЮMoney: 410013762179717

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: