Затрудняюсь ответить

22 октября 2019 Егор Владимиров

Опубликованное исследование известного американского центра Pew Research о динамике религиозности в США за последнее десятилетие показало достаточно неожиданную динамику изменения религиозной принадлежности американских граждан. Главный вывод, который делают социологи, — число верующих (в первую очередь, христиан), падает, и падает достаточно быстро, но на смену христианству не приходят ни ислам, ни буддизм, ни какая-либо другая мировая религия, ни нечто новое синтетическое (вот те самые разнообразные культы New Age). Более того, даже число атеистов и агностиков не растет с той же динамикой, с какой падает число верующих; быстрее всего растет число тех, кто выбирает nothing in particular, иными словами, затрудняется с ответом и не может отнести себя ни к одному из вероисповеданий.

Вот цифры по основным вероисповеданиям (или их отсутствию) в соответствии с данными Pew Research Center:

  • Число протестантов за десятилетие с 2009 по 2019 год уменьшилось с 51 до 43 процентов;
  • Число католиков за то же десятилетие уменьшилось с 23 до 20 процентов;
  • Число атеистов выросло с 2 до 4 процентов;
  • Число агностиков выросло с 3 до 5 процентов;
  • Число тех, кто не смог определиться с ответом на вопрос о собственном вероисповедании, за последнее десятилетие выросло с 12 до 17 процентов.

Интересно, что при всем многообразии критериев, по которому можно разделить общество на различные страты, есть только один, дающий возможность четко разграничить те сегменты, где число верующих христиан не снизилось значительно за прошедшее десятилетие, от тех, где отрицательная динамика является наиболее наглядной. И этот критерий — не этничность, не раса, не пол, не образование, не регион проживания и даже не политические пристрастия (разделение американского общества по этим критериям дает приблизительно одинаковые цифры падения религиозности в различных стратах); этот критерий — возраст.

Вот данные по религиозной аффилированности американских граждан с точки зрения возрастных сегментов:

  • Численность верующих христиан среди граждан 1928-1945 годов рождения за период с 2009 по 2019 годы сократилась на 2% и составляет 84% (число атеистов, агностиков и затруднившихся ответить на вопрос о своей религиозной принадлежности в этой страте выросло на 1%);
  • Численность верующих христиан среди граждан 1946-1964 годов рождения сократилась на 6% и составляет 76% (число атеистов, агностиков и затруднившихся ответить на вопрос о своей религиозной принадлежности в этой страте выросло на 4%);
  • Численность верующих христиан среди граждан 1965-1980 годов рождения за исследуемый период сократилась на 8% и составляет 67% (число атеистов, агностиков и затруднившихся ответить на вопрос о своей религиозной принадлежности в этой страте выросло на 6%);
  • Численность верующих христиан среди граждан 1981-1996 годов рождения за последнее десятилетие сократилась на 16% и составляет 49% (число атеистов, агностиков и затруднившихся ответить на вопрос о своей религиозной принадлежности в этой страте выросло на 13%).

Как мы видим, большинство тех, кто перестал себя идентифицировать как христианин, не переходит в другие конфессии. Они становятся атеистами, агностиками, а чаще всего — просто затрудняются с ответом на вопрос, который на протяжении тысячелетий был одним из основных для самоидентификации человека. И если сокращение на 16% числа верующих христиан с одновременным ростом «нон-аффилиатов» на 13% в возрастной страте «23-38» можно еще (хотя и с весьма заметным вольным допущением) объяснить как своеобразный ивано-карамазовский юношеский максимализм и «возвращение билета» (хотя в тридцать с лишним лет уже явно не до юношеского максимализма, тут, скорее, речь о кризисе среднего возраста уже идет), то сокращение на 8% числа верующих христиан с одновременным ростом «нон-аффилиатов» на 6% в возрастной страте «39-54» даже кризисом среднего возраста уже не объяснить.

Вопрос того, почему все больше людей не могут ответить на вопрос о том, в Кого (или во что) они верят, стоит оставить философам — у автора этого материала просто не хватит ни знаний, ни амбиций на него ответить. Но мне кажется, что осознавать то, что именно такие процессы сейчас являются доминирующими в стране, которая совсем недавно была самой большой страной мира по числу христиан, достаточно важно.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: