Жених или Босс?

18 сентября 2019 Григорий Нефедов

Обращали ли вы внимание, насколько некоторые евангельские притчи диссонируют с Нагорной проповедью? Мы привыкаем бездумно воспринимать тексты Евангелия, даем им как бы авансом априорную мудрость и беспрекословность, а если нам что-то кажется странным, то мы убеждаем себя (вернее, Церковь убеждает нас), что проблема в нас, в нашем толковании, а вот есть правильное толкование, святых отцов, прочитай и прими без рассуждения. Правда, когда тот или иной святой отец писал свое толкование, ни он сам, ни его окружающие не знали еще, что Вася сын такого-то однажды будет зваться во святых отцом нашим Василием Великим или как-то еще солидно и его слово будет непререкаемо, как аксиомы в геометрии…

Но представим, что еще не народились все Великие Отцы и что мы — среди первых христиан, умеющих читать, и с любопытством сами изучаем пергамент с текстом Евангелия (но при этом мы живем в XXI веке и на наше восприятие накладывает отпечаток наш окружающий мир — чем он принципиально отличается от Иудеи первого века?).

Вот читаем притчу о десяти девах:

«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий». (Мф. 25:1-13)

Странная притча. Не менее странные и толкования отцов на нее, типа, «никто собственной добродетелью тогда не поможет другому. Едва будет достаточно ее для спасения самого себя, так как во многом согрешает человек, даже весьма добродетельный. Смотри, как мудрые даже там обнаруживают милосердие: они желали бы дать неразумным, но не могут» (Евфимий Зигабен).

А это точно из того же Евангелия, где «нет большей той любви, кто душу свою положит за други своя»? Из того же Евангелия, где настаивается, что человек спасается не своими добродетелями, а лишь намерениями, малым усилием и милостью Бога (как в притче о тех, кто пришел работать в последний час).

Что это значит: «не могут поделиться своей добродетелью»? Что за бред? А зачем тогда люди ходят к старцам, молитвенникам, ищут святых людей, паломничают к святым мощам? Если не могут добродетельные поделиться, то и зачем тогда их почитать и к ним прибегать? Тогда прав протестантизм, и надо надеяться только на себя и свои личные отношения со Спасителем.

Если «мудрые девы» не могли поделиться елеем, потому что всем не хватит, то взяли бы да отдали свои плошки, «положили бы души свои» за глупых подруг — глядишь, милостивый и справедливый Жених оценил бы, погладил бы мудрых по головкам и поцеловал в носики, сказав, что за такую любовь к дурам-подружкам Он их на лучшие места посадит, даже без масла. Не иллюминации же ради Он пришел.

Нет, по сути выходит, как кричал отец Андрей Ткачев, свои бросили своих, ради того чтобы выделиться перед начальством. А, пускай там во тьме кромешной эти неразумные замерзнут и сдохнут под дверью, пускай их там хулиганы ограбят и изнасилуют — мы ведь на пиру, у нас веселье, Жених, главное, с нами, мы в домике, а там хоть потоп…

Вот так несимпатично выглядит эта притча, если читать ее «детским», непредвзятым взором.

Или похожая притча про брачный пир:

«Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши тò, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; Ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 22:1-14).

Ну, не будем задерживаться на добродушном царе, который «истребил» всех обидчиков и город спалил — обычные ветхозаветные дела, где Бог ни на секунду не задумывается всех спалить, вырезать и стереть с лица земли, лишь бы Его «избранным» было хорошо. Про любвеобильность ветхозаветного Бога уже не раз говорили, не будем повторяться. Странно лишь, что Христос Нового Завета так спокойно и одобрительно об этом говорит.

Но вот возьмем того молчуна, который посмел на пир явиться не в брачных одеждах. Да, встречались толкования, что, мол, всем на брачном пиру выдавались некие брачные одежды, и если кто-то не в них, то значит он пробрался на пир тайком, негодяй такой.

Ну и что? Ну пробрался, ну не в брачных — сами же ведь всяким сбродом наполняли свою свадьбу — какая вам должна быть разница, если один из того сброда не так одет? Ну выдайте ему, наконец, брачную одежду — ведь и остальным «злым» ханыгам на пиру ее выдали не за заслуги, а просто так.

Нет, зачем, мы устроим хоррор со скрежетом зубов, кромешной тьмой и клоуном в канализации…

Знаете, какие ассоциации лезут в голову при чтении этих притч? Не со свадебным пиром, а с порядками в крупной корпорации, где главное — дресс-код на корпоративе и сияющие улыбки сотрудниц, хором воспевающих Босса. Этому Боссу плевать на личности, на трудности жизни этих дев и прочих сотрудников, которые под его началом, — главное, чтобы картинка была красивая и обороты компании росли. Ну а когда сокращение штатов и оптимизация в компании, то кого волнуют те, кого выкинули во тьму кромешную, тем более, что эти лузеры даже масла не имели в запасе, чтобы подмазать где надо…

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: