Жизнь после разрыва с Константинополем: что ждать верующим и клирикам МП

16 октября 2018 Ахилла

Итак, что же ждет православных МП после того, как вчера в Минске Синод РПЦ разорвал евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом?

1.Согласно заявлению Синода, теперь верующим и клирикам РПЦ нельзя причащаться с верующими и клириками Константинополя, клирикам — запрещено сослужить вместе.

Но в обратную сторону — пока можно, Константинополь еще своего слова про евхаристическое общение не сказал.

В итоге, получается казус: есть (и немало) клириков Константинопольского патриархата русского происхождения, и даже с российским гражданством. В итоге, еще вчера такой священник мог приехать в Россию (где, возможно, служил до этого немало лет) и пойти послужить-помолиться со старыми друзьями-священниками. А теперь эти друзья должны будут ему дать от ворот поворот: теперь «Христос не посреди нас»…

2.Проблема Афона. Афон находится под юрисдикцией Константинополя, чтобы совершить паломничество на Афон — надо брать разрешение в Константинопольской патриархии. Неясно, как теперь дело будет с мирянами РПЦ, но клирикам и архиереям теперь туда вход будет запрещен — в первую очередь, своим же начальством, но и Константинополь теперь вряд ли даст добро.

Теперь — прощай чесы по матушке-России со святыньками, приносящими миллионные доходы как афонитам, так и РПЦ: теперь ни Пояса Богородицы, ни даров волхвов, ни чудотворных икон, и прочих перстов, глав и прочего — все, полный аминь. Даже в русский Пантелеимонов монастырь на Афон теперь не поехать. А у наших архиереюшек и стильных батюшек-«духовничков» съездить на Афон было особым шиком, потом можно было хвалиться своей духовностью и фоточками с каким-нибудь старчиком-«святогорцем».

3.Проблема православных РПЦ или РПЦЗ (которая в единстве с РПЦ МП) в Европе и других местах. Там все церковные дела обычно решаются сообща, на епископских конференциях, где, разумеется, участвуют и представители Константинополя. Теперь не только в храм Вселенского патриархата человеку не сходить, не причаститься, но и совместные труды, встречи и решения будут если не отменены, то сильно затруднены.

4.Казус Украины и «неканоничных» УПЦ КП и УАПЦ. Теперь, после решений Константинополя и заявления Синода РПЦ, оказалось, что в раскол ушла РПЦ, а бывшие много лет «раскольниками» — стали вмиг каноничными и в общении с мировым православием. Остается вопрос признания УПЦ КП и УАПЦ другими Поместными Церквями, но для верующих Украины это дополнительный повод распрощаться с УПЦ МП, которая тоже теперь в разрыве с Константинополем, и уйти в ожидаемую поместную Церковь Украины под покровительством Константинополя.

5.Верующие МП сейчас часто задаются вопросом: а что мне будет, если я захочу причаститься в храме Константинопольского патриархата? Представитель МП уже подсуетился и ответил: будет ай-яяй:

«„За отказ следовать такого рода запретам для духовенства предусмотрены наказания (прещения), а для мирян — покаяние на исповеди в непослушании Церкви“, — рассказал „Интерфаксу“ секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук.

Он также уточнил, где именно на популярных туристических направлениях расположены храмы Константинопольской церкви.

По словам священника, в Турции это все действующие храмы Стамбула, единственный действующий храм в Анталии, а в Греции — на Крите и на островах Додеканеса, расположенных в юго-восточной части Эгейского моря, самый большой из которых — Родос.

„Конечно, есть еще Афон, который также в юрисдикции Константинополя, но отдыхать туда не ездят“».

Среди либерально настроенной, «бунтующей», так сказать, группы православных МП уже — в шутку и всерьез — ходят разговоры: а не собраться ли нам вместе, сесть всем на самолет и полететь в Стамбул, чтобы причаститься там — назло всем разрывам, синодам, юрисдикциям и проч.

«Консервативно»-проМПшно настроенные клирики и миряне наоборот — ликуют, что «урыли» Варфоломея, гордо взметнув знамя твердого москвоправославостояния, и лишь сожалеют, что пока еще не метнули в «Стамбульского патриарха» анафемой, но, мол, еще чуть пождем и скоро будет и анафемка.

В целом же в соцсетях ходят разговоры, полные недоумения и разочарования, даже среди людей, до этого далеких от интереса к церкви и ее внутренней жизни: мол, как после этого можно всерьез воспринимать МП в XXI веке? Здравствуй, Новое Средневековье? Все чаще раздаются голоса: как хорошо, что я не клирик, мне проще, надо вообще стать «автокефальным мирянином», наплевав на все юрисдикции.

Да, те, кто были недовольны «экуменизмом» РПЦ в советский период, теперь получили обратку: все более усиливающийся самоизоляционизм Московского Патриархата, одинокое гордое «стояние в истине», борьба против «папизма» Константинополя — борьба, во главе с человеком, который не терпит ни малейшего возражения, человеком, который всех епископов превратил в безропотное стадо овечек, всегда голосующее только «за»; человеком, который не терпит даже фотографий своего авто и охранников в фейсбуке — сразу «принимает меры». Но «папизм», конечно, в Стамбуле, а в Москве у нас — полный домкрат, простит, демократ.

Теперь ждем решений Константинополя. Будет ли патриарх Варфоломей тоже «жестко» отвечать или будет спокойно гнуть свою линию по Украине — посмотрим. Но смягчения отношений в ближайшее время явно не ожидается.

***

Мы подобрали некоторые цитаты из фейсбука о последних событиях вокруг разрыва:

Протоиерей Андрей Новиков:

«Константинополь устроил раскол, еще когда прислал экзархов. А теперь вошел в литургическое общение с анафемой, то есть сатаной. Если Вы не принимаете решение Апостольской власти Церкви — Священного Синода, значит, сами оказываетесь в расколе. Это неизменное двухтысячелетнее правило Церкви. Обвинять Синод в нелюбви — это то же самое, что обвинять в нелюбви апостолов, правило которых говорит об отлучении виновных в том, что сотворил Константинополь. Не говоря уже о том, что он отпал от Православия в самой вере, приняв „ложное учение“ (цитирую заявление Священного Синода) восточного папизма. Вот так».

Публицист Кирилл Фролов, проповедник «Союза Патриарха и Президента, который спасет Россию!» и мема «Миссия Ынима!» (с сохранением орфографии):

«„Канонизация“ Афона и афонооцентичное сознание вредны. После ферраро-флорентийской унии Афон безропотно ее принял. Игуменом Ватопеда был ересеучитель Мелетий Метаксакис. „Догмат“ о непогрешимости Афона является ложным».

Протоиерей Всеволод Чаплин:

«Итак, евхаристическое общение с Фанаром разорвано. Более того, сказано, что его поведение „выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля“. Это по сути означает, что „патриархат невидимой империи“ — не церковь. Будем надеяться, что дело дойдет и до осуждения его многолетних обновленческих ересей и отступлений. И до анафемы отступникам. Сие да буди, буди!»

Аркадий Малер, философ, член Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ:

«Теперь самая главная проблема, кроме „внутреннего Фанара“, это элементарная необразованность и псевдоблагочестивая аполитичность отдельно взятых батюшек на местах, которые не только не сообщат и не объяснят прихожанам, что отныне недопустимо участвовать в таинствах Константинопольского патриархата, но и сами ничего толком об этом не знают и не понимают.

Причем, это проблема всех Поместных Церквей во всем мире. На том же Родосе многие православные греки делали удивленные глаза, когда узнавали, что у нас с Фанаром возникли какие-то проблемы на грани раскола. А ведь невежество в столь серьезных и актуальных вопросах со стороны православных — это следствие не только интеллектуальной лени, но и равнодушного отношения к самой Церкви, а значит, и к самому Богу и возможности своего спасения».

Алексей Мастерков, историк:

«Хорошей знакомой в комментарии один священник написал, что, просто не обрадовавшись и не возликовав от решения минского синода, она тоже уже в расколе и объединилась с анафемой и сатаной…. Вот так. А на самом деле в том-то и проблема, что или мы в ереси, или тот, кто это ей написал такое. Ну не получится объединить их веру и нашу, хоть ты тресни. И трещащая ткань реальности она, собственно, не о Константинополе и Москве, а о тех, кто за властью как сакральной сущностью уже ничего и не видит, и остальными… Для них мы не просто в ереси, мы уже полностью Сатаны и предатели ИХ православия. А для нас, по крайней для меня, их тоже затруднительно заподозрить в наличии истиной веры. И да — это невыносимо печально».

Андрей Зубов, профессор, историк:

«КОГДА ВЛАСТЬ ПРИНИМАЕТ „ПРЕДЕЛЬНО ЖЕСТКОЕ РЕШЕНИЕ“, КОТОРОЕ ЗАВЕДОМО НЕ БУДЕТ ИСПОЛНЯТЬСЯ ЛЮДЬМИ, ОНА СТАНОВИТСЯ СМЕШНОЙ.

Афон, Дарю, монастыри Крита и Самоса. Вы можете помыслить без них жизнь русского Православия?

Также „Церковное священноначалие“ в большевицкое время требовало обязательной регистрации на приходах всех крещений и венчаний для сообщения в КГБ, а смелые батюшки и крестили, и венчали, и отпевали без всякой регистрации. И меня так крестили, и так венчали».

Алексей Мосин, профессор, историк, Екатеринбург:

«Скоро, видимо, придется святейшему патриарху Кириллу отвечать на вопрос:

— Пастырь, где твои овцы?»

Иван Простопопов, Россия, известный в фейсбуке священник-блогер под псевдонимом:

«ПРЕДУПРЕЖДАЛ ВЕДЬ:

Если не мы дадим автокефалию Украине, это сделают архиереи НАТО».

Священник Александр Шрамко, Беларусь:

«Хорошо быть захожанином.

Ведь кто такие миряне РПЦ? В уставе РПЦ точного определения нет, лишь только упоминание в ст. 1 гл 17: „Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме“. Исследуя означенную главу устава дальше, методом исключений приходим к выводу, что миряне = прихожане. И согласно ст. 31: „Прихожанами являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходом“.

То есть чем меньше у тебя „живая связь с приходом“, тем меньше ты мирянин РПЦ. А если „живой связи“ нет, „просто зашел“, то ты и никакой не мирянин РПЦ. Ты ничей, и постановления о мирянах РПЦ на тебя не распространяются».

Евгений Коген, журналист, Украина:

«Вот как можно „разорвать евхаристическое общение“? Я вот не совсем понимаю.

Если Евхаристия — это воссоздание того события, которое произошло на Голгофе. То есть распинают Христа. И один человек говорит другому: „Ты мне не нравишься. Я отдельно от тебя буду на это смотреть, не мешай мне, пожалуйста“. И идет с другой стороны креста смотреть. Или своими делами заниматься.

В истории философии был такой знаменитый вопрос: как возможна этика после Освенцима?

В истории религии можно теперь спрашивать: как простой посторонний человек может уважать православие после всех этих веселых Синодов?»

Дмитрий Москвин, общественный деятель, Екатеринбург:

«Помнится, храм-в-пруду, преобразившийся чудесным образом в храм-на-драме, — результат советов афонского игумена Ефрема. А Афон с сегодняшнего вечера, ой, какое недостойное место для сторонников РПЦ МП. Может быть, и совет игумена уже недостойный? А вдруг это и вовсе провокация была, чтобы подорвать доверие в городе „русской Голгофы“ к московскому патриархату?

В общем, храм-на-драме в Екатеринбурге — это очень несвоевременно и идеологически невыверенно».

Антон Красовский, журналист:

«Вообще то, что произошло сейчас в Русской церкви — это, конечно же, копия того, что происходит и в русском государстве. Государство, как и церковь, не могут предложить миру ничего интересного. Ничего хорошего. Ничего по-настоящему вдохновенного. В отношениях с любым партнером русские государство и церковь пытаются использовать три ужасно несовременных и в нашем случае несущественных аргумента: деньги, мощь и обидки. В этом смысле русские государство и церковь похожи на русского человека в турецких пяти звездах. Человек уверен, что он за все заплатил и все включено, это значит все дозволено. (…)

А что же с церковью? Мы правда самая большая православная страна мира? Смотрите. В пасхальных богослужениях этого года на всю Россию приняло участие 4 миллиона человек. Везде. От Владивостока до Калининграда. А в Украине, например, 8. Там были и греко-католики, конечно. Но 5 миллионов прихожан — это разнообразные православные. Это значит, что реально верующих в Украине сильно больше. Это и понятно. Страна сельская, плотнонаселенная, храм всегда был там местом сбора общин.

Проблема не в том, что Россия лишится каких-то там приходов или доходов. Россия с появлением объединенной украинской церкви перестанет быть первой православной нацией мира. Ее место займет Украина. И, понимая это, русские включают обидки. Как недавно мы запретили сами же себе есть итальянский сыр, так сегодня сами же себе запрещаем причащаться в константинопольских храмах. Ужас! И Варфоломей, и турки трепещут от ужаса. (…)

Крошечные деньги. Совсем уже не очевидная мощь. И до ужаса смешные обидки вместо по-настоящему привлекательной модели. Вместо ориентиров, на которые людям бы хотелось равняться. Думаю, в мире есть статистика, сколько людей по всей планете стали католиками, благодаря жизни пап Иоанна Павла II и Франциска. Сколько глаз обратились в сторону Рима, только потому, что люди, возглавляющие эту церковь, говорили о любви, помогали нищим, улыбались, ездили на фиатах. А не на лимузинах по перекрытым автоматчиками улицам».

Фото: Сергей Власов/patriarchia.ru

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: