Альтруизм и аморальные материалисты
24 августа 2017 Ахилла
Дмитрий К.
Святейший Патриарх Кирилл недавно сказал:
«А есть ли место для подвига в материалистической концепции человеческой личности, никак не учитывающей высшее начало или Божественное присутствие? Ответ однозначен: нет! Ведь материалистический подход предполагает, что главной задачей человека является сохранение собственной жизни. Именно так обстоит дело в животном мире, где главная задача — выжить самому».
Вот, что называется, пригвоздил, так пригвоздил.
Если бы это сказал какой-нибудь Энтео или священник Андрей Ткачев, то можно было бы просто не обратить внимания. Но это слова Патриарха. И именно поэтому они заслуживают обсуждения.
На мой скромный взгляд, слова человека такого масштаба, главы многомилионной религиозной организации, должны быть не только духовно содержательными, но, как минимум, адекватными и не расходиться с реальностью так радикально, как мы видим в этой цитате. Чтоб не быть голословным, я позволю себе три критических замечания по поводу данного высказывания.
Первое: способен ли материалист, то есть человек, который не признает существования никакой высшей мистической реальности, на жертвенный поступок?
Тут как бы и говорить не о чем, настолько очевиден ответ. Примеров жертвенного поведения неверующих людей, примеров подвига и самоотречения более чем достаточно. Эти примеры можно даже не приводить, настолько их много. Достаточно только вспомнить Великую Отечественную войну, которая от первого до последнего дня стала подвигом для целого народа. И подвиги эти совершались отнюдь не во имя Христа и не с молитвой на устах. Они совершались ради страны, ради близких, ради детей, жен и стариков. Солдаты ВОВ воевали не за Православие, а за жизнь как таковую. За жизнь народа, жертвуя для этой цели своей собственной, и райское блаженство им за это никто не обещал, да они его и не ждали.
Спорить на эту тему со Святейшим так же глупо, как спорить с человеком, который утверждает, что дважды два — не четыре.
Второе: Патриарх утверждает, что в животном мире самое главное – выжить самому. Ну что ж… вот что значит не читать журнал «Юный натуралист».
Давайте бегло пробежимся по братьям нашим меньшим и посмотрим, такие ли они эгоисты, как учат нас с самой высокой кафедры? Начнем с самых маленьких братьев, которых можно увидеть только в микроскоп.
Как бактериям удается успешно побеждать антибиотики? Все мы слышали о быстром появлении мутантных клеток, их предпочтительном выживании, быстром росте и дальнейшем успешном паразитировании мутантов даже в условиях высоких доз антибиотика. Но это еще не все. Бактерии используют еще один путь для выработки резистентности — возможно, даже более эффективный. Если классическая схема предполагает выборочную элиминацию (т.е. гибель) менее приспособленных клеток, то есть вариант, где всё наоборот: в популяции приспособленные мутанты поддерживают неприспособленных соседей, за это те поддерживают высокие скорости роста всей колонии. Мы видим прекрасный модельный пример эволюционного возникновения альтруизма: некоторые бактерии затрачивают свои ресурсы на благо «общества», за счет чего всё общество выживает.
Есть бактерии, которые специально вырабатывают токсины, смертельные для естественных врагов. И при опасности лопаются, высвобождая яд, сами гибнут, но тем самым защищают колонию.
Иммунные клетки и многие бактерии, обнаружив заражение вирусом бактериофага, совершают самоубийство — апоптоз, препятствуя развитию инфекции или значительно замедляя её. Такое поведение определяется наличием «гена самоубийства». Это эволюционное приобретение даёт бактериям преимущество в отборе — особи, лишенные гена самоубийства, производят около 300 новых бактериофагов, и вся колония быстро погибает.
Как видим, свои александры матросовы есть даже у одноклеточных.
А теперь бегло про других зверюшек.
Собаки и кошки часто принимают осиротевших котят, бельчат, утят и даже тигрят, заботясь о них, как о своих собственных детёнышах.
Дельфины поддерживают больных или раненых собратьев, плавая под ними в течение многих часов и одновременно подталкивая их к поверхности, чтобы те могли дышать. Сами при этом не питаются.
Летучие мыши-вампиры иногда отрыгивают съеденную кровь, чтобы разделить её с больными собратьями, которые были неспособны найти пищу.
Самки крокодилов принимают чужих детёнышей-сирот и присматривают за ними так же, как и за собственными детёнышами.
Некоторые члены семей термитов вида Globitermes sulphureus погибают, жертвуя собой и «взрываясь» после разрыва специальных желёз с защитными секретами, выпускаемыми в муравьёв.
Некоторые виды дроздов предупреждают собратьев о приближающемся хищном ястребе тонким свистом и, таким образом, жертвенно выдают своё местонахождение.
Мать паучат Stegodyphus «позволяет» детям съесть себя, спасая их от голода.
Самка перепела подвергает свою жизнь опасности, притворяясь раненной, и так уводит хищника от гнезда с цыплятами.
Приведенных примеров вполне достаточно, чтобы увидеть, что альтруизм, самопожертвование, взаимопомощь в опасной ситуации в животном мире вещь вполне заурядная. И животные отнюдь не стремятся любой ценой к сохранению своей жизни. И человеческий альтруизм доказывает не божественную природу человека, а его неразрывную связь со всей остальной живой природой на уровне базовых инстинктов. А вот что животное делать точно не будет, так это безучастно смотреть на мучения и смерть своих детей ради торжества идеи. Хорошо это или плохо, судить не стану.
Третье и главное, что сказал Патриарх – он провел разделительную черту между верующими и неверующими там, где ее никак не следовало проводить. Фактически он заявил, что не признает за неверующими права на элементарную добродетель, свойственную даже одноклеточным. Из этого легко сделать вывод, что неверующие как бы и не совсем люди, раз у них атрофированы человеческие качества. В свое время нацисты утверждали, что евреи по природе своей не способны быть честными или быть патриотами. Цель таких утверждений понятна – расчеловечить врага, с помощью лживой риторики и пропаганды лишить его человеческих качеств и свести до уровня унтерменша, недочеловека. Вот теперь нам объявили, что материалисты тоже унтерменши и что вести себя по-человечески они не способны. Раз нет в их концепции места подвигу, то и ждать от них моральных поступков, помощи, сочувствия, делания добра другим в ущерб себе не стоит. То есть все то, на что мы рассчитываем в трудной ситуации получить от ближних, от материалистов мы не получим.
Подобное отношение к людям только потому, что они не верят в твоего Бога, никакой связи с реальной человеческой жизнью не имеет. После этого говорить, что вера объединяет людей, попросту нет смысла. Такая вера только делит людей на своих (нормальных) и чужих (недоделанных, ущербных, ни на что не способных). Фактически, неверующим отказано в праве иметь совесть и на поступок по совести. Неверующие в словах Патриарха уравнены с животными, потому что, якобы, как и животные думают только о своем личном выживании. Но, как видим, животные далеко не таковы. И в отличии от дешевых морализаторов, не ждут за свои жертвы награды на небесах.
Читайте также: