Играть Моцарта, «думая о товарище Мао»
24 марта 2018 Алексей Плужников
Продолжаем разговор о хороших детских и подростковых книгах.
1. Анника Тор, Пер Тор «Маяк и звезды». Небольшая, хорошо написанная повесть — социальная драма. Начало ХХ-го века, Швеция, семья из мамы, девочки и мальчика вынуждена поселиться на островке со смотрителем маяка.
2. Грейс Макклин «Самая прекрасная земля на свете». Эта книга интересна тем, что она показывает внутреннюю жизнь сектантов. Судя по описанию, девочка — главная героиня — и ее отец принадлежат к Свидетелям Иеговы (хотя в книге не упоминается название их секты): они проповедуют по двое, ходят по домам, разносят буклеты и брошюры, и мать девочки умерла из-за отказа от переливания крови при родах.
Девочка создала из всякого бумажного и иного хлама в своей комнате макет рая — Красы земель. В школе ее гнобят, с папашей тоже не все хорошо, но тут является «Бог», который общается с девочкой, дает ей силу совершать некоторые чудеса, правда, предлагает за эти чудеса расплачиваться ей самой, напоследок даже предлагает ей повеситься вместо отца, чтобы спасти его для Царства Божьего.
История в чем-то перекликается с книгой Гюса Кейера «Книга всех вещей», которую я уже рекомендовал, там мальчик тоже с Христом разговаривал.
Одна вольная цитата, диалог девочки с «Богом»:
«- Почему Ты так делаешь?!
— Ну, пути Мои неисповедимы…
— Хорошо, небось, быть… неисповедимым!»
3. Ишмаэль Бих «Завтра я иду убивать. Воспоминания мальчика-солдата». История, рассказанная мальчиком, участником гражданской войны в Сьерра-Леоне. Жесткая, трагичная, печальная книга, наполненная черными буднями несчастных африканцев, убиваемых и убивающих, чтобы выжить. Полезно почитать, чтобы понять, что в гражданской войне нет «хорошей» стороны, это массовое безумие, в котором проигравшими оказываются все.
4. Дай Сы-Цзе «Бальзак и портниха китаяночка». Небольшая, но страшная книга, рассказывающая малюсенькую историю китайского тоталитаризма ХХ века. Книга рассказывает о двух парнишках, детях «врагов народа», которых прислали на вечное перевоспитание в глухую горную деревню, где они должны были бы до конца дней своих таскать дерьмо в бадьях на своих спинах и навеки забыть, что такое культура, ибо вождь всех прогрессивных китайцев Мао повелел уничтожить все книги: поэзию, литературу — как западную, так и китайскую, все, кроме восхвалений в свой адрес. Даже Моцарта допускалось сыграть только тогда, когда подтверждалось, что Моцарт написал свое произведение, «думая о товарище Мао». Но находятся некоторые герои, которые прячут книги: Дюма, Бальзака и других авторов…
5. Патрик Несс «Голос монстра». Небольшая, но сильная история-притча о мальчике, который разговаривает с деревом-чудовищем. Чудовище рассказывает мальчику странные сказки и ждет, когда же мальчик расскажет свою правдивую историю. По сути, это философская повесть о смерти, любви и надежде, написанная понятным для подростков языком.
6. Рубен Давид Гонсалес Гальего «Белое на черном». Русский испанец-инвалид жестко описывает свое детство и юность в советских детдомах. Страшней всего читать про дома престарелых, тот ад, который творился там. После такой книги понимаешь, что такая вещь, как коляска с электроприводом, компьютер могут дать жизнь человеку с ДЦП, а не жалкое прозябание в четырех стенах с вечным видом в потолок… Одна из самых нужных книг для пробуждения людей.
7. Альберт Лиханов «Русские мальчики». Замечательные, талантливые повести о детях Великой Отечественной войны, о том, что война шла всюду: на фронтах, в тылу, и в душах.
8. Мария Парр «Вафельное сердце». Марию Парр называют начинающей норвежской Астрид Линдгрен. Так надо писать для детей: просто, весело, с добротой и озорством.
Небольшая цитата:
«Над ее кроватью висел мой Иисус.
— Лена, — пробормотал я.
— Чего?
— Спасибо, что спасла меня.
Она не ответила.
— Это очень храбрый поступок.
— Да ладно, — сказала Лена, отвернувшись. — Пришлось.
Ну как сказать — пришлось, подумал я, но прежде чем мои мысли двинулись дальше, Лена сказала:
— Я ж не хотела, чтоб мой лучший друг сгорел там с концами.
После этого я долго не мог сказать ничего.
— Лучший друг… — пробормотал я наконец. — Лена, а я твой лучший друг?
Лена посмотрела на меня, будто это я здесь больной.
— Ну конечно, ты! А кто, по-твоему? Кая-Томми?
Как будто большой камень упал откуда-то сверху в низ живота. У меня есть лучший друг!
Лена сидела себе на кровати, лысая с забинтованной головой, и вылизывала уже следующую баночку из-под клубничного варенья. Она не подозревала, как она только что меня осчастливила!»
9. Ее же «Тоня Глиммердал». Еще одна чудесная радостная история:
«Дом, в котором живет Гунвальд, очень-очень большой. У Гунвальда есть хлев и овцы, как и у Тониного семейства, только с его овцами непрерывно случаются неприятности. То они сбегают, то мрут, то объедают тюльпаны Салли. Счастье, что у Гунвальда при этом есть еще столярная мастерская. Благодаря ей он может насладиться старостью и попридержать пенсию. Гунвальду семьдесят четыре года, и он лучший Тонин друг.
— Неслабо, однако, — говорит Тоня в мрачные минуты, — закадычный друг у меня — упрямый старый пень. Всё же выбор в Глиммердале прискорбно мал.
Хотя на самом деле Тоня знает, что не выбрала бы в лучшие друзья никого, кроме Гунвальда, даже если бы в каждом доме Глиммердала имелось по ребенку десяти лет. Она любит Гунвальда так сильно, что у нее иногда щемит от этого сердце. Кстати, он ее крестный. Тоня считает, что папа с мамой проявили мужество, доверив огромному лохматому троллю нести ее к купели в день крестин. Если б Гунвальд был не в настроении, он легко мог разжать руки, и она бы шлепнулась прямо на каменный пол церкви. Когда на него находит, от него всего можно ждать, правда. И все-таки папа с мамой хотели, чтобы крестным был именно Гунвальд, и никто другой. Они положили Тоню в его огромные руки, и с той минуты он ее не бросает.
— Гунвальд, что бы ты делал без меня? — часто спрашивает Тоня.
— Я бы сам закопал себя в землю и сдох, — отвечает Гунвальд».
10. Йорн Риэль «Мальчик, который хотел стать человеком». Оригинальная история в стиле саги про древнюю Гренландию и тамошних жителей. Благодаря этой книге я хоть узнал, что в Гренландии, оказывается, люди жили и живут, а не только тюлени.
Читайте также:
- Заратустры, самураи, монстры и черные коты в детских книгах
- Дружба, любовь и ирония спасет мир
- Детские книги о любви, жестокости, одиночестве и приключениях
- Как уплыть от морских крокодилов и не стать нацистом за три дня
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
С помощью PayPal
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: