Богословие культуры и культура богословия в Нижегородской епархии

24 апреля 2019 Ахилла

От анонимного автора.

***

На днях некоторые православные получили новый повод для историософских размышлений о скрытых смыслах истории — сгорел собор Парижской Богоматери в Париже. Неизвестные силы, устроившие замыкание, послужившее причиной пожара, явно показали, что Господь отступил от безбожной и духовно-прогнившей Европы. Как справедливо заметила Наталья Нарочницкая: «Сейчас Европа отступила от христианских ценностей, считая, что символом Европы стали гей-парады», а потому гнев Божий излился на древний храм.

Хорошо, что мы — не безбожная Европа, и у нас в России неуклонно продолжается невиданное «духовное возрождение». Так, в тот же день 16 апреля, когда в Париже заканчивали тушение пожара в древнем соборе, в Нижнем Новгороде заканчивали снос особняка Ассоновой-Красильниковой, памятника архитектуры «деревянного модерна» постройки второй половины XIX — начала XX века.

Фото: activatica.org

И если первое событие стало для россиян новостью дня, то второе никто не заметил даже в Нижнем Новгороде. Да и чего замечать? Памятники архитектуры уничтожаются в Нижнем Новгороде давно и последовательно, и это напрягает только местных краеведов и правозащитников, которые в большинстве своем либералы и провокаторы, не понимающие того, что на месте деревянных халуп вырастут новые торговые центры, гостиницы, многоэтажные жилые дома и православные храмы. Да и можно ли предъявлять претензии к сносу данного особняка, коль скоро им руководила Нижегородская епархия, в ведении которой находятся духовные скрепы и прочие нематериальные ценности?

Поэтому о старом особняке скорбеть не надо и не надо искать виновных, лучше давайте еще поговорим о безбожной Европе, гей-парадах и уничтожении европейских культурных памятников, которые сердцу рядового россиянина гораздо ближе, чем дореволюционные отечественные постройки.

Нижегородского митрополита, конечно, можно понять. Он, как говорили древние, «прост, но не искусен», т.е. туповат во всем, что не касается храмостроительства, доходов и расширения влияния церкви. После белорусского колхоза, не усвоив даже азов богословия, не говоря уж о светской культуре, он сразу был вовлечен в реставрационные работы в Троице-Сергиевой Лавре, где и обрел себя. Нельзя не отметить, что в финансово-хозяйственной и административной деятельности митрополит Георгий не знает себе равных. При этом, как говорили уже многие и на этом сайте, он начисто лишен какой-либо человечности и душевности, зато духовности хоть отбавляй.

Митрополит Георгий — это симптом нашей современной церковной жизни. В семинариях внушают, что духовное выше душевного, а потому духовному человеку культура не нужна. Вся неправославная культура, все то, что не относится непосредственно к спасению души, все это — лишнее. Сервантес, Чехов, деревянные особняки эпохи модерна, да и много чего еще нам совершенно не нужно для спасения. Зачем нам вещи, которые не излучают нетварных энергий? Так и появляются исключительно духовные люди, начисто лишенные элементарных начал культуры и гуманности. Это понимают и те православные, которые данных качеств не лишены: «Самое страшное, что можно представить, — это когда религиозное рвение охватывает человека нравственно недоразвитого и ущербного. Так рождается фанатизм, а жестокость и бесчеловечие получают религиозное обоснование. Ничего уродливее люди еще не придумали». Но таковых, случайно залетевших в Церковь в девяностые годы интеллигентов, становится все меньше, а душевно уродливых и интеллектуально недалеких, но «духовно богатых» — все больше. Ведь самое страшное во владыке Георгии как раз и заключается в его фанатичной вере, не допускающей каких-либо сомнений в своей высшей правоте и Богом дарованной благодатности.

При этом благодать понимается как некая «паламитская энергия», которая излучается от самого митрополита, рукоположенных им клириков, храмов, иконок и прочих духовных объектов. Такое радиационно-энергетическое богословие, паламизм по-русски — одна из отличительных черт современной православной духовности, сводящейся к тому, что необходимо построить как можно больше храмов, излучающих благодать на все живое, и загнать в них как можно больше «овец», дабы и они, заразившись, эту благодать вокруг себя излучать начали.

Но в лучах этой благодати ничто человеческое, душевное жить не может. Вот и уходит, умирает в наших городах, в том числе и при помощи церковного священноначалия, все старорусское, народное, провинциальное. То, что не погибло в советские годы модернизации, будет уничтожено в эпоху духовного, но бездушного «возрождения». Разрушенный русский особняк и построенный на его месте из пеноблоков симулякр — не знамение ли нашего времени? И чем мы лучше «безбожной» Европы?

Фото: koza.press

Читайте также:

Обсудить статью на форуме

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: