«Deutschland» Rammstein: можем повторить?

11 апреля 2019 Валерия Солодовникова

28 марта 2019 года состоялась премьера клипа на песню Rammstein «Deutschland». Вот уже вторую неделю не утихают споры, дискуссии и обсуждения на тему ролика. Во всей этой шумихе есть и доля выгоды для группы, так как немцы выпустили новый альбом. Ведь ложка, как известно, хороша к обеду, а порция скандала в такой момент как нельзя кстати. Однако ни в коем случае не стоит обесценивать данный клип и принижать его до банальной провокации с целью «хайпануть». «Deutschland» — это не просто противоречивое видео на политическую и социальную тему, это фильм о стране и её самых мрачных страницах в истории.

Невероятно, но группе удалось вызвать волны негодований как со стороны правых, так и левых. Больше всего были задеты чувства евреев, обвинивших Rammstein в антисемитизме и нацизме (виной тому сцена на эшафоте). Но обо всем по порядку. Вдаваться в подробности клипа и разбирать каждый эпизод и показанную эпоху я не буду, выделю лишь некоторые моменты.

В течение шести минут зрителя погружают в самые кровавые и сложные периоды жизни Германии. Повествование охватывает множество эпох — от сотворения страны вплоть до футуристических сцен будущего. Первый и один из главных вопросов: почему Германия предстаёт в образе чернокожей женщины? Бытует множество версий и догадок. Возможно, это потеря немецкой идентификации и лишение облика исконно арийской нации с её бледной кожей, чёткими чертами, светлыми волосами и холодными глазами. Также предполагается, что появление темнокожей актрисы в клипе не что иное, как пресловутая толерантность со стороны съемочной группы, что нынче стало модным в Европе. Кроме того, черная Германия может означать показанные темные времена для страны, или, что самое верное, цвет её кожи служит отсылкой к орлу на гербе Германской империи. Это аналогия особенно видна на том кадре, где Германия стоит в позолоченных доспехах, так как на гербе орел изображен черным цветом, а фон — желтым. Вполне нетривиальный ход и классная игра с черно-желтой символикой.

Много времени отводится XX веку, где страна играет роковую роль в мировой истории. Конечно, это войны с её участием и их последствия. Здесь происходит та самая сцена на эшафоте. Четверо узников концлагеря стоят в ожидании повешенья. Их нашивки говорят зрителю, что перед ним гомосексуалист, коммунист, военнопленный и еврей. Именно этот эпизод поднял волну негодования со стороны еврейских общин, и в адрес группы полетели массовые обвинения в антисемитизме. Однако ближе к финалу клипа осужденные стреляют в лица своих карателей, в лицо Германии в том числе. Она повержена. Благодаря этому моменту какие-либо обвинения в правоцентризме и нацизме группы лично мне кажутся неуместными.

Переносимся в эпоху Средневековья. За столом сидят католические монахи и буквально «пожирают» страну, дербанят её внутренности по кусочкам, в то время как сам народ корчится под ними, погруженный во мрак и страдания. Авторы доносят, что католичество принесло стране лишь разруху, нищету и несчастья.

Также в клипе показаны: поствоенные времена, Германия в заложниках у террористической группировки, период ГДР, полет немцев в космос и многое-многое другое.

Что же в итоге происходит с Германией? Она беременна и вот, наконец, должна родить. Все замерли, словно ожидают появления на свет Мессии. Да и роды неспроста принимает представитель духовенства — кардинал РКЦ. Наконец, страна разрождается… щенками. На этом моменте мнения опять-таки диаметрально расходятся. Новорожденные собаки могут означать, что народ в итоге обмельчает, и Германия воспроизведет на свет зверей, либо, напротив, грядет перерождение и восстановление нации, так как данная порода является редкой и исконно немецкой. После всего произошедшего многострадальная Германия улетает в просторы космоса в стеклянном гробе, подобном тому, в котором хоронили Белоснежку в другом видео Rammstein — «Sonne».

Итак, спустя почти десять лет молчания неутомимые немцы совершают гениальный камбэк с выдающимся и мощнейшим клипом. Его следует внимательно разбирать по кадрам и размышлять, параллельно изучая историю Германии. Всем заинтересовавшимся и желающим разобраться могут помочь видео на YouTube с объяснениями, благо они плодятся с высокой скоростью с момента выхода «Deutschland», так что почва для размышления и обсуждения благодатная.

Теперь основное. После просмотра не у меня одной сразу же возникла мысль: вот бы нам так же! Эпично, трэшово, кроваво, без пафоса и псевдопатриотических соплей взять да уместить краткий курс по истории Отечества за 5-6 минут, начиная с Рюриковичей и заканчивая нынешними временами. Показать крещение Руси Владимиром, эпоху Грозного и опричнину, воцарение Романовых, крепостничество, революции, XX век, распад Союза и вытекающие из этого последствия. Но нам слабо́. Да за один только подобный эпизод с монахами, объедающими страну и жирующими на страданиях простого люда, у нас впаяют срок режиссеру по ряду статей, чтоб неповадно был впредь, ну и для профилактики инакомыслия, куда теперь без этого. Однако в Германии картина иная. Примечательно и то, что на родине их, в первую очередь, обвиняют в антисемитизме, а не в осквернении и глумлении над историей, как это было бы у нас. Вряд ли сейчас кто-то в Германии жаждет привлечь группу к ответственности за клевету и разжигание ненависти. Можно ли подобное представить в нашей стране, когда здесь Андрея Макаревича уже готовы растерзать за «крамольные» и «русофобские» высказывания?

У немцев хватает духу и смелости посмотреть на свою историю адекватно и разумно, принять её такой, возненавидеть её кровожадность и милитаризм, принесшие миру беды и потоки крови. Мы же топчемся на останках давно ушедших побед, обещая каждый год 9 мая нагнуть «фрицев», которые сейчас уже давно находятся на ином уровне развития и улетели от нас на несколько десятилетий вперед (или уже столетий?). И действительно, обратите внимание на профессионализм и глубину мысли, которые нам продемонстрировали Rammstein, и сравните с каким-нибудь популярным российским проектом. Например, с творчеством Сергея Шнурова, так как сейчас именно он пребывает в зените славы который год подряд, и его клипы являются топовыми в нашей стране. Возьмите для сопоставления «Deutschland» и «культовые» «Лабутены» (ну или «Вояж», кому что больше нравится). Возможно, их сравнение не вполне корректно, но уже так невооруженным глазом видна пропасть между интеллектуальным развитием двух народов. И я говорю не о форме и стилистике, а именно о содержании. Как-то неотесанно и примитивно смотрится наш «топ» на фоне «Deutschland», несмотря на то, что клипы для группы «Ленинград» снимают мастера своего дела. И да, я признаю талант Сергея Шнурова. Это очень интересный и незаурядный человек, который прекрасно видит, на что заточены аппетиты масс. Своим творчеством он попадает в самую «жилу» народной любви. Но, к сожалению, «любит народ наш всякое…», как пели Летов и процитировавший его тот же Шнуров. Наше общество не очень-то требовательно к качеству потребляемого продукта, и это проявляется во всём.

Возвращаясь к «Deutschland», могу сказать, что я вижу в клипе признание в любви к своей стране и проявление истинного патриотизма. Это не просто исполнить песенку на школьном концерте в стиле «дядя В. — молодец», это умение трезво изучить прошлое, проанализировать его и грамотно донести полученные знания и опыт до зрителя. Свободное выражение своего мнения и своих взглядов и есть признак развитого, здорового и перспективного общества. На таком фоне все попытки спрятать свои скелеты в шкафу под покрывалом «духовности», скрепности и традиционализма, который заплесневел еще пару столетий назад, передергивание фактов и их перетасовка в угоду определенной группы лиц выглядят издевательством над собственной страной и её историей. Но это я о России, а здесь, как известно, шлёпают по какому-то своему «особому пути» — с попами, боярами да казаками.

Что ж, в очередной раз выражу своё восхищение группой, которую слушаю с 13 лет, и их новым видео «Deutschland». Потрясающее сочетание глубокой метафоричности и четкой немецкой прямолинейности. Жёстко и хлёстко, с глубоким символизмом и историко-социальной подоплекой, по-немецки монументально и эпатажно — в духе Rammstein. Нам до таких масштабов эпичности, достоинства и решимости, увы, далеко.

Читайте также:

Обсудить статью на форуме

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: