Горлопаны-правдорубы против зефирных миссионеров
20 октября 2020 Алексей Плужников
Два дня назад мы опубликовали материал, посвященный критике священника-миссионера Александра Кухты, одного из участников онлайн-семинара «Священник в сети» на сайте «Пастырь», со стороны «собрата»-клирика.
А вчера еще один из участников того семинара, популярный блогер священник Николай Бабкин на своих страницах в соцсетях разместил пост, который посвятил уже не священникам-блогерам, а бывшим миссионерам, часто уже бывшим священникам, которые превратились, по его слову, в «горлопанов-блогеров», критикующих РПЦ:
«Не припомню, с кого все это началось, но вначале был Кураев. Так уж вышло, что критики Церкви совсем не посторонние люди. Это идейные борцы и даже бывшие миссионеры.
«Одна из самых опасных поз миссионера — поза горлопана-главаря», — говорил отец Андрей Кураев в 2012 году. Он в чем-то прав. Каждый критик РПЦ или разоблачающий канал/сайт стремится стать рупором правды, якобы, для блага Церкви. О личных мотивах всегда умалчивается.
Как и отец Андрей, бывшие миссионеры и священнослужители превратились в блогеров и даже в скандальных оппозиционеров. Не знаю, в какой момент миссионеру и священнику надоедает приводить людей в Церковь. Должна же быть эта точка невозврата!
Недавно в беседе с другом, я поделился своими переживанием и страхом о судьбе неофита. Представьте православного миссионера, рассказывающего о радужном мире Церкви, преисполненном любовью Христовой. И вот неофиты стремятся в эту Церковь! Но спотыкаются о разочарование суровой реальности увиденного — совсем-совсем не радужной…
Я и сам часто проповедую нереальную Церковь — без каких-либо проблем. Миссионер старается избежать сложных вопросов и острых углов. Страшно разочаровывать своих слушателей и ввести в соблазн неокрепшие души! Вот и приходится не договаривать, до времени, конечно же.
Этими размышлениями я поделился с другом и с вами. Мой собеседник напомнил, что когда-то отец Андрей Кураев говорил также:
«Мы должны приводить людей в реальную церковь, а не в церковь своей мечты».
Я не против честности и не сторонник «зефирного» православия, но против обсуждения церковных проблем со светской аудиторией. Сейчас это стало модно, увы.
Подзаборные сплетни в соцсетях все чаще становятся причиной кадровых перестановок не только священников, но даже и архиереев. Стало нормой перемывать кости духовенству, хотя раньше этим занимались только раскольники и сектанты. Сегодня мирянин или священник заявляют себя как «истинно православные» и делают то же самое. И всем нормально, никто и не заметил, как наша Церковь стала «кураевской».
Когда миссия подменяется правдорубством, служитель Слова превращается из миссионера в горлопана-блогера. Вот она точка невозврата».
Отец Андрей Кураев на своей странице в ЖЖ уже прокомментировал эту запись. Прокомментирую и я, раз уж она и меня касается — я же бывший во всем — и как священник, и как миссионер, да и как православный тоже, зато вроде как теперь блогер и даже вроде бы оппозиционный. Хотя я на эту тему уже многократно высказывался, так что и надоело, но чего уж — повторю еще разок.
«Каждый критик РПЦ или разоблачающий канал/сайт стремится стать рупором правды, якобы, для блага Церкви. О личных мотивах всегда умалчивается».
Не буду о других, скажу лишь о себе и об «Ахилле». «Рупором правды» — да, в этом наше кредо — предоставить площадку тем, кто хочет говорить правду.
Благо ли в этом для Церкви — это широкий вопрос. Для какой Церкви? — У нас постоянно и ошибочно ставится знак равенства между некой идеальной Церковью, вселенской, невидимой, и РПЦ (наши критики, адепты чихачевского гуру-старца Иоанникия, так прямо и пишут: «Отвалите от русской православной соборной, апостольской церкви!!!!»). Но, боюсь, что именно так в целом и думают не только многие малограмотные прихожане и клирики, но и архиереи, и сам патриарх: Церковь и РПЦ — это одно и то же, поэтому кто критикует РПЦ — тот нападает на Церковь, а значит на Христа, на Бога — сатанист и иуда, в общем. То, что это грубое передергивание и подмена — ну, кто хочет, тот это видит, кто не желает видеть, а хочет пребывать в «зефирном рпцславии» — это его личное дело.
Лично я считаю, что говорить правду надо — так вообще легче жить, я на опыте убедился. Лгать и притворяться — плохо, и не потому что грешно (это дело десятое), а просто потому что и самому противно, и жить мешает — запутываешься в еще большей лжи, которая неминуемо вытекает из малой.
РПЦ как закрытой организации, но при этом претендующей на роль морального авторитета российского общества, правда и открытость важны как воздух. Но именно в этом и заключается одна из главных язв РПЦ — на словах якобы открытость, якобы правдивость, на деле — постоянное вранье, лицемерие и тайные подковерные дела, интриги, серые финансовые схемы, преступления и т. п. Ну, про это на «Ахилле» уже сто или больше раз писали, опять повторяюсь.
Современный мир так устроен — не хотите сами говорить правду — вместо вас ее расскажут другие. Уже кончилось время прикормленных и подконтрольных журналистов в газетах и журналах, которые писали строго подцензурное — теперь каждый человек со смартфоном сам себе журналист — и видео в прямой эфир выдаст, и расскажет, что видел своими глазами и слышал ушами (да еще и аудиозапись предоставит). Когда «журналистов» миллионы, то глупо пытаться замести под коврик грешки такой большой организации, как РПЦ, — ну глупо ведь. Единственный выход, который был у РПЦ, и который она профукала, — самой стать реально открытой и говорить о своих проблемах вслух, чтобы успешно лечиться и выбивать оружие из рук критиков. Но нет, этот путь патриархия отвергла — и получила все растущее число бывших миссионеров, которые теперь ее критикуют.
«Личные мотивы»? Ну давайте еще в сотый или трехсотый раз скажите глупость про то, что «его выгнали из Церкви, а он теперь мстит за свои обиды». Ну глупо ведь, ну давайте еще раз я по слогам повторю — меня никто не выгнал, я ушел сам, по личным, семейным мотивам, не захотел хитрить и становиться второбрачным попом (а ведь договориться всегда можно было бы, главное конвертик сообразить). В тот же день как ушел, я отправил архиерею письмо с просьбой снять с меня сан, потому что возвращаться не собираюсь. У меня к епархии или правящему архиерею никаких вопросов, никаких претензий, как говорится, я разорвал контракт в одностороннем порядке. Кому мстить, за что?
Давайте еще раз повторю, почему мы создали «Ахиллу». Никаких «идейных» побуждений тут нет: «Ахилла» — это наш с Ксенией Волянской семейный бизнес. Да, вот так, цинично и прямо — только бизнес, ничего личного. Не будет проект нас кормить — закроемся и займемся чем-нибудь другим, не пропадем.
Мы делаем именно этот, околоцерковный проект лишь потому, что мы в этом деле профессионалы, опыт богатый. Но площадку мы создали не для себя, чтобы «идейно бороться» — господи, с кем бороться, кому вы сдались, граждане православные — попы, архиереи и прочие благочестивцы? Вы и ваша РПЦ нам до смерти надоели за те десятилетия, что мы с вами были рядом, мы наконец-то хоть жизни вдохнули, свежего воздуха, когда с вами расстались.
Наш проект создан для тех, кому надо высказаться, поделиться своей болью, открыть правду о «духовной» жизни епархии, прихода или монастыря. Надеемся, что мы выполняем свою задачу, вроде проект нужен некоторому количеству людей. Мы же, два редактора, пишем свои колонки только по нужде — не всегда есть материалы от читателей, надо же дырки затыкать — вот мы и пишем. С удовольствием готовы не писать — приходите, авторы, идейные или безыдейные, мы будем рады ограничиться ролью редакторов-корректоров да картинки сочинять к текстам.
«Я и сам часто проповедую нереальную Церковь — без каких-либо проблем. Миссионер старается избежать сложных вопросов и острых углов. Страшно разочаровывать своих слушателей и ввести в соблазн неокрепшие души! Вот и приходится не договаривать, до времени, конечно же».
Вот этот абзац самый важный у Бабкина-миссионера. Переводя на простой и грубый язык — да, я лгу, когда заманиваю адептов в сети РПЦ, ведь правда так жестока, она введет их в соблазн! Мы их пока заманим, выжмем из адептов все соки, а когда они очнутся, снимут розовые очки и ужаснутся реальности, и впадут в соблазн критиканства — то пусть они тогда валят на все четыре стороны, потому что они и не были наши, раз вышли от нас!
Вот что значат эти «миссионерские» фразочки сладкого зефирного батюшки Николая Бабкина, с его десятками или сотнями тысяч подписчиков в соцсетях. Миссия лжи из «министерства правды» — вот что это такое. И вы еще удивляетесь, что «окрепшие» души просыпаются и уходят от вас, брезгливо отплевываясь?
Да, какое-то время в молодые поповские годы я и сам такой был — восторженный дурачок, проповедующий выдуманную идеальную Церковь, которую я вычитал из книжек. Я даже архиереев тогда защищал — искренне верил, что они наследники, преемники апостолов, и выступать против них — ай-яяй, как нехорошо!
Но, к счастью, я очнулся и понял, что эти преемники — просто бородатые толстые дядьки, ничем не лучше сантехника дяди Васи или любого другого дяди или деда — только гонора и самомнения намного больше, да наряды более смешные и впечатляющие наивных простаков своей пышной нелепостью.
«Я не против честности и не сторонник „зефирного“ православия, но против обсуждения церковных проблем со светской аудиторией. Сейчас это стало модно, увы».
Опять это вранье. Любой священник знает, что никакие церковные проблемы никогда и нигде в РПЦ не обсуждаются всерьез, все фикция и демагогия, очковтирательство и показуха. Есть только одна проблема для обсуждения на епсобраниях и собраниях благочиний — епвзносы. Да и это не обсуждается, а просто требуется. Все, больше никаких проблем в РПЦ нет.
Поэтому и выносятся проблемы в «светскую аудиторию» — именно потому, что в РПЦ — сплошные трусы, и почесаться там способны лишь тогда, когда начнется скандал в светских СМИ или когда светские чиновники возьмут дело на карандаш.
Для примера та же история с Чихачево. Про схиархимандрита Иоанникия (Ефименко) и его секту было известно не годы — десятилетия. Кинешемская епархия по этому поводу лишь пискнула разок несколько лет назад, что паломничества, мол, туда не благословляются — и все, на этом успокоились.
Когда в сентябре на «Ахилле» поднялась эта тема, епархиалы в первую очередь рассердились, что это попало на наши страницы, но всячески манкировали этой историей, обсуждая ее лишь на закрытых площадках (да-да, агенты «Ахиллы» есть везде, трепещите). И лишь когда вопросом заинтересовался некий депутат, когда открыли дело и епархиалов (протоиерея Андрея Ефанова) стали вызывать на допросы — ну, тут епархия зашевелилась, и уже аж на РИА Новости бодро докладывают, что в Чихачево практически раскольники и мы с ним, мол, разберемся.
Разберутся, если скандал в СМИ продолжится и будет уголовка светить, и замнут тему, если все затихнет.
И так всегда и везде в РПЦ. Но, разумеется, нехорошо выносить сор из избы, внутри Церкви, мол, сами разберемся. Лгуны и лицемеры, врунишки и трусы. И ваши камилавки и митры, отверстия и бороды никак не способны скрыть ваше жалкое вранье, хоть самым сладким ладаном обкуритесь вокруг.
Но виноват, конечно, «Ахилла», злобный оппозиционер с «личными мотивами», чего уж.
«Подзаборные сплетни в соцсетях все чаще становятся причиной кадровых перестановок не только священников, но даже и архиереев. Стало нормой перемывать кости духовенству, хотя раньше этим занимались только раскольники и сектанты».
Если патриарх занимается перестановкой архиереев, внимая «подзаборным сплетням в соцсетях», то, извините, это вопрос к заборам или к патриарху?.. Может, вся проблема в том, что внутри Церкви вы не способны грамотно разобраться в своих проблемах?
А если вам перемывают кости — так вы радоваться должны. Если вы христианские пастыри, конечно. Что там насчет «лгуще Мене ради»? Если на вас клевещут, гонят и сплетничают под заборами (это же неправду они сплетничают, чего вам бояться?), тем больше ваша награда на небесах — улыбайтесь радостно, молитесь за своих врагов и благодарите их за то, что они ускоряют темпы вашего спасения. Чего ж вы возмущаетесь? Покажите нам пример — вот и миссия будет успешной.
Насчет же костей духовенства вновь повторю замечательную фразу своего бывшего правящего архиерея (ныне на покое), митрополита Германа (Тимофеева), который на епсобрании сказал:
«Наших попов Страшным судом не запугаешь, но я приму административные меры!»
Так вот, наши попы и архиереи только и боятся, что информация о них попадет в соцсети, а потом на стол патриарха, и к ним примут административные меры. Хоть как-то, может, сдерживаться будут, а иначе совсем головы от безнаказанности снесет.
«Когда миссия подменяется правдорубством, служитель Слова превращается из миссионера в горлопана-блогера. Вот она точка невозврата».
А когда миссия является синонимом лжи и лицемерия, то в кого превращается «служитель Слова»? Я на себе понял, что не хочу быть таким «служителем» — это и была точка невозврата. И я благодарен судьбе, что она вывела меня из числа таких «служителей», вернее, прислужников РПЦ-системы. И сейчас я уже не делаю разницы между «истинно-православными» из МП и «сектантами» или «раскольниками» — для меня теперь демаркационная линия проходит в другой плоскости: насколько те или другие приносят психологический и физический вред адептам своих организаций. И я пришел к выводу: РПЦ ничем не лучше раскольников или «тоталитарных сект». Мало того — хуже. Если какой-то сектант одурачивает, обворовывает, ломает психику и жизни десяткам или сотням человек, то система РПЦ, ее монастыри, «старцы», архиереи, настоятели, семинарии и т. п. ломают жизни миллионам — под видом «духовного возрождения» и «миссии».
Извините, но скажу вам прямо, как горлопан-правдоруб, — нам больше не по пути.
Читайте также:
- Десяток неотслуженных литургий ради шестиминутного ролика: дискуссия о священниках-блогерах
- «Пастырь» и «Ахилла» — две противоположности
- Как стать знаменитой православной инстаматушкой
- «Давай повенчаемся», или Немного о пошлости
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)