К кому мы приходим?

25 апреля 2019 Галина Руссо

Ответ на вопрос читателя «Насколько важно для верующего быть частью прихода одного храма?».

***

Автор в своем тексте ведет речь об одном из очень сложных парадоксов христианства.

С одной стороны, взаимоотношения с Богом всегда личностны, у каждого человека они свои. «Каждый умирает в одиночку», и перед Судией предстает единолично. Весь жизненный путь человека есть индивидуальная подготовка к этой Встрече, об этом, собственно, все Евангелие.

Но с другой стороны, Церковь как сообщество верующих тоже создана Богом. И литургия — «общее дело». Вкушая из одной Чаши Тело и Кровь Христовы, все верующие вступают в незримое единение. В этом глубочайший смысл, о котором мало говорят.

Всем нам предстоит там, в Царствии Небесном, объединиться в единый организм, стать Человеком, содержащим всю полноту человеческой природы. Таким Человеком были Адам и Ева до грехопадения, таким Человеком был Иисус Христос. А мы — не таковы. Каждый из нас содержит в себе только часть, осколок целостной природы Человека. Человек (который с маленькой буквы) — либо мужчина, либо женщина. По типу мышления — или рационал, или интуитивист… И темперамент имеет совершенно определенный, и свойственные ему черты характера. По отдельности мы на Человека «не тянем», только все вместе. (Подробно представление о частичности человеческой природы изложено в статье «Образ Пресвятой Троицы в человеке».)

Спасется тот, кто будет готов «встроиться» в единый богочеловеческий организм. Именно в этом смысле Православную Церковь называют Вселенской. Для этого человеку нужно измениться, как бы перерасти самого себя. Внутри Церкви наработаны средства, способствующие такому изменению. Покаяние, например, — «перемена ума». Правда, мало кто его сейчас так воспринимает, чаще оно сводится к оглашению списка грехов. Богослужения, посты и даже таинства — это просто церковный инструментарий.

Залог спасения человек получает в таинстве Евхаристии, вкушая Тело и Кровь Христовы. Это зерно нетления, это зародыш, из которого вырастает Человек — тот Человек, который способен войти в этот таинственный богочеловеческий организм. Участие в Евхаристии — это одновременно и путь индивидуального спасения, и вступление во «всечеловечество».

Христос один, и Его Тело и Кровь — не хватает слов — тоже «существуют в единственном экземпляре». Все мы причащаемся из одной Чаши — даже притом, что конкретные металлические сосуды разные, в каждом храме свои. В таинстве Евхаристии наступает единение всех православных, абсолютно всех, кто только живет на земле. Поэтому идея единения не менее важна в православии, чем образ личного спасения.

Как у нас повелось, надмирная идея единства существенно приземлена. Веками она сводилась к построению земной человеческой общности, можно сказать — такого большого коллектива, члены которого живут по определенным правилам. Произошла секуляризация сакрального, формализация смыслов, вера заместилась обрядоверием.

Любые расколы, начиная с Великой схизмы, любые обвинения друг друга в безблагодатности — это трагедии вселенского масштаба потому только, что разрушают целостность Церкви. Хочется верить, что Господь не обращает внимания на наши «разрывы евхаристического общения».

И любые попытки групп людей обособиться внутри РПЦ — это тоже бедствия, хоть и локальные. Много появляется оракулов, провозглашающих: «мое православие самое православное», и норовящих повести паству не за Христом, а за собой. Или невдомек им, что еще апостол Павел говорил коринфянам: «Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас?» А еще так бывает: «Вы не прошли оглашение в НАШЕМ ХРАМЕ, поэтому к Причастию мы вас не допустим».

Что касаемо приходов — так «в каждой избушке свои игрушки». Почти в каждом приходе делается акцент на чем-то определенном. Где то это паломничества, где-то благотворительность, или миссионерство, или организация приходских праздников… Утраченный глубинный смысл нужно заменить чем-то простым и понятным, цементирующим человеческое сообщество.

Так что автор вопроса столкнулся далеко не с самыми тяжелыми случаями. Последний — так и вообще почти идеальный. Вы же к Богу приходите, а не к священникам или прихожанам в гости. И с Господом, судя по Вашим словам, отношения у Вас складываются. А что «косо смотрят»? Так используйте это для собственного духовного возрастания. По минимуму — просто не реагируйте. По максимуму — отражайте косые взгляды любовью. Ведь именно любовь объединяет верующих в таинственную надмирную целостность — и здесь, и ТАМ.

Фото Оксаны Романовой

Обсудить статью на форуме

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: