Моя любовь к церкви разбилась о бытовуху

11 августа 2017 Ахилла

Анонимный рассказ прихожанки.

***

Я — многодетная мама, хотя нет, начну по порядку.

Ходить в храм я начала в студенческие годы. Возможно, просто потому, что, оглядываясь на то, что царило вокруг, я понимала, что «так жить нельзя». Пустота и бессмысленность бытия привели меня в маленький храм при моем вузе. Нельзя сказать, что до этого в моей жизни не было места Богу. Было, просто я не знала, КАК с Ним общаться.

И вот я на службе. Один раз, другой, третий. И затянуло. Исповедалась впервые в жизни, причастилась. Что меня там привлекало? Душа просила. Душа чувствовала Бога, который был «посреди нас» на службе, хотя и прихожан было человек 30-40 всего, тесно в маленьком помещении, обшарпанные стены требовали ремонта, но с нами был Господь. Возможно, это был просто неофитский пыл, но я с такой радостью читала молитвенное правило, вычитывала каноны перед причастием. Строго постилась, при этом живя в сумасшедшем ритме учеба-работа-храм. Были силы и желание приходить на Литургию каждое воскресенье.

И поначалу смешные неофитские фантазии о том, что выйду замуж за православного христианина, создам крепкую многодетную семью, буду каждое воскресенье приводить детей в храм. Все это виделось в красивом небесно-голубом цвете. А реальность оказалась другой…

Я вышла замуж по любви. По огромной любви, поэтому мой муж абсолютно нецерковный человек, зато трезвомыслящий и крепко стоящий на ногах. И Слава Богу! Ибо были дикие идеи стать матушкой (вовремя опомнилась). Первое время очень хотела привести его в храм, прям старалась, но все тщетно. А потом оказалось, что семья разбивает все розовые очки…

Причащаться во время беременности как можно чаще? Как бы не так! Дикий токсикоз, удержать бы завтрак! Как можно причащаться, если Причастие рискует оказаться в раковине? И так до 20 недель. И молитвы читать в токсикозе нереально — мысли блуждают не там.

А потом родился ребенок. Опять же, надо срочно крестить и воспитывать с младенчества в вере православной, каждое воскресенье носить на Литургию причащать! Только никто молодой маме не сказал, что жизнь после родов — это жизнь для ребенка. Носишь его в храм, причащаешь, сама тихо вздыхаешь о тех временах, когда делала это сама. И начала я испытывать страшное чувство вины за то, что вот, такая я нерадивая, думаю больше о земном, как бы поспать, как бы стирку и готовку осилить… Какие там каноны? Хорошо, если раз в полгода удавалось достойно подготовиться. Пост? Нет, не слышала…

Мы к этому времени жили уже в другом городе, и я ходила в другой храм с другим батюшкой, где мне совершенно не нравилось. Ну не чувствовала я там того присутствия Бога как в церкви моего вуза с моим родным батюшкой.

А потом родился второй ребенок, потом третий… И, честно говоря, мои жалкие попытки идиллически водить детей в воскресенье на службы терпели крах. Дети умудрялись с утра наесться конфет, поссориться, подраться, потом снова поссориться… Я смотрела на это, и мое чувство вины все росло и росло. Что я за мать, не могу деток в храм привести, причастить достойно, ко-ко-ко… И самое главное — я чувствовала вину за то, что не хочу туда идти. Мне не нравится батюшка, мне не нравятся наши прихожане, мне не нравится то, что вместо того, чтоб стоять и молиться, я вынуждена ходить и следить за моими детьми, или стоять возле лавки и разговаривать с другими мамами на отвлеченные темы. Дети других родителей вообще забивались в уголки и играли в мобильные телефоны. А это видели мои дети. Я приходила в ужас, чему они здесь могут научиться. Где благоговение?

А потом я набрела на «Ахиллу». И за один вечер исцелилась от своего чувства вины. Я поняла, что я имею право не хотеть ходить туда, где мне не нравится быть. Я поняла, что прихожане одной церкви могут и не быть церковной общиной, и если там идет грызня за власть и прочие неприятные вещи, то я имею право не водить туда детей, чтобы они много чего не видели. Вырастут — решат сами, куда примкнуть, но отвращать от Православия, насильно их тянув в храм — это последнее дело.

Сейчас я знаю, чего хочу. Я хочу общения с Богом. Хочу иметь возможность хоть раз в год приезжать в тот храм, к тому священнику, к которым лежит душа. Хочу причащаться сама достойно. С канонами и постом. Пусть это будет хотя бы раз в год. Качество значит для меня теперь больше, чем количество.

Моя любовь к церкви разбилась о бытовуху. У меня нет сил и времени совмещать еженедельные походы в храм с моим бешеным ритмом жизни. Я хочу еще сохранить свое здоровье и оптимизм. И надеюсь, что я все-таки служу Богу и спасусь «чадородием», а не вычитыванием акафистов и длинными постами.

Всем этим можно заняться на пенсии, конечно, если не завалят меня внуками.

Иллюстрация авторства Жана Менцеля из французской рукописи XV в. (хранится в Национальной библиотеке в Париже)

Читайте также: