Незрячие и реальность

19 марта 2018 Ахилла

От анонимного автора.

***

В статье я буду пользоваться корректными выражениями, в частности, писать «незрячие», а не «слепые», и «люди с инвалидностью», а не «инвалиды».

Некоторое время назад я прочитала статью священника Романа Тарабана «Слепые и Священное Письмо»Когда я начала её читать, я почувствовала радость. Социальное служение Церкви — это та сфера, где она может проявить наилучшие христианские качества, такие как милосердие и любовь. Кроме того, как процитировал автор, Евангелие учит нас навещать больных, кормить голодных, утешать плачущих и так далее (Матфея 25:31-46), а этим вопросам не всегда в церкви уделяется достаточное внимание.

Но когда я дочитала до конца, моя радость сменилась гневом. Поразмышляв, я выделила несколько причин.

1) Автор идеализирует людей с инвалидностью, а они разные, как и люди без неё.

Да, бывают сильные и светлые люди с инвалидностью. Некоторые из моих знакомых до сих пор являются для меня примером силы человеческого духа. Но есть и люди опустившиеся, использующие свою инвалидность как оружие для получения каких-то благ. Есть люди растерявшиеся. Есть люди в общем хорошие, но отношения с ними не складываются. О них всех нужно хотя бы упоминать, чтобы не складывалась однобокая картина.

Ещё автор не написал, что у некоторых незрячих, особенно родившихся такими, бывают навязчивые движения. Некоторые, например, постоянно качаются. Со стороны и с непривычки это выглядит жутковато.

2) Автор пишет про незрячих детей: «Они учатся в школе-интернате для слепых. К сожалению, по всей Украине их только шесть» (я и дальше буду ссылаться на цифры из статьи). На мой взгляд, лучшее, что можно сделать с этими детьми — это прикрепить к ним особых педагогов (они называются тифлопедагоги) и учить их в обычной школе с обычными детьми.

Я очень не люблю интернаты как явление. Я общалась с людьми, учившимися в закрытых интернатах и много читала о них. В закрытых группах возникают разные неприятные явления. Проще говоря, дети в интернатах дерутся, пьют и занимаются сексом с кем попало больше, чем дети, живущие в семьях (несколько лет назад на эту тему снимали фильм «Племя», где действие происходит в интернате для глухих). Если вспомнить, что интернатов шесть, а областей в Украине двадцать пять, то выходит, что один интернат собирает детей, живущих далеко. Некоторые из них только на каникулах смогут встретиться со своими родителями. Это неполезно ни для детей, ни для родителей.

Я подсчитала, что если незрячих в Украине 50000, и пусть даже половина из них такими родились, то в каждом интернате будет приблизительно 500 человек (если принять, что незрячие живут в среднем 70 лет, количество их в каждой возрастной страте распределено равномерно и что в школе учатся 10 лет). Это очень много для закрытого заведения.

Кроме того, по моим наблюдениям интернаты дают плохое образование, с которым тяжело потом продолжить учёбу. В советское время, насколько понимаю, подобные интернаты готовили незрячих детей к работе на предприятиях Общества слепых, но сегодня эта схема работает плохо, да и появилось множество профессий, где зрение не нужно.

3) Статья очень абстрактна. Непонятно, какое добро нужно делать и как именно. Я понимаю, что формат статьи на широкую публику не может заканчиваться словами «а теперь запишитесь в моё благотворительное общество», но стоило бы уточнить, что сможет сделать каждый конкретный человек. Например, можно было бы предложить читателям поискать волонтёрские сообщества в их приходах или спросить у служащих священников о них. Для неподготовленного человека нахождение первого волонтёрства может быть проблемой и стоило бы ему помочь.

Также я попросила прокомментировать статью мою знакомую, маму незрячего ребёнка, который сейчас учится в интернате в Польше. Вот что она пишет:

«Незрячие дети — такие же дети, как и все остальные. Просто другие. А инвалидами и неполноценными людьми их делает общество. Тем более наше постсоветское общество, где таких людей просто изолировали и делали вид, что их не существует. На самом деле, все зависит от нашего отношения к незрячим. Лучшее, что мы можем сделать, это относиться к ним, как ко всем остальным. По-человечески! Не выделяя и ни в коем случае не жалея! Важно осознавать, что рядом с нами живут другие люди.

А насчет интернатов, врачей и пр. (имеется в виду, что учителя и врачи пренебрежительно относятся к незрячим детям и агитируют родителей от них отказываться — прим. авт.), так это характеризует все наше общество. К сожалению, нам еще очень многое нужно менять в своем сознании. Боюсь, что не одно поколение сменится, пока мы научимся уважать ближнего своего.

Сложно защитить своего ребенка от внешнего мира. Но мне кажется, что это касается и обычных среднестатистических детей…»

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: