«О учители и священницы, никако же убо зло творящему не умолчите»

24 января 2023 Елена Белякова

Предлагаем вашему вниманию выдержки из статьи кандидата ист. наук, ведущего научного сотрудника Института Российской истории РАН Елены Беляковой «О учители и священницы, никако же убо зло творящему не умолчите» (Тема обличения неправедных властей в учительно-канонических текстах славянской книжной традиции).

Полностью статью можно скачать по ссылке.

Сегодня православная традиция оказалась в тяжелейшем кризисе. Отказ Русской Православной Церкви от нравственной оценки происходящей войны и безоговорочная поддержка властей ставят под вопрос ценность православной традиции для наших современников. Нам представляется важным показать, что православная традиция предполагает иные образцы поведения и по отношению к неправедным властям и к войне.

…Пророческие ветхозаветные тексты вошли в славянскую культуру как в составе библейских книг, так и в сборниках. Обличение неправедных правителей было хорошо известно по евангельскому образу Иоанна Предтечи, по житиям Иоанна Златоустого и особенно Николая Мирликийского, наиболее популярного в русской традиции. Жития и каноны раннехристианским святым содержали многие примеры отказов выполнять неправедные повеления «нечестивых» правителей.

Одной из парадоксальных особенностей средневековой европейской культуры являлся факт «насаждения» христианства правителями, ментальность которых находилась в прямом противоречии с христианской традицией. Это касается представлений о доблести, храбрости, богатстве. Война, убийство, полигамия, грабеж, работорговля, кровная месть, жестокая борьба за власть — это нормы повседневности княжеского дома. Усвоение христианских норм не было прямолинейным процессом, наоборот, церковные деятели нередко усваивали и приспосабливали «варварские» нормы и при этом происходила поразительная деформация христианства. Епископы превращались в «князей церкви». …

И все же не будет преувеличением сказать, что усилия церкви были направлены на гуманизацию общества, на миротворчество, на проповедь любви, на защиту обездоленных. В начальном летописании князья прославлялись за мир и отсутствие вражды, а усобицы гневно осуждались. …Епископы неоднократно выступали в качестве послов-миротворцев или гарантов мира… В истории Великого Новгорода архиепископы выступали как послы для заключения мира с другими княжествами. Они также мирили враждующие в Новгороде группировки и останавливали мятежи …

Особая роль в распространении христианских норм принадлежала монашеству, которое являло пример воплощения в жизнь христианских ценностей — создавало новый социум, живущий по законам Христа. При этом монашество в раннем средневековье активно участвовало в жизни всего общества.

…Одним из древнейших славянских поучений, обращенных к священникам, является Слово Иоанна Златоустого о законе церковном. … В тексте Слова перечислены способы воздействия на недостойного православного: отказ принимать просфоры и кутию, публичное обличение, отказ от поминовения родителей, отказ в погребении.

Епископская присяга обязывала епископа во всем следовать только церковным канонам, и не выполнять незаконные требования князей: «не створити ми ничесоже по нужи ни от царя, или от князя велика или от князей многих, или от людей многих, аще и смертью претят…»

Канонизацией Бориса и Глеба, прославлением убитых братьев русские иерархи стремились остановить убийства внутри княжеского рода. Борисоглебский цикл связан с темой обличения неправедных князей с целью остановить братоубийственные войны. …

Церковные каноны безусловно осуждали всякое убийство. За убийство во время войны полагалась трехлетняя епитимия (13 правило Василия Великого). Убивший на войне не мог стать священником, а если священник или монах отправлялся на войну, то подлежал проклятию и лишался сана (83 апостольское правило, 7 правило 4 вселенского (Халкидонского) собора). В составе сборника Псевдозонар содержалось требование не убивать пленных. Если пленный говорил: «брате, не убивай меня, я в твоей воле», а воин его все-таки убил, то такой «отлучался от христианства». В случае войны между двумя православными царями Псевдозонар советовал придерживаться принципа «не убивать и не быть убитому». …

Другая тема, постоянно звучащая в поучениях к князьям — вершить праведный суд и не возлагать судебные обязанности на неправедных судей. Одной из особенностей русского средневековья было то, что суд рассматривался в первую очередь как источник княжеских и церковных доходов, а не как возможность восстановления справедливости.

…В рукописных поучениях священникам слова о необходимости обличения неправедных властей звучали постоянно. В поучении, выдаваемом священникам на руки при поставлении, говорилось: «Не убойся же никакого человека на грех собе». В обязанность священников входило обличать грехи, защищать обидимых. Невысокое социальное положение православного священника, его зависимость от правителей и богатых людей было значительным препятствием для выполнения пастырских обязанностей. О том, что священники боялись обличать, прямо говорилось в цикле поучений, входящих в состав многих рукописных сборников: «Не обличают бо зло творящих и властелем потакви творят, и стыдятся богатых, слабо учат, да бы чести и даров не лишену быти от них». …

Поучение священникам часто сопровождает в рукописях «Слова святых апостол и святых отец о церковном приношении». В нем дан перечень тех, от кого священник не может принимать приношения: «от корчмита» (т.е. держателя корчмы), от блудников, грабителей, от оскорбляющих вдов и насилующих сирот, от «злаго осподаря, иже челядь свою ранами томят без вины», «от татей и от разбоиник», от резоимцев (т.е. ростовщиков), от судящих по мзде. Автор приводил слова пророка Исайи «князи обещници твои повинуются татем и разбоиником и все злое творящим» и призывал: «О учители и священници никако же убо зло творящим не умолчите, но поучаите их, да не погибнете за чюжая грехи». …

С XIV века появляется в рукописях апокрифическое «Правило на обидящие церкви Божия», приписанное 5 вселенскому собору. В нем содержится угроза тем властям, которые отбирают церковные имения и обижают епископов или других клириков. В правиле предписано «тех огнем сожещи, домы их святым Божьим церквам вдати». Специально оговаривается, что и «самый венец носящий» подлежит такому же наказанию. Это правило также вошло в Кормчие Чудовской редакции в составе блока, включающего княжеские уставы, и имело своей целью оградить церковное имущество и клир от усиливавшейся светской власти, начавшей захватывать церковные земли.

Имущество церкви стало с XIV в. предметом постоянного конфликта между правителями и церковью. Но князья претендуют не только на имущество, но и на то, чтобы распоряжаться поставлением митрополитов. Изгнанный с унижениями из Москвы митрополит Киприан в июне 1378 г. написал послание, обращенное к преп. Сергию и его племяннику Федору, игумену Симоновскому, в котором описал издевательства над собой и своими слугами и призвал выступить в его защиту. «И аще миряне блюдутся князя, занеже у них жены и дети, стяжания и богатьства, а того не хотят погубити <…> вы же, иже мира отреклися есте и иже в мире и живете единому Богу, како толику злобу видив, умолчали есте? Аще хощете добра души князя великого и всей отчине его, почто умолчали есте? Растрезали бы есте одежи своя, глаголали бы есте пред цари не стыдяся: аще быша вас послушали, добро бы; аще быша вас убили, и вы святи». Такой яркий призыв к гражданскому неповиновению, обращенный к монашествующим, не остался единственным в русской истории, он вновь зазвучал в XVII в. в связи с церковным расколом.

Впрочем, в XV в. князей обличают в основном за изъятие церковного имущества. … Статус московских митрополитов изменился после учреждения автокефалии. Они оказались в полной зависимости от великих князей. Смещение неугодных митрополитов стало нормой, а священники подвергались тем же гонениям и наказаниям, как и прочие горожане. …

Однако тексты поучений к священникам, епископская присяга сохраняли свое содержание и в этот период. Благовещенский протопоп Сильвестр писал об обязанности духовенства «печаловати, молити и всячески увещати земных властей о победных и о повинных и о обидимых, аще не послушают, ино обличити и запретити».

Требование не повиноваться и не признавать царя-мучителя содержались даже в произведения таких апологетов московского царства как Иосиф Волоцкий и митрополит Даниил. Как отметил Вальденберг, «иосифляне первые в русской литературе выставили учение о правомерном сопротивлении государственной власти». …

Новое содержание и развитие получила эта тема в произведениях Максима Грека. В «Слове о неизглаголаннем Божии промысле, благости же и человеколюбии, в том же на лихоимствующих» находившийся в заключении инок смело обличал порядки Московского государства, когда получившие власть «неистовством несытнаго сребролюбиа разжигаима, обидят, лихоимьствуют, хытят имениа и стяжаниа вдовиц и сирот, всякия вины замышляющее на неповинных». Он противопоставлял московским порядкам справедливость в западных странах: «Иже, аще и латина суть по ереси, но всяким правдосудием и человеколюбием правят вещи подручников по уставленых градцих законов <…> . Где у латыномудренных онех обрящеши сицев образ неправосудия, и яков же ныне есть дръзаем есть у нас, православных?» …

Произошло удивительное явление: осужденный инок так и умер под запретом, а его сочинения разошлись по всей стране и оказали значительное влияние на старообрядческую традицию. Обличительный характер писаний протопопа Аввакума и других старообрядцев — это особая тема, разработанная в историографии.

Тема «неправедного суда» широко представлена в русском фольклоре. «Правда ушла на небо» — это выражение стало пословицей.

Подводя итог, можно отметить, что обличение неправедных властей имело длительную традицию в православной письменности и рассматривалось как обязанность священства.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

ЮMoney: 410013762179717

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: