О внедрении на приходы модели ИИ «Православный священнослужитель, версия 1.0»

5 декабря 2018 Яков Лисицын

В последнее время взрывным образом увеличилось количество статей на тему применения искусственного интеллекта (ИИ) в различных областях человеческой деятельности. Так, Герман Греф бодро рапортует о массовом сокращении сотрудников Сбербанка, а их работу берут на себя умные нейросети. Проводятся и конференции по применению ИИ в медицине.

Мне представляется интересным, что же получится, если хотя бы мысленно попробовать смоделировать поведение ИИ, созданного на базе отечественных кейсов для профессии… православного священнослужителя? Смоделировать, скажем так, поведение такого ИИ в практических — можно сказать, бытовых — ситуациях, еженедельно возникающих в текущей священнодеятельности российских пресвитеров?

Но для начала требуется в двух словах рассказать, что же это такое — искусственный интеллект.

Что же такое искусственный интеллект?

Как повествует о нем Википедия, искусственный интеллект является, в первую очередь, технологией. Технологией автоматизированного решения задач и выполнения творческих функций, изначально присущих человеку. И, поскольку ИИ — технология математическая и компьютерная, требуется осветить некоторые аспекты применения этой технологии.

Не следует путать понятия «искусственный интеллект» и «нейросеть». Первое понятие намного более обширно, так как включает в себя совокупность самых разных алгоритмов машинного обучения, таких, как алгоритмы регрессии (оценки), кластеризации (группировки), нейросети и многих других. Нейросеть же является одним из наиболее популярных алгоритмов за счет моделирования в памяти компьютера вычислительной структуры, похожей на структуру нейронов и связей между ними в коре головного мозга человека.

Чтобы далее не утруждать читателя углублением в научные аспекты теорий ИИ и машинного обучения, стоит здесь добавить, что для успешного овладения этими технологиями стоит обратить внимание в первую очередь на следующие математические дисциплины: линейную алгебру и математическую статистику. Таким образом, ничего мистического и апокалиптического в искусственном интеллекте нет.

Какие же задачи, важные для нашего дальнейшего повествования, решает искусственный интеллект?

  • Задачи классификации (сюда же входит распознавание): по ряду входных признаков понять, к какому типу объектов относится объект с теми или иными характеристиками. Грубо говоря, получив на вход изображение или фотографию кошки, ИИ должен дать ответ: «Это кошка» (а не собака, не змея и не дуб);
  • Задачи кластеризации, или разбития на группы: получив на вход данные по характеристикам сходных объектов или субъектов, разбить их на кластеры — группы со сходными признаками. Грубо говоря, имея данные по посещаемости храма теми или иными людьми (лица, телосложение и походка которых распознаны и известны в результате решения задачи классификации по данным с камер наблюдения), отнести этих людей к одной из групп, условно они будут названы «клир», «причт», «прихожане», «захожане»;
  • Задачи регрессии, грубо говоря — численной оценки: получив на входе данные по характеристикам сходных объектов/субъектов, присвоить этим объектам/субъектам рейтинг в виде, например, числа. Здесь классическим примером может служить школьная оценка: не сделал ученик ошибок в диктанте — рейтинг (оценка) 5, 1-2 ошибки — 4, и т.д. Важно здесь то, что присвоение рейтинга определяет порядок дальнейших действий с объектом или субъектом (получил «двойку» — требуются дополнительные занятия, или переписать диктант), каковой порядок ИИ может выдавать в виде рекомендаций.

Как смоделировать с помощью ИИ работу священника?

Попробуем представить работу модели ИИ «Православный священнослужитель, версия 1.0» на примере трех характерных для православия рабочих ситуаций:

  1. Исповедь
  2. Проповедь
  3. Вопросы прихожан после службы

Квадратными скобками будет обозначен гипотетический процесс работы алгоритмов ИИ, а без скобок — его реакции и реплики, выдаваемые вовне, а также реплики людей в храме.

Исповедь

[Классификация процесса: Исповедь

Начало процесса

Аудитория: Причт, прихожане и захожане, исповедники

Старт]:

— … да не неисцелен отыдеши!

[Итерация: Первый исповедник

Субъект, группа: Причт, женщина

Поведение: была на исповеди в прошлое воскресенье

Внутреннее состояние: Синдром жертвы, запугана, страх

Стратегия: постращать, быстро простить и отпустить]:

— Подходи! Рассказывай, что там у тебя!

Исповедница (в слезах):

— Батюшка, грехи страшные! Я в среду плохо подумала о свекрови, когда она сделала мне замечание, что я не варю сыну кашу! А еще я накричала на мужа вечером после работы, когда он отказался в магазин идти! И вчера легла спать без вечерней молитвы!

ИИ:

— Терпи, только в терпении спасение твое! На мужа кричать не надо, он глава семьи! Прочти на ночь один раз покаянный канон. И когда на тебя кричат, читай про себя Иисусову молитву, она имеет силу успокаивать душу! Ну все, иди.

[Действие: накрыть епитрахилью, прочесть молитву, перекрестить]

[Итерация: Следующий исповедник

Субъект, группа: Прихожанка, женщина

Параметры поведения: была на исповеди две недели назад

Внутреннее состояние: Чувство вины, напряжение, гордость

Стратегия: Устыдить, поговорить чуть дольше, отпустить]:

— Подходите! Давненько я вас не видел! Не помните, наверное, церковное правило о том, что кто три воскресенья не ходил в церковь без причины — да будет отлучен! Вы понимаете, что это означает для вас?

(Исповедница):

— Да понимаю я! Но вот беда — зять приезжал из Петербурга, с детьми, не могла я с ними зайти к вам!

ИИ:

— А что, дочь у вас в храм ходит, внуков водит к причастию?

(Исповедница):

— Нет, никак уговорить не могу!

ИИ:

— А вот это серьезный грех! Господь спросит с родителей за детей, ну хорошо, на дочь вы повлиять не можете, но на внуков, как бабушка — должны!

(Исповедница):

— Но у меня зять… он совсем неверующий! Если я сейчас начну внукам про Бога рассказывать — он перестанет их возить!

ИИ:

— А вы похитрее. Возьмите их на прогулку и, мимо храма проходя, зайдите с ними. А там — покажите храм, пусть почувствуют благодать! Зададут вопросы — ответьте… мягко, но активно. И просто верьте, что по вашим молитвам Бог их не оставит. Делайте что-нибудь, не ленитесь! Еще что?

(Исповедница):

— Не постилась всю прошлую неделю! Водку с зятем пила!

ИИ:

— Ну не до беспамятства же? Сейчас пост держали три дня хотя бы, к причастию готовились?

(Исповедница):

— Да, батюшка, готовилась!

ИИ:

— Ну, благословляю причаститься!

[Действие: накрыть епитрахилью, прочесть молитву, перекрестить, отпустить]

[Итерация: Следующий исповедник

Субъект, группа: Бывший прихожанин, мужчина, молодой

Параметры поведения: активно ходил в храм в течение двух лет, 10 последних месяцев не появлялся

Внутреннее состояние: Расстроен, напряжение, чувство вины, страх

Стратегия: Отказ]:

— А ты подожди! Сначала я приму ВЕРНЫХ!

[Итерация: Следующий исповедник

Субъект, группа: Захожанин, мужчина

Параметры поведения: был на исповеди два месяца назад, имеет при себе бумажку со списком грехов

Внутреннее состояние: Напряжение, гордость, закрытость

Стратегия: Пробежаться по списку, задать вопросы по 1-2 пунктам, порвать бумажку, отпустить]:

— Подходите! Давайте сюда, что у вас? Так… не держал пост, так, гнев, это понятно почему, от скоромного, сальные взгляды на женщин оттуда же и еще вот от того, что молитвой пренебрегаете, а это что, поясните? Что тут написано?

(Исповедник):

— Здесь написано, что рассматривал непристойные картинки!

ИИ:

— Это сугубый грех, серьезно отдаляющий от Бога! Зачем вам это? Вы понимаете, что отношения с противоположным полом должны быть в первую очередь освящены Богом и потом уже включать удовлетворение тела? А Вы превращаете Богом данную заповедь о браке в греховное удовольствие! Старайтесь, срочно бросайте это!

(Исповедник):

— Батюшка, но никак не выходит! Сколько ни каялся — не получается!

ИИ:

— Надо бороться! Бес удобнее всего заходит в тело и помыслы со стороны блудной страсти, а Вы его — молитвой! Иисусовой молитвой, псалом 50 очень поможет, еще неплохо канон покаянный читать каждый раз, когда захочется взглянуть на непотребство, и акафист Марии Египетской! Вы знаете про нее что-то? Она была блудницей, да такой, что увязалась за паломниками, чтобы соблазнить их на корабле! А потом Бог не дал ей войти в храм — а вдруг и вам завтра не даст? Ей понадобилось 25 лет, чтобы страсть отступила. Так что этот путь долог, но вы знаете, что узкие врата ведут в рай, широкие — сами знаете…

[Внутреннее состояние субъекта изменилось: Подавлен

Стратегия: Коррекция] —

— Ну ничего, идите и не бойтесь, ибо сказано: Бог с вами, и никто же — на вы!

[Действие: порвать бумажку, вернуть, накрыть епитрахилью, прочесть молитву, перекрестить, отпустить]

[Шаг процесса: Последний исповедник

Субъект, группа: Бывший прихожанин, мужчина, молодой, при первой попытке получил отказ

Внутреннее состояние: Расстроен, напряжение, усиленное чувство вины, усиленный страх

Стратегия: Выслушать через слово, отчитать, назначить епитимью, отпустить]:

— Ну, здравствуй, блудный сын! Как тебе на стороне далече было, испытал, наверное, голод духовный и вернулся? Ну, что молчишь, рассказывай историю своего отступничества от Христа!

(Исповедник):

— Батюшка, я с девушкой расстался…

ИИ:

— Вижу, вижу! Пожил в блудной страсти вне благодати Божией с девушкой как с куском мяса, а потом ей, небось, надоело. Ты же про Бога ей не рассказывал, только на тело смотрел, верно?

(Исповедник):

— Да я, батюшка…

ИИ:

— Да я понял уже, все же на лице написано. Сначала мы пренебрегаем Божьими заповедями, а потом, когда нас Бог стукнет — бежим каяться, и это еще в лучшем случае. Ты хоть раскаиваешься?

(Исповедник):

— Да, раскаиваюсь…

ИИ:

— Вот и хорошо. Читай три недели на ночь покаянный канон, может быть, Бог тебя и простит!

[Внутреннее состояние субъекта изменилось: судя по выражению лица, готов задать вопрос о причастии, готовился

Стратегия: Отказ]:

Нет, до причастия сегодня допустить не могу! Иди, осознавай свой поступок и последствия, от которых тебя Бог да избавит!

[Действие: накрыть епитрахилью, прочесть молитву, перекрестить, отпустить]

[Окончание процесса

Действие: взять Евангелие и крест, повернуться, назидательно посмотреть на оставшихся в храме прихожан, быстрой походкой по кратчайшему пути в притвор]

Проповедь

[Классификация процесса: Проповедь после Литургии

Начало процесса

Аудитория: 58% — прихожане и причт, 40% — захожане, 2% — клир, датчики-наблюдатели от вышестоящего ИИ Правящий Архиерей Митрополит Страшнопетровский и Усть-Кукуйский версия 2.0 «Амфилохий»

Запрос в базу данных «Православная энциклопедия» по теме «Святой дня», получение ответа

Данные ответа: Дата — 19 января ст. стиль, святой дня — св. Марк Эфесский, епископ, Константинополь, защитник православия, автор труда о Флорентийском соборе 1439 года

Модель текста проповеди: Кратко о житии — для прихожан, захожанам и прихожанам напомнить, что верность Марка святому Православию требуется в наши дни как средство противостояния Западу, для датчиков-наблюдателей — обязательно упомянуть Константинополь и текущую церковную ситуацию

Генерация текста

Генерация эмоционального ряда

Старт]:

— Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

[Действие: Ожидание ответа по аудио каналу

Прогноз времени ожидания: 350-570 миллисекунд

— Прием] —

(Прихожане):

— Аминь!

[Отметить: время отклика 320 миллисекунд, выход за статистические пределы, передать факт в базу данных митрополии

Положение тела и эмоции: руки перед собой, взгляд чуть поверх толпы, уверенный, миссионерский, сделать тяжелый вздох

Трансляция]:

— Братия и сестры! Сегодня Православная церковь отмечает день действительно замечательного святого! Сын богатых родителей, отец — диакон церкви в Константинополе. Ему, можно сказать, повезло жить сразу в Византии — стране-хранительнице православия,

[Действие: следующие слова подчеркнуть интонацией, короткий взгляд на датчики-наблюдатели]

какой она была на тот момент.

[Действие: сменить интонацию на стандартную]

Повезло епископу Марку не как нам с вами — детям безбожной, но способной к возрождению веры страны, которую нам необходимо беречь, заботиться о ней, а не быть по отношению к ней блудными сынами Запада, желающего только одного — чтобы в мире не осталось свидетелей истины, чтобы весь мир погряз в разврате и блуде и с ним не случилось бы того, что всеми средствами пытался остановить на своей Родине епископ Марк, и что все равно случилось с сильнейшей на тот момент православной империей в мире — Византией!

В тяжелую годину испытаний, в год 1439, когда турки уже терзали все более отступившую от Христа империю со столицей в Царьграде-Константинополе,

[Действие: короткий взгляд-кивок в сторону датчиков-наблюдателей]

в момент истины, когда император уже принял для себя решение принять помощь отступников, выбрав еретиков в качестве союзника против иноверных, послав делегацию наиболее влиятельных византийских епископов на отступнический собор во Флоренцию для подписания унии и не подозревая, что эта стратегия не защитит ни веру, ни само государство, нашелся только один праведник, не согласившийся в обмен на помощь уже ступившего на путь бездуховности первого Рима предать веру предков и согласиться с главнейшей ересью того времени — догматом филиокве об исхождении Святаго Духа — вы слышите, Святаго Духа! — от Отца и от Сына одновременно! Мало того, он не просто не согласился, а написал богословский труд, где убедительно обосновал верность нашего с вами символа веры. Того самого символа, который мы с вами, братия и сестры,

[Действие: оглядеть аудиторию, на несколько миллисекунд задержать отеческий взгляд на клире и прихожанах параллельно повествованию]

поем каждое воскресенье перед Причастием, и в котором есть слова, что Дух Святой исходит только от Отца, а не от Сына! Это и есть для нас главный результат подвига епископа Марка, он — в том, чтобы мы могли с вами и до сего дня правильно, право-славно, славить Господа, удостоверяя своим пением и молитвой верность тому же Православию, которое, не опасаясь гнева властей ни церковных, ни светских, святой защитил! Сам главный еретик и отступник Папа Римский, узнав, что святой Марк не подписал Флорентийскую унию, даже он отдал дань уважения святому, заявив, что без его подписи цель унии не достигнута!

Пример святого Марка, не замученного еретиками, отступниками или иноверцами, проведшего в заключении после своего исповедания веры по приказу императора всего 2 года, а не 20 лет и не пожизненно, умершего в окружении единомышленников, дает и нам надежду прийти к совершенству в наше время, не претерпевая многих мучений первых христиан. Но как же мы распоряжаемся этой возможностью?

[Действие: пауза, покрутить головой, грустным и одновременно грозным взглядом оглядеть захожан]

Надо сказать, что мы ее совсем не ценим — в храм заходим от случая к случаю, твердого намерения исповедать Христа — ну вот хотя бы перед Новым Годом отказавшись от оливье и водки — не имеем. Да?

[Действие: распознать в толпе наиболее смутившегося на этот момент захожанина, посмотреть на него назидательно]

Евангелие не читаем, да и Символа веры наизусть не знаем. Так пусть пример святого Марка будет нам хоть каким-то указанием на то, что Христос — один и тот же вовеки, на то, что мы исповедуем ту же веру, что и святой эфесский епископ, чтобы не случились с нами те же тысячи бедствий, что постигли народ Византии за его отступничество!

[Действие: сменить интонацию, направить взгляд на датчики-наблюдатели, как бы ища их одобрения]

И в заключение. Все мы знаем, что сейчас Вселенская церковь переживает не самые лучшие времена, скатываясь в отступничество уже не в первый раз за свою более чем тысячелетнюю историю. Почему же так происходит, и причем же тут подвиг святого Марка? Корни происходящего — в той ситуации, что имеет место и тогда, и сегодня, и во времена Ветхого Завета. Давайте вспомним праведного Лота, умолявшего Господа не разрушать Содом, погрязший в разврате мужеложства, даже если найдется в городе 5 праведников. Только пять! Но и тогда, и во времена святого Марка, нашелся всего один. И Бог не отвел кары. Погрязший в разврате город был, как в случае с Лотом, разрушен через несколько дней, или же, как Константинополь в случае с Марком — взят силой и расхищен через несколько десятилетий. То же будет и с нашими городами, если мы не сохраним правильное и деятельное — понимаете, деятельное —

[Действие: еще один назидательный взгляд в сторону и прихожан, и захожан]

— исповедание веры, как завещает нам через свое праведное житие святой епископ Марк из Эфеса. Аминь, братья и сестры, на следующей неделе у нас литургия во все дни, кроме вторника и пятницы. Подходите ко кресту.

[Окончание процесса

Действие: вытянуть крест для целования]

Вопросы прихожан

[Окончание головного процесса «Утренние воскресные службы»

Действие: Кратчайшим путем и быстрым шагом — в притвор

Изменение обстановки: наперерез идут прихожане и захожане, инстинктивно выстраиваясь в очередь

Реакция: Остановиться в последний момент, практически налетев на первого вопрошающего

Запустить программу опционального шага головного процесса — «Ответы и благословения»

Прием]:

(Прихожанка):

— Благословите, батюшка!

[Субъект, группа: Прихожанка, женщина, опознана как «Феодора»

Внутреннее состояние: Хочет благословения

Действие: протянуть руку и крест для целования

Ожидание тактильного контакта с рукой

Контакт завершен

Действие: Протянуть крест

Ожидание тактильного контакта с крестом

Контакт завершен

Трансляция]:

— Бог да благословит тебя, Феодора!

[Действие: сделать небольшой шаг в направлении притвора, остановиться перед следующим вопрошающим

Субъект, группа: Прихожанин, мужчина, опознан как «Яков»

Внутреннее состояние: Ожидается задание стандартного вопроса

Стратегия: ответ по шаблону

Прием]:

(Прихожанин):

— Батюшка, есть вопрос: я вспомнил, что в пятницу перед причастием съел пирожок, а он с творогом был, это я сильно согрешил?

ИИ:

— Не страшно, Яков, ведь ты же не сознательно это сделал! Да и молочного там… нету почти. Но впредь смотри, что тебе на тарелке подают!

(Прихожанин):

— Спасибо, большое спасибо!

[Действие: посмотреть на следующего вопрошающего

Субъект, группа: Захожанин, мужчина, не опознан

Внутреннее состояние: Ожидается задание сложного вопроса второстепенной важности

Стратегия: ответ по шаблону

Прием]:

(Захожанин):

— Батюшка, есть вот такой вопрос: а почему в пост требуется воздерживаться именно от мясного и молочного? Ведь питание только растительной пищей и углеводами в особенности может негативно повлиять на тело, в этом режиме же быстро набирается вес?

ИИ:

— Читайте авву Дорофея! Обязательно! У него все об этом сказано. И вообще, это одна из настольных книжек для нынешних христиан!

[Действие: сделать небольшой шаг в направлении притвора, остановиться перед следующим вопрошающим

Субъект, группа: Захожанин, молодой мужчина, не опознан

Внутреннее состояние: Ожидается задание вопроса с политическим подтекстом

Дополнительные сведения: Вопрос будет задан в условиях слышимости для датчиков-наблюдателей от вышестоящего ИИ

Стратегия: выслушать, действовать по обстановке

Прием]:

(Захожанин):

— Скажите, вот сегодня читалась проповедь про святого Марка, и Вы подчеркнули, что и тогда, и сейчас мы не можем рассчитывать на снисхождение Бога, если в церкви не будет и пяти праведников. Но неужели во Вселенской Церкви не найдется сейчас и пяти не отступивших епископов? Разве они настолько единодушны в поддержке раскольника Филарета?

[Действие: оперативный запрос в базу данных митрополии по прецедентам сходных вопросов

Получение вариантов ответа

Выбор оптимального

Генерация текста

Трансляция]:

— Молодой человек, вы задали очень интересный вопрос, и у меня нет ответа. Ответ есть только у Бога, и Он явит его нам в то время, когда Он сочтет нужным. Нам же с вами надо молиться о том, чтобы Его ответ не был преддверием Его же кары, мы должны молиться как о том, чтобы мы не сорвались в такой же раскол, так и о том, чтобы вразумить колеблющихся. И тогда Господь явит нам милость и Своим перстом укажет нам праведников Своих, о которых вы сейчас спросили. Понятно?

(Захожанин):

— Понятно, большое спасибо!

P.S. Своим текстом автор не стремился задеть ничьих чувств. Все персонажи вымышлены, все совпадения случайны. Описанных в статье искусственных интеллектов не существует, как и «роботов среди нас».

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: