Плоды внутрицерковной селекции

10 декабря 2019 Екатерина Седова

Эта заметка представляет собой краткое размышление о части духовенства в крупных городах. В деревнях и селах служат, уверена, другие батюшки и ситуация там иная, но я городской житель и пишу лишь о том, что много лет вижу вокруг себя.

Современная система внутрицерковной жизни крупного города проводит своего рода «селекцию» служителей, осуществляемую по критериям, не имеющим ничего общего с христианскими ценностями и учением Христа, ибо главными критериями такого отбора слишком часто являются деньги, знакомства, родственные и иные связи, принадлежность к клану и/или способность угождать начальству, лицемерить, наушничать и лгать (я не упоминаю здесь о тех специфических критериях, которым необходимо соответствовать для продвижения по церковной карьерной лестнице тем, кто имел несчастье угодить в тиски требований архиереев нетрадиционной ориентации).

Увы, результатом такой «внутрицерковной системной селекции» оказывается то, что на церковную городскую вершину часто пробиваются лица, чье мировоззрение и жизненная позиция, а следовательно поведение и образ жизни нельзя назвать не только христианскими — куда уж там! — но которые не отвечают принципам даже элементарной светской этики.

Такие «избранники» чаще всего занимают лучшие места в столицах, в самых крупных храмах, в соборах, естественным образом сталкиваясь не с деревенскими бабулями, а со сложной паствой, с людьми, имеющими хорошее образование, с людьми, которые оценивают таких «избранных» критически, многое видят, замечают и далеко не со всем готовы мириться.

Заслужив же недоверие и неодобрение со стороны людей, такие батюшки начинают искать себе лукавые оправдания: не осуждайте попов на дорогих иномарках, ведь иномарки ездят быстрее «Лады», а священнику нужно экстренно ездить на требы; не осуждайте священников в дорогих ресторанах — это вовсе не дорогие рестораны, а самые обыкновенные, есть ведь гораздо дороже, да и вообще надо же где-то перекусить и священникам. Да и вообще: не смейте осуждать равнодушных к пастве священников, неискренних и надменных, ибо вы — лишь обыватели, а мы — элитная каста избранных. Всегда помните, что осуждение священника — смертный грех… Удобно, не так ли?

Что происходит потом? Тут все зависит от прихожан, от того, что за люди посещают тот или иной храм. Некоторых мирян, особенно представителей поколения нуворишей и их потомков, эта логика вполне устраивает, так как батюшки такого рода не требуют никаких свершений, кроме одного, с их точки зрения высшего подвига — крупных пожертвований.

Другие миряне, которые ищут духовного наставничества и не могут довольствоваться пастырями такого рода, выбирают храм, в котором служит священник, верящий в Бога и серьезно относящийся к вере и своему служению. Часто таким храмом оказывается какая-нибудь небольшая церквушка на окраине города или вообще в области.

Третья часть мирян, особенно те, которые не располагают свободным временем, позволяющим ездить в дальние края к «своему» батюшке, вынужденно посещают один из ближайших к дому храмов/соборов, но при этом сознательно стараются поменьше знать о священниках и их жизни (чтобы не осуждать лишний раз), не вникают в дела общины, держатся особняком, приходя к Богу, а не к священникам. Они могут исповедоваться и причащаться в этом же храме, могут для этих целей иногда ездить в другой храм, где царит более здоровая духовная атмосфера, но подлинная духовная жизнь этих людей полностью закрыта для тех священников, которые не внушают им ни доверия, ни уважения.

Ну и, конечно, всегда найдется определенный процент людей, лишенных критического мышления, склонных к идеализации и легковерию. Они готовы сотворить себе кумира почти из любого человека, если только он принял сан и попал в ближайший к ним приход. А еще есть бабуси, слишком старенькие для анализа, критики и поиска, для них главное — позаботиться о собственном будущем, то есть о своей посмертной участи (как говорила одна из таких знакомых бабушек: «Хоть с краешку, да в раешку»), поэтому, гонимые страхом предстоящей скорой смерти, они становятся прихожанками любого ближайшего храма и им абсолютно все равно, кто и как в нем служит… Их можно понять: когда вам хорошо за 80, то уже не до изысков…

Сталкиваясь с неодобрением большинства прихожан, читая в их взглядах лишь терпение и плохо скрываемую усмешку, селекционно избранные священнослужители порой начинают вздыхать, что, мол, прихожане их не уважают и видят в них лишь требоисполнителей… Странно, что при этом они не задумываются: а что еще они могут дать прихожанину, кроме таинств и треб, которые совершают просто в силу своего рукоположения? Ответы на богословские вопросы? Их можно найти в литературе, благо ее издают в изобилии. Духовное окормление, наставление на путь истинный? Но если сам человек не живет духовной жизнью, если он погружен в мир угождения собственному «эго», то какого духовного окормления можно от него ждать? По духовному пути может вести лишь духовно опытный человек…

Вот и приходится прихожанам брать не то, что они хотели бы, а лишь то, что им может дать тот или иной батюшка. Он служит формально, может лишь совершать таинства по расписанию и требы по заказу? Нет проблем, пусть хотя бы так… Возможно, и к таинствам обратимся, и требы закажем… А с духовной жизнью разберемся сами или с помощью другого священника.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: