Почему из православных гимназий выходят добролюбовы и чернышевские

9 октября 2020 Викентий Синичкин

Ответ на текст Православные: гетто или закваска?

Христианство без миссии есть неистинное христианство

Н. Бердяев

Здравствуйте, Мария!

С сочувствием прочитал Вашу заметку и мне захотелось поделиться с Вами своими мыслями.

Как-то раз мне пришлось несколько месяцев попреподавать в православной школе один совершенно бесполезный курс из круга церковных дисциплин. Перед тем, как приступить к обязанностям, у меня состоялся разговор с завучем, в котором она говорила, что все они здесь трудятся для того, чтобы «из этих ребят не выросли чернышевские и добролюбовы». Но, увы, в действительности, все ровным счетом наоборот. Атмосфера в православных школах, как мне это показалось, именно такая, что оттуда выпускаются те самые чернышевские и добролюбовы.

Преподавание Закона Божьего, церковнославянского языка и иных церковных дисциплин (в ущерб иностранным языкам, в ущерб литературе, гуманитарным и точным предметам), как показывает практика, дает очень мало результата. Многие из выпускников таких супер-православнутых школ (включая даже знаменитую Варницу), так же курят, пьют, матерятся, как и в самых обыкновенных школах. Порой они так же необразованны в духовных и церковных вопросах, как и обычные мирские люди. Мне не раз приходилось слышать горькие упреки бывших учеников, которые клялись-божились, что своих детей ни за что на свете не отдадут учиться в православную школу.


Считать, что подобные заведения — это вакцина от любого греха и порока, глупо. Один мой знакомый — выпускник православной школы, когда приходил в общежитие «в хлам» пьяный, любил выбивать двери и швыряться ножами по комнате. Другой знакомый пономарь после очередной попойки заблевал кафедру своего епископа на горнем месте. Когда я учился в обыкновенной школе, матерные выражения впервые услышал в шестом классе (но это были нулевые). Ребенок моих знакомых, учащийся в православной школе, знал все маты уже во втором классе (то есть в восемь лет), причем успел обучить им своих младших братьев и сестер. Так что, как видим, какие проблемы в миру — те же проблемы и в церковной среде. И этого не избежать.

Как-то пришлось услышать справедливое замечание заведующей кафедры в одном из лучших педагогических вузов страны (глубоко церковной женщины), что уровень образования в православных гимназиях на порядок ниже, чем в светских. Да и дисциплины как таковой нет. В той школе, где я преподавал (несмотря на то, что это крупный город), помимо физрука, повара и охранника, мужчин больше не было. Так о какой же дисциплине вообще может идти речь? В православных школах такие же забияки, задиры, все те же «плохие» компании, которые портят «хороших» детей. Частым становятся ситуации, когда дети, после многих лет, на протяжении которых их методично «фаршировали» православием, после выпуска говорят: «я навсегда завязал/ла с религией».

Вы спрашиваете о том, в чем же причина того, что хотят одного, а на выхлопе получается совсем другое? Вы правильно уловили суть: причина такого «гетто» — в нежелании диалога с миром. Наверное, это симптом утери церковного духа, духа подлинного миссионерства миру о Христе и о спасении, дарованном Им человеку.

Поясню на следующем примере. Во времена Древней Церкви мышление Отцов в вопросе взаимоотношения Церкви с миром было кардинально противоположным. Если сильно упростить, его можно выразить следующим образом: «душа человека, по природе, христианка, следовательно, необходимо взять то хорошее, что есть в мире, пусть даже языческое, и христианизировать, воцерковить его». Что-то получилось, что-то нет. Широко отмечаемый язычниками день рождения солнца 25 декабря получилось превратить в прекрасный и всеми любимый праздник Рождества Христова.

Теперь же церковное сознание работает по другому принципу: все, что есть в мире — это зло, грех, порок и скверна. И мы должны максимальнейшим образом оградить себя от этого проклятого мира, населенного бездуховными безбожниками всеми возможными способами, чтобы от них не оскверниться. Бесконечное число раз православные сайты и паблики постят слова прп. Паисия Святогорца о людях-пчелах (которые везде видят хорошее) и людях-мухах (которые везде видят только плохое), но никому не приходит в голову, что отношение среднестатистического православного к миру — это и есть «отношения мухи и навоза». Он видит в нем только нехорошее.

Думаю, никому не нужно доказывать полную бесплодность и гибельность такого подхода, ведь это путь в никуда. Бердяев как-то говорил, что христианство без миссии — это неистинное христианство. Если православные утверждают, что истина — исключительно у них, то они не имеют никакого права замыкаться сами в себе и не свидетельствовать о ней тем нецерковным людям, на которых они смотрят свысока. Нет, Спаситель сказал другое: «проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). А когда мы ограждаем себя от мира пятиметровым бетонным забором с колючей проволокой, Церковь превращается в Среднеуральскую колонию строгого режима с паханом во главе. Ведь случай с Романовым — это доведенная до логического конца политика отрицательства мира и разумного диалога с ним.

В православных кругах принято презрительно игнорировать праздники Нового года (потому что Рождественский пост), 8 марта (потому что праздник немецких проституток) и даже дни рождения (на том основании, что на дне рождения Ирода казнили Иоанна Крестителя). Придумывают «параллельные» даты: день жен-мироносиц (совершенно бесполезный и непопулярный праздник). Вместо дня св. Валентина — День семьи, любви и верности (сначала учредили, а потом вспомнили, что это же всегда Петров пост, значит, и на шашлычки с семьей не поедешь, и молодых не обвенчаешь). По слухам, патриархия, когда поняла косяк с Петром и Февроньей, пыталась перенести этот праздник на майскую память свв. Дмитрия Донского и его супруги прп. Евфросинии, но эта идея заглохла.

Итак, что же мы видим? Когда отцы ранней Церкви «наполняли» языческие празднования христианскими смыслами, пытаясь выделить то, что в этом можно было найти хорошего — был эффект, который сохраняется и по сей день. Да и плевать, что за праздником Рождества Христова тянется длинный языческий шлейф — Церковь сумела с ним справиться. Когда же, в наши дни, пытаются учреждать какие-то «параллельные» праздники — эффекта никакого. А, да, еще же День православной молодежи! Кому он нужен, осмелюсь спросить? Молодежи он точно не нужен.

Киберпоп [бывший клирик РПЦ Андрей Федосов — прим. ред.] во второй части своего фильма правильно подметил основную интуицию — когда вся церковная жизнь пропитана фарисейской закваской (Мф. 16:12), никакого результата и не будет. Праздник жен-мироносиц и не станет популярным, сейчас о нем знают только православные. Просто знают, но не празднуют. В лучшем случае — цветочки. Может, потому что он наполнен пустяшными смыслами?

Извините, отвлекся. Это я к тому, что не получится никак наших детей оградить от всего зла в мире! Попытки создания параллельных школ с церковным уклоном проблемы зла и греха не решают. Но чем большим контролем опутывать детей, чем больше их пичкать церковностью — тем больший протест ко всему христианскому будем мы же сами в них культивировать.

А детям нужен момент соприкосновения с миром. Они должны опытным путем увидеть и почувствовать, насколько атмосфера родной семьи, атмосфера храма лучше, чем компания подзаборной шпаны, дующая траву. А для этого необходимо трудиться, чтобы и внутри семьи, и внутри церковной общины во главе была любовь. Если вокруг детей — круглосуточное «Православие 25/8» (из дома в школу, из школы в храм, из храма в паломничество всем классом, и вокруг — одни православные люди), они не видят никакой альтернативы. Они могут и не подозревать о том, насколько мир прекрасен, насколько жизнь прекрасна!

Детям хочется быть нормальными людьми, и они совершенно правы в этом. Приучите их читать художественную литературу (а не старчиков), пусть смотрят хорошие голливудские фильмы (даже если там нет ни одного священника, храма или распятия, в некоторых из них духовности гораздо больше, чем во всевозможных православных «кино»), пусть слушают хорошую современную музыку. Все живет и дышит Святым Духом. И если известный канадский музыкант или талантливый шведский ди-джей сочинили замечательную песню, наши дети будут слушать именно их, а не бородатого приходского барда, распевающего под гитару ностальгические песни о русском царе. Потому что опять-таки — смыслы пустяшные. Да и талант, конечно, не тот.

Еще раз повторюсь, что путь отрицательства всего мирского — бесплоден. В миру есть свои, мирские «святыни» — искусство, культура, литература, классическая музыка, театр, философия. Это ведь тоже попытки поиска божественного, но нецерковными путями. Не нужно от этого ограждать детей. Вспомните, как нецерковная философия для образованных эллинов была «детоводителем» ко Христу.

Ну и напоследок скажу, что единственно верный путь в жизни — это путь добродетели, путь боголюбия, братолюбия и трудолюбия. Это, наверное, единственное, что вселяет в тебя твердую уверенность в своем будущем. И обучать нужно именно этому, а не пичкать ребенка акафистами, житиями, паломничествами и прочими церковными атрибутами. Возможно, при правильном подходе к подлинно-церковной миссии, мы и будем той закваской, от которой вскиснет тесто современного общества. Может, тогда мы и станем той солью из Нагорной проповеди, которой мало, но которая должна уберечь мир от нравственного разложения! Но это так, мечты…

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: