Проблема, которой нет

4 июля 2017 Юрий Гуров

Мы научились летать в небе, как птицы.

Мы научились плавать в океане, как рыбы.

Теперь осталось научиться жить на земле, как люди.

Бернард Шоу

— Что вы думаете о христианстве?

— Это отличная идея. Интересно,

когда они собираются воплотить ее в жизнь?

Жак Фреско

С интересом наблюдаю за дискуссией, начавшейся с осознания страданий в период войны и концлагерей, и перешедшей в фазу обсуждения собственно теодицеи.

Я скептически отношусь к философским построениям. Тем более, когда они изобилуют ссылками на Писание. Обсуждение сводится к тому, чтобы высказать свою точку зрения да наскрести под нее нужное количество цитат. Убедительнее в таких дискуссиях выглядит тот, кто выдаст более красивый риторический финт. Поэтому я откажусь в своих суждениях от цитирования священных текстов и догматических конструкций.

Приведу несколько примеров из животного мира. Львица, растерзывающая антилопу для еды. Кукушка, подкладывающая свое яйцо в чужое гнездо, чтоб не «тратиться» на заботу и вскармливание своего птенца. Насекомое «наездник», откладывающее свои яйца в гусеницу бабочки, чьи личинки (наездника) будут есть ее изнутри заживо. Вирус, заразивший организм и разрушающий его изнутри. Какую моральную оценку всему этому мы можем дать? Зло? Убийство, эгоизм, бессердечие, жестокость, посягательство на чужое?

Возьмем другие примеры. Та же львица, с материнской заботой ухаживающая за своим детенышем. Птицы некоторых видов, вытаскивающие клещей из головы друг друга, из тех мест, где не могут достать самостоятельно. Пчелы, жалящие посягающих на улей, хотя это сулит им верную смерть. Это добро? Любовь, взаимовыручка, самопожертвование?

Это наши абстрактные моральные понятия. Природе они чужды. Любой живой организм, будь то бактерия, слон или кустик земляники, существует в своих реалиях: завоевать среду обитания, добыть пищу, оставить потомство. Попытки добиться этого всеми возможными способами создают богатейшее разнообразие взаимоотношений, которые поражают воображение. А мы их субъективно можем поделить на «добрые» и «злые».

Не будем забывать, что мы неотделимая часть планеты и ее живого мира. Стае голодных волков, встретившихся в лесу, или ВИЧ, заразившему клетки, нет дела до нашей кармы, грехов и знака зодиака. В этот момент перед ними решение их одной проблемы или всех сразу – еды, дома, потомства. И если от волков мы спаслись на дереве, а вирус заглушили лекарствами, то волкам и вирусу можно посочувствовать – они не смогли с нас ничего поиметь. «Пострадали» они, бедненькие.

На заре каждой человеческой цивилизации все военные межплеменные конфликты сводились к решению тех же задач. Захватить либо климатически благоприятную, либо плодородную землю, отнять провизию и прочее добро, вырезать чужаков, дабы обеспечить простор своему потомству. С точки зрения природы все совершенно естественно. Умникам-альтруистам сулила только игра в ящик.

Проблема в том, что проблемы нет. Жизни чужда теодицея. На планете все случается, потому что может случиться. Ураганы, наводнения, оползни, пожары. Кто-то попал в катаклизм и не выжил, растение ли, животное ли, человек. Странно, с чего это мы вдруг присвоили своим личностям статус вселенской важности и начали «страдать»? Если уж хотите, каждая тварь просит Создателя о насущном, и кто-то получает нас себе на обед в качестве просимого.

Остановиться на параллелях с животными будет слишком примитивно. Мы же развитые, у нас сложные социальные отношения и своим интеллектом мы задавим любые инстинкты. Здесь начинается самое интересное. Допустим, некто заботится о своем будущем во всех смыслах. При встрече с другим таким же прибыльно будет его ограбить, обмануть и т.д., то есть сделать ему вред. При условии, что встреча не повторится. При повторной встрече возможна месть — начинаются отношения по схеме «око за око». Взаимный вред по этой стратегии приведет к значительной потере ресурсов обоих. Взаимная польза, то есть сотрудничество, приведет к выигрышу. Здесь важен не сколько первый ход, а способность одного из двух «простить» в какой-то момент.

По сути отношения в современном обществе так и строятся. Мы доверяем, помогаем, делаем одолжения другим в расчете на взаимность. Игра не по правилам наказывается маркерами – обманщик, предатель, вор и т.п. С такими будут стараться не иметь дело. Почувствуйте разницу. Эти поступки можно делить на добрые и злые, но это не нужно. Это не мораль, достойные человеческие поступки – это здравый смысл. Осознание этого заставляет меня смотреть с оптимизмом в будущее человечества.

Религиозные идеалы же – это провал. Сама их идеальность намекает на невыполнимость. Годятся они только для произнесения красивых проповедей да написания житий святых. Разве не христиане участвовали в первой мировой? (Вот зачем турки портят мне статистику.) Во множестве других междоусобных войн? Не они ли разграбили Константинополь в 4-м крестовом походе? Разве не христиане не так давно под благословением христианского священства с обоих сторон убивали друг друга на сопредельной нам территории? (Да, под патриотизмом у нас сейчас понимается ненависть к чужому народу, а не любовь к своему.)

Что касается личного плана, то «Ахилла» собрал уже много примеров того, как эти идеалы претворяются в жизнь. Никак. Ради справедливости я бы дал с натяжкой 2% КПД христианству из личного опыта, ибо знаю действительно святого священника. В полном смысле этого слова, не в чудесах и прозорливости выражающемся, а в следовании Евангельскому духу.

Раз в контексте предыдущего обсуждения зацепили тему ада и рая, то не оставлю и ее. Цитирую: «Крайне мучительное состояние безысходной скуки, тоски, бессмысленности и уныния, которые, простираясь и усиливаясь в вечности, ничем не уступят образу геенского огня». Это, конечно, куда лучше многоэтажного ада с отделениями геенского огня, котлами и ледяного тартара. Но никогда не мог взять в толк, что это за такое блаженство праведников, когда они знают, что есть не спасшиеся, которые в данный момент испытывают все процитированные чувства. Это как можно радоваться, когда рядом горе? Или типа, вот вы не верили, получите теперь причитающееся? Тут если праведники и блаженствуют, то от злопамятности. В жизни, значит, посетите темницы, а тут уже можно и расслабиться.

Не понял я и ход с осознанием положительных последствий из войны и концлагерей. Эти события – крупная трагичная ошибка человечества. Ее такой надо принять, оставить, сделать выводы. Усилия пера направить на то, чтоб подобные события не повторились никогда. А подобное осознание чревато тем, что кто-то, проникшись, поставит себя «на правах делать больно». Как некоторое церковное начальство уловило идеальное для себя понятие «смирять». И понимает под ним «обделить» и «оскорбить» для духовной пользы подчиненных. Перевернув весь евангельский смысл с головы на зад.

Психически ненормальные или умственно неполноценные люди были всегда. В языческой римской империи они мучали христиан, в период христианкой инквизиции жгли еретиков, в период концлагерей ставили опыты над неарийцами. Давайте же не будем искать в этом промысел Создателя, а вместе подумаем, как свести вред от подобных уродов к минимуму.

Читайте также:

Поддержать «Ахиллу»:

Яндекс-кошелек: 410013762179717

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

PayPal