«Россия не Путин, как и Америка не Трамп». Проект «Россия, РПЦ, война»

23 января 2023 Ахилла

Предлагаем вашему вниманию новый проект «Ахиллы» под названием «Россия, РПЦ, война». Мы задали некоторым клирикам РПЦ — как нынешним, так и бывшим — несколько вопросов на указанную тему. Авторам предоставляется право отвечать как под своим именем, так и анонимно или под тем псевдонимом, под каким автор уже публиковался на нашем сайте.

Мы приглашаем ответить на эти вопросы и других священнослужителей, связанных с РПЦ сейчас или в прошлом, но одно условие у нас остается то же, что и раньше: публиковаться можно анонимно, но редакция должна быть уверена наверняка, что текст принадлежит реальному человеку. Тексты от анонимного «клирика» приниматься не будут, чтобы избежать «сочинений на свободную тему».

Вопросы можно скачать по ссылке или посмотреть на сайте в разделе «Проекты».

Адрес для ваших ответов прежний: ahilla.ru@gmail.com

Используйте для ответов наши вопросы, но поощряется и свобода творчества, можете добавить от себя то, что считаете нужным, или опустить ответы на те вопросы, которые вам не подходят. Текст по возможности лучше писать цельно и развернуто, а не в стиле скучной анкеты «на краткий вопрос — краткий ответ общими словами».

Если вы мирянин — нынешний или бывший, — то вы тоже можете прислать нам свои ответы, опустив вопрос «канонического статуса» и заменив, где нужно, в вопросах «клирика» на «мирянина». Миряне могут писать анонимно.

Сегодняшний участник проекта — Алексей Марков (Портленд, США), постоянный автор «Ахиллы» с первых дней существования сайта.

Формально я заштатный клирик РПЦ. Идентифицирую себя сейчас как православного по культуре и опыту экумениста широких взглядов, разделяющего веру и вероисповедание. Как? Для примера: есть православные по исповеданию люди совершенно чуждой мне веры и атеисты со мной близкой, просто у нас языки символов и обозначений разные.

Вы ушли из РПЦ до или после 24 февраля 2022 г (если ушли)? По какой причине, сами или вас «ушли»? Если остались — почему, как вы себе это объясняете?

Меня ушли от возможности служить официально 22 года назад, но я служил еще многие годы до эмиграции в 2013 году по договоренности с дружественными настоятелями. Уже после отъезда, семь-восемь примерно лет назад, решил, что по совести и взглядам уже не могу считать себя клириком РПЦ. Последний раз служил в храме РПЦ пять лет назад по просьбе друга, которому не решился отказать.

Если вы ушли до 24 февраля 2022 г. — как вы думаете, остались бы вы в РПЦ после этого числа, если бы продолжали быть клириком?

Я сделал свой выбор раньше, сложно представить, что дотянул бы до этой даты или бы меня терпели столько.

Как вы сравните РПЦ(Церковь) времен, когда вы пришли в нее впервые осознанно, когда стали клириком и в последний год? Что-то изменилось и как?

РПЦ в восьмидесятые, когда я туда попал, была другой. Если прочесть проповеди архиереев тех лет (пусть часто казенные и не вполне искренние), то там можно найти все то, что сейчас совершенно невозможно услышать с высокого церковного амвона, вообще часто противоположное, в том числе в вопросах войны и мира. Но в то же время я четко вижу, что нынешняя церковность выросла из той, в то время часто маргинальных направлений ультраправого, националистического толка. Более того, взятая на вооружение путинским режимом идея «русского мира» выросла прежде всего из этой среды как внутри страны, так и под влиянием течений в РПЦЗ.

Вопрос, который волнует многих: РПЦ после 24 февраля — все еще Церковь или нет? Была ли она Церковью Христа до этого числа? Что в вашем понимании вообще «быть Церковью»? Для вас РПЦ — это единое понятие или совокупность разных реалий, о которых нельзя говорить однозначно и сразу обо всех?

Надо четко разделять людей, в том числе клириков, принадлежащих к РПЦ, и ее как организацию, представленную руководством и топовыми лицами в сане и без. На людей предпочитаю смотреть индивидуально, минимум как на группы, которых в РПЦ, как в любой большой церкви, много. А как церковная организация со своей идеологией, мифологией и богословием РПЦ, на мой взгляд, не является больше христианской церковью. Это околохристианская религия, использующая православную символику, литературу, атрибуты, но при этом чуждая христианству по системе взглядов и понятий, нечто наподобие вудуизма (да простят меня вудуисты), я и называю эту религию «ортовуду».

При этом, околохристианство не есть хорошо или плохо, это классификация, околохристианская религиозность может быть и вполне гуманистической (по классификации Фромма), но в случае нынешней РПЦ — это суицидально-апокалиптический деструктивный культ. При этом точка невозврата была пройдена до войны (это и к предыдущему вопросу), по моему мнению, после дела Пусси Райот и «молебна ненависти», такие вещи не проходят даром. Последним же пророком, пытавшимся не допустить этого перехода, был о. Павел Адельгейм, после убийства которого уже и призрак возможности разворота исчез.

Что вы ждали от клириков РПЦ после 24 февраля (если вы уже вышли из нее до этого числа)? Что вы ждали от себя и что вы сделали с 24 февраля и до сего дня (если вы еще были или остаетесь клириком РПЦ)?

От клириков РПЦ я не ждал ничего, с учетом вышесказанного и зная, в каком положении находятся клирики, а также всегда имея в виду, что подвиг — дело добровольное. Что лично сделал я? Например, взял интервью у главреда «Ахиллы».

Какова судьба РПЦ после войны, ваш прогноз?

РПЦ в нынешнем виде не будет, РПЦ без УПЦ как части общей Московской патриархии — совсем другое образование, а это только одно из происходящих уже сейчас изменений, а сколько направлений еще откроется? Но будет ли разделение и на сколько точно церквей, мы не знаем, потому как не знаем политического будущего России, а эти темы взаимосвязаны.

Где был Бог 24 февраля и после? А может, и раньше?

Как и всегда — в каждом из нас. И у каждого из нас свой добровольный ответ на Его Голос, Путин ты или бездомный с дороги.

Ваши чувства, эмоции 24 февраля 2022 и в течение года? Ваше отношение к войне?

«Война — это преступление, а совершившие его — позор России», — так, кажется, сказал в первые же дни войны Борис Гребенщиков (он на Руси почитай за патриарха, за неимением настоящего), полностью с ним согласен был тогда, так же и сейчас. Считаю, что руководство РФ и военные преступники должны быть переданы международному трибуналу, с особым местом Украины в нем. Пропагандирующие же ее, в сане и без, должны быть, как минимум, переданы суду российскому в соответствии со статьей УК о пропаганде агрессивной войны.

Чувства и эмоции? Сначала шок и ужас, потом, через процесс осознания и нахождения ответов на вопрос «как такое могло случиться», произошло некоторое привыкание, но никак не примирение с происходящим.

Ваши близкие, семья на чьей стороне в войне?

Подавляющее большинство близких на стороне международного права, цивилизации, а соответственно Украины.

Как вы оцениваете состояние российского государства и общества за прошедший год (изнутри или со стороны)? Все случилось внезапно или подготавливалось годы, если последнее — в чем это проявлялось.

Российское государство стремительно, но неравномерно деградирует, устроить совершенно неактуальную в XXI веке захватническую войну с соседом и остаться без тяжелейших последствий невозможно.

Состояние же общества, да еще и в такой тяжелейший период, мне сложно оценить со стороны. Я прислушиваюсь к мнению авторитетных для меня экспертов (в том числе уехавших, таких как Шульман или Пастухов) и близких людей из оставшихся. Они примерно сходятся и в том, что адекватной статистики для полноценного анализа у нас нет. Видимо, есть примерно равное количество: около 15 процентов — число ярых сторонников и противников войны и где-то 70 процентов неопределившихся, заблудившихся, безразличных во всем разнообразии. Есть еще массовый эффект индуцированного бреда, когда вменяемые люди верят симулированному или настоящему бреду активистов zа войну. Куда и как это дальше повернет, предсказать сложно.

Внезапно или подготавливалось? Конечно подготавливалось. И в качестве примера могу сказать, что слышал неоднократно годами от людей, так или иначе близких к высшим кругам, о неизбежности оной, просто верить не хотелось. Теперь все шаги власти к этому стали ясны, в том числе в области церковной политики, когда через церковное руководство ( которое еще и впереди паровоза местами бежало) шла методичная зачистка в среде духовенства.

Если вы уехали (давно или недавно), можете рассказать, как жители той страны относятся к русским, к войне и роли России в ней?

Большинство американцев поддерживают Украину, осуждая агрессию РФ. Но при этом это не влечет негативного отношения к русским по языку и культуре, простым гражданам России. «Россия не Путин, как и Америка не Трамп», — как сказала недавно в случайном разговоре одна женщина либеральных, видимо, взглядов. Подобное (но без негатива к бывшему президенту) можно услышать и от ряда консерваторов, хотя среди них безоговорочно поддерживающих Украину несколько меньше.

Намерены ли вы уехать из России или вернуться в нее (если уехали раньше) в ближайшее время или после войны?

В ближайшее время не планирую вернуться, в будущем тоже вряд ли, но не зарекаюсь. Для начала надо бы все это пережить всем нам.

Какие у вас надежды на ближайшее будущее России?

Если на ближайшее будущее, то хорошие надежды у меня могут быть только если на чудо, ради тех немногих праведников, что мы теперь можем ясно видеть.

Что вы могли бы сказать украинцам, а что — россиянам?

Я бы не стал говорить всем что-то одно. Разным разное. Как космополит, я вообще такие обобщения по гражданству считаю не слишком адекватным реликтом прошлого, а если по национальности, то совсем неадекватным, тут уже и генетика показывает, насколько мы перемешаны. В плане же языка мы знаем, что для половины примерно украинцев русский является первым языком. Конкретно я знаю, например, украинцев, поддерживающих агрессию и считающих, что Украине лучше было бы сдаться, и россиян, причем, оставшихся и после начала войны в стране, кто ни есть, ни спать этот год не может от стыда и боли сопереживания, кто делает возможное и невозможное для поддержки украинских беженцев и преследуемых за протесты против войны россиян, да, таких не так много в обоих случаях, но они есть. Есть еще и масса других, не столь ярких случаев. И как бы я мог после этого обобщать? Если только уж для всех (по просьбе редакции, так-то я не люблю пафос):

Давайте постараемся быть людьми, слышащими Его голос в нашей совести и разуме и стремящимися нести Его Свет в этот не лучший из миров, давайте помогать друг другу преодолеть все это, каждый на своем месте.

Нет войне!

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

ЮMoney: 410013762179717

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: