Современные технологии на службе верующих: как это делается в Джакарте

28 ноября 2018 Егор Владимиров

Проблема разграничения «правильно верующих» и «последователей деструктивных сект и культов» (то есть лояльных и потенциально нелояльных структур) стоит перед любым государством, и каждое государство решает ее по-разному: где-то вносят в уголовное законодательство нормы об оскорблении чувств верующих, в то же время предусматривая ответственность за «создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью», равно как и за участие в указанном выше объединении.

А где-то идут в ногу со временем и используют для выявления потенциально нелояльных государству структур достижения современных технологий в дополнение к традиционным методам использования уголовного права. По второму из указанных путей немалый шаг вперед в минувшее воскресенье сделала индонезийская прокуратура, представив в Google Play Store приложение (бесплатное, разумеется) Smart Pakem, благодаря которому каждый неравнодушный гражданин может в режиме реального времени донести до компетентных органов информацию о любом религиозном объединении, которое показалось ему необычным или подозрительным.

Чем эта новость из самой большой исламской страны мира интересна для стороннего наблюдателя? Прежде всего, тем, что ее при всем желании нельзя отнести в разряд алармистской информации о «гонениях на христиан». Несмотря на то, что подавляющее большинство граждан Индонезии являются последователями ислама, и католичество, и традиционное протестантство (лютеранские и реформатские церкви) официально признаны государством и пользуются равными с господствующим вероисповеданием правами; для коммуникации с ними созданы специальные директораты Министерства по делам религий Индонезии.

Число христиан в Индонезии составляет примерно 10 процентов от общего населения страны (более 26 миллионов человек на конец нынешнего года). При этом соотношение между католиками и протестантами составляет примерно 1:2, как свидетельствуют результаты исследований Pew Research Center. Такое немалое количество христиан в этой стране — наследие колониального периода.

Таким образом, речь идет не о том, что доложить «куда надо» на представителя вероисповедания, отличающегося от господствующего, стало проще. Речь идет о том, что стало намного проще и удобнее сообщить о «новых лжеучениях», укрепляя, таким образом, положение сложившейся на рынке оказания религиозных услуг олигополии*.

И вот в связи с этим у стороннего циничного наблюдателя возникает вопрос: а выступят ли против такого прогрессивного нововведения представители официальных христианских конфессий Индонезии? Увидим ли мы комментарий по этому поводу кого-то из Ватикана или из руководства лютеранских, либо реформатских объединений, членами которых являются индонезийские церкви соответствующего вероисповедания? Более того, в Индонезии есть некоторое количество и православных христиан. Быть может, окормляющий всю православную диаспору Константинопольский патриархат на синодальном заседании выступит с репликой по этому поводу? Или мы увидим и услышим посвященное выходу такого приложения выступление архиепископа Солнечногорского Сергия из МП, который управляет приходами РПЦ в этой стране?

Хотелось бы здесь ошибиться, но есть такое чувство, что никаких комментариев не будет — будет всего лишь молчаливая радость по поводу того, что уничтожение конкурентов стало немного проще и технологичнее. В ногу со временем, в соответствии с трендами. А может, еще и отправятся делегации по обмену опытом. Так что следите за обновлениями Google Play Store — Smart Pakem, вполне возможно, скоро будет доступен там и на других языках, кроме индонезийского.

*Олигополия — рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами.

Фото: AFP

Читайте также: