Светское государство и христианское государство: Бог в конституции РФ

16 июня 2020 Сергей Кулешов

Два мировоззрения

Как известно, в начале нынешнего года патриарх Кирилл и другие ответственные лица совместными усилиями предложили провести широкую общественную дискуссию по вопросу об упоминании Бога в конституции РФ. Здесь важно уточнить, что, говоря о Боге, патриарх Кирилл, безусловно, имел в виду христианского Бога Иисуса Христа, который создал одноименную христианскую церковь и до сих пор является ее главой.

Как же прошло широкое обсуждение предложенной темы? Практически никак, поскольку тот торопливый обмен репликами, который состоялся между высокопоставленными функционерами светской и духовной (религиозной) властей, засчитать за реальную предметную дискуссию возможным не представляется. Да и сама полемика о Боге в отсутствии полемики о соответствующем ему религиозном объединении есть занятие бесполезное. Поэтому попробуем провести заявленную патриархом дискуссию еще раз, но уже более основательно и осмысленно.

Итак, возглавляемая христианским Богом христианская церковь, согласно конституции РФ, есть одно из религиозных объединений, которое от светского российского государства должно быть отделено. В чем причина данного дистанцирования? К сожалению, конституция РФ ответа на этот вопрос не дает. Между тем, такой ответ существует.

Прежде всего обратим внимание на то, что конституция РФ есть юридический документ только одной из сторон взаимных отношений. Если же к оценке ситуации подойти юридически объективно (нейтрально), то тогда придется признать, что в один объективный ряд нужно ставить не государство и некое объединение, а две сопоставимые структуры, которые друг от друга взаимно отделены. Причем причиной данной взаимоотделенности двух структур является наличие двух принципиально разных мировоззрений — светского и религиозного.

Одна из структур — приверженец светского мировоззрения, в результате чего она в своем юридическом понимании становится суверенным светским государством. Другая структура — приверженец религиозного мировоззрения, в результате чего она в своем юридическом понимании становится суверенным религиозным государством, хотя и предпочитает при этом формально называться церковью. Таким образом в один объективный ряд становятся светское российское государство и религиозное христианское государство, каждое из которых имеет свою собственную государственную власть и свое собственное государственное законодательство.

Разумеется, христианское государство само решает, иметь ли ему при наличии своего христианского законодательства (христианского закона Божия) свою христианскую конституцию (основной закон). Но заметим, что в гипотетической христианской конституции христианский Бог как глава (монарх) христианского государства мог бы занять действительно достойное место. И напротив, даже скромное упоминание в честь «предков, передавших нам идеалы и веру в Бога» в российской конституции выглядит, как минимум, неуместно. Почему? Ну, хотя бы потому, что в отличие от религиозных христиан светские россияне в соответствии со своим светским мировоззрением в Бога не верят. Впрочем, судите сами.


Светское мировоззрение

Как показывает практика, современная светская Россия, как и другие светские государства, при формировании своего светского мировоззрения опирается на научную методологию, где первичными методами познания признаются наблюдение и эксперимент. Соответственно, изначальными поставщиками информации для формирования светских воззрений на Мир (Вселенную) выступают ученые.

С точки зрения светских государств и светского общества, научная методология за время своего существования уже доказала свою эффективность и полезность. Так, благодаря научной методологии, жители Земли узнали или, по крайней мере, с большой долей вероятности могут полагать, что Мир состоит из множества галактик, где Земля является всего лишь одной из небольших планет Вселенной. Вместе с этим научная методология позволяет ученым разрабатывать различные астрофизические и космологические теории и модели, к примеру теорию Большого взрыва и модель горячей Вселенной. И хотя сами по себе подобные теории и модели на основополагающий мировоззренческий вопрос о творении Мира не отвечают, некоторые из них дают возможность ученым сосредоточиться на двух основных версиях творения Вселенной.

Возьмем для примера космологическую теорию Большого взрыва и рассмотрим ее на понятном для простого человека уровне. Как полагает эта теория, наблюдаемая нами сейчас Вселенная возникла примерно 13,8 млрд лет назад в результате Большого взрыва. Отсюда заключаем, что примерно 13,8 млрд лет назад существовал некий продукт, который впоследствии взорвался. Назовем данный продукт условно «бомбой». Тогда ученые, благодаря теории Большого взрыва, могут сосредоточиться на двух в равной степени удивительных по своему замыслу версиях творения Вселенной.

  1. Поскольку Большой взрыв привел к чудовищным не разрушительным, а созидательным последствиям, возможно, взорвалась «бомба» с какой-то специальной, заранее заготовленной начинкой. Тогда создателя и подрывника данной «бомбы» можно назвать Творцом Вселенной.
  2. В результате случайного самоподрыва некой «бомбы» произошел Большой взрыв, который привел к самосотворению наблюдаемой нами сейчас Вселенной.

Итак, научная методология позволяет ученым выдвинуть, как минимум, две гипотезы творения Мира. Однако на сегодняшний день складывается такое впечатление, что существующая светская система образования, через которую проходит все население нашего государства, до сих пор зациклена на заблуждении времен Советского Союза, будто наука доказала то, что Творца Вселенной не существует. Между тем, посредством чисто научной методологии, по крайней мере на сегодняшний день, доказать данную точку зрения нельзя. Но ее можно предполагать так же, впрочем, как можно примерно с такой же долей вероятности предполагать и противоположную точку зрения. Видимо, эту изложенную выше проблему можно решить в рамках одного и того же Минобрнауки, которое является учреждением одновременно и науки, и образования.

Религиозное мировоззрение

В отличие от светских государств с их научной методологией все монотеистические религиозные структуры, в том числе христианская церковь, при формировании своего религиозного мировоззрения опираются на мистическую методологию. Соответственно, здесь в противовес ученым выступают мистики. Однако, как не все ученые, так и не все мистики занимаются формированием тех или иных воззрений на Мир (Вселенную).

Слово «мистика» имеет греческие корни и переводится как «тайный, скрытый». Исходя из этого, мировоззренческий интерес представляют только те мистики, которые помимо прочих своих необычных качеств обладают, с их собственных слов, уникальной способностью получать информацию мировоззренческого характера либо от какого-то тайного информатора (Бога, духа и т.п.), либо из какого-то тайного места. Данная информация поступает к мистику посредством мистических видений, мысленных внушений со стороны тайного информатора, а также посредством других нестандартных способов. Как итог, изначальное построение какой-либо монотеистической религиозной структуры вместе с прилагаемым к ней религиозным мировоззрением всегда происходит на базе показаний какого-либо уникального мистика или нескольких мистиков.

Как известно, религиозное мировоззрение христианской церкви от светского мировоззрения современной России отличается разительно. Так, если российское государство полагает, что Мир состоит из множества галактик, то христианская церковь настаивает на том, что Мир состоит из Неба и Земли. По-другому христианская церковь отвечает и на основополагающий мировоззренческий вопрос. С ее точки зрения, Мир сотворен христианским Богом Иисусом Христом.

Творец Вселенной и Бог

Поскольку светское мировоззрение допускает в качестве гипотезы существование Творца Вселенной (ТВ), рассмотрим эту тему более подробно. Кто такой гипотетический ТВ? Со светской точки зрения, ТВ — это не некое одинокое существо мужского рода, а нечто пока неизведанное. На данном этапе с уверенностью можно говорить лишь о том, что ТВ — это тот, кто сотворил Вселенную. На этом основании ТВ вправе устанавливать свою власть и свое законодательство в пределах всего Мира, в том числе на Земле. Разумеется, жители Земли должны власть ТВ и его законодательство признать.

С другой стороны, ТВ вправе свою власть и свой закон на Земле не устанавливать, временно переадресуя эту функцию непосредственно людям. Таким образом, если каких-то специальных указаний со стороны ТВ не следует, то по умолчанию люди могут в рамках своих светских государств самостоятельно формировать свои светские органы государственной власти и устанавливать свои светские государственные законы, что, собственно, сейчас и происходит.

В настоящее время на Земле функционирует множество государств, которые вне зависимости от своих политических и экономических пристрастий являются приверженцами одного и того же светского мировоззрения. Каждое из таких светских государств обладает своей собственной светской государственной властью и своим собственным светским государственным законодательством вне зависимости от того, существует ли гипотетический ТВ или не существует. Отсюда следует, что по факту светские государства вкупе со своими светскими гражданами априори исходят из того, что, если даже гипотетический ТВ существует, то каких-то специальных указаний от ТВ они все равно не получали. Если только соответствующие указания поступят, все светское сообщество, безусловно, их примет к исполнению и будет жить по одному и тому же закону, спущенному «сверху», разумеется, если данный закон по отношению к людям не будет каким-то рабским или драконовским.

Итак, логичная и понятная позиция современных светских государств и граждан по отношению к гипотетическому ТВ изложена выше. Все ли с такой позицией согласны? Нет. В настоящее время функционирует множество монотеистических религиозных структур, утверждающих, что ТВ существует не гипотетически, а по факту. К тому же, по утверждению данных структур, соответствующие указания по законодательству для людей ТВ уже давно дал.

Одной из ведущих монотеистических религиозных структур является христианская церковь, утверждающая, что ТВ — это христианский Бог Иисус Христос, который дал указание всем жителям Земли жить по христианскому закону Божию. Однако с данной позицией не согласна другая ведущая монотеистическая религиозная структура, утверждающая, что ТВ — это исламский Бог, который дал указание всем жителям Земли жить по исламскому законодательству. С исламской точки зрения, Иисус Христос есть не ТВ, а всего лишь один из мистиков-пророков. Таким образом констатируем, что ТВ и Бог — это не одно и то же. Даже если взять в расчет только монотеистические религиозные структуры, минуя структуры политеистические, то и в этом случае насчитывается сразу несколько Богов, например, христианский Бог, исламский Бог, иудейский Бог и т.д.

Подведем итог. Богов много, а ТВ только один. Отсюда следует, что в отсутствии какого-то одного всеобщего Бога, который бы дал указание всем жителям Земли жить по какому-то одному всеобщему законодательству, тот или иной конкретный (христианский, исламский и т.д.) Бог есть всего лишь один из имеющихся кандидатов на роль ТВ. Это означает, что в лучшем для всего религиозного сообщества случае только один из имеющихся Богов является настоящим ТВ, а все остальные Боги — мировоззренческие миражи. В худшем же для всего религиозного сообщества случае… Ну, тут все понятно. Тогда правым окажется светское сообщество как принципиальный мировоззренческий противник всего религиозного сообщества.

Христианская церковь как государство

Прежде всего обратим внимание на то, что возглавляемая христианским Богом христианская церковь и возглавляемая патриархом Кириллом РПЦ — это не одно и то же. Далее отметим, что христианская церковь в соответствии со своим религиозным мировоззрением и в своем юридическом понимании есть монотеистическая религиозная структура, которой присущи все признаки и атрибуты религиозного государства. Тогда посмотрим на религиозное христианское государство сквозь призму сегодняшнего дня.

Начнем с того, что у религиозного христианского государства в полном соответствии с его религиозным мировоззрением есть своя собственная территория. В первую очередь, это Небо как основная составляющая Вселенной. Кроме того, у христианского государства есть своя карликовая территория на Земле — так называемый Ватикан, который, кстати, нуждается в переименовании в христианское государство. Что же касается нахождения христианского государства на территориях других государств, то оно может осуществляться в традиционной форме, в частности, как религиозное христианское посольство (христианская дипломатическая миссия) в России.

Далее констатируем, что у религиозного христианского государства есть своя религиозная государственная власть (христианский Бог, по своей сути являющийся абсолютным монархом), свой государственный аппарат (небесные духи и земное духовенство), свое государственное законодательство (христианский закон Божий), свое население (духи, души, земное христианское общество), своя образовательно-воспитательная программа и база (воскресные школы, духовные семинарии и академии и т.п.), свои герои (святые), свои праздники (рождество, пасха), свой менталитет, свой образ жизни населения и т.д.

Таким образом устанавливаем, что в настоящее время в соответствии с двумя видами мировоззрения (светским и религиозным) имеют место быть два типа государств (светские и религиозные). В частности, наряду со светским российским государством существует религиозное христианское государство.

Итак, христианское государство существует. Но почему же тогда следы данного государства, по крайней мере на Земле, не обнаруживаются? Почему даже карликовая территория на Земле называется не христианским государством, а неким Ватиканом? Как это зачастую бывает, в данном случае виноват опять-таки человеческий фактор. Дело в том, что христианский Бог как глава христианского государства или, по-другому, как глава христианской церкви уже две тысячи лет молчит и никакого деятельного руководства своим земным духовенством не осуществляет. Что в такой ситуации делать духовенству? Вот оно и занимается чистой художественной самодеятельностью в стиле «кто в лес, кто по дрова». Все это и привело в конце концов к тому, что сегодня христианская церковь во главе с христианским Богом если и существует, то только на Небе. На Земле же сегодня функционирует множество церквей христианского толка во главе с местными божками — римская католическая церковь, русская православная церковь, англиканская церковь и т.д.

Между тем, заметим, что в отличие от христианской церкви, которую создал христианский Бог, церкви христианского толка создавали и продолжают создавать люди из числа духовенства. Поэтому вполне вероятно, что к ответственности перед Богом за свое самоуправство предстанет, в том числе, и нынешнее духовенство. В этой связи нынешнему духовенству, видимо, есть смысл уже сейчас, не дожидаясь страшного суда, заняться исправлением ошибок как прошлого, так и настоящего. Тогда каждый простой человек будет твердо знать, что, принимая мистический обряд крещения, он становится членом именно христианской церкви или, по-другому, гражданином именно христианского государства, а не почившей в бозе православной Руси или какого-нибудь, простите за произношение, англиканского государства.

Об отношении российского государства к христианскому государству

Итак, в отличие от РПЦ христианская церковь или, по-другому, христианское государство имеет возможность разместиться на территории современной России только в виде христианского посольства или христианской дипломатической миссии. Однако здесь надо учитывать, что данная религиозная структура является не только принципиальным мировоззренческим противником России, но и, в том числе, государством недружественным по отношению к нашему атеистическому государству. Наверняка сотрудники христианского посольства или христианские дипмиссионеры будут призывать граждан российского государства под угрозой страшного суда следовать соблюдению норм и правил поведения своего христианского законодательства.

В этой связи было бы разумным и предусмотрительным прежде, чем давать разрешение на размещение на нашей территории данного зарубежного государства, убедиться в том, что оное не будет обременительным для нашего государства и не доставит излишних неудобств для наших граждан. С этой целью необходимо потребовать от представителей христианского государства для ознакомления и анализа текст христианского законодательства. Причем данные представители должны понимать, что полное собрание письменных и устных христианских сочинений или, напротив, лишь краткий список дохристианских ветхозаветных заповедей христианским законодательством не являются. В общих чертах законодательство — это, с одной стороны, совокупность законов (кодексов), включая основной закон (конституцию), с другой стороны, совокупность прав, обязанностей, запретов и других норм и правил поведения граждан.

О ценностях

Прежде чем приступить к теме ценностей, зафиксируем принципиальное терминологическое разночтение, которое существует между русским толковым словарем и российской конституцией. В словаре противоположностью нечто «светского (нецерковного)» выставляется нечто «духовное (церковное)», а судя по конституции, противоположностью нечто «светского» является нечто «религиозное». В этой связи соответствующим специалистам нужно прийти к какому-то общему решению: либо нужно говорить о том, что мировоззрения, законодательства, ценности и т.п. могут быть светскими и религиозными, либо о том, что таковые могут быть светскими и духовными. Пока же будем иметь в виду, что когда в определенной ситуации говорят о духовных ценностях, то в переводе на конституционный язык имеют в виду ценности религиозные.

Теперь перейдем непосредственно к ценностям, которые зачастую путают с нормами законодательства. Но сравнивать сейчас в целом российское законодательство с христианским законодательством пока преждевременно. Сначала христианское законодательство надо, как минимум, увидеть и прочитать. Тем не менее даже предварительно навскидку понятно, что мало кто из современных российских граждан будет в восторге от предложения заменить российское законодательство на христианское законодательство. В этой связи удивляет тот факт, что различных российских экспертов и прочих ответственных лиц восхищают именно чужие духовные (религиозные) ценности, прежде всего в сфере семейно-брачных отношений.

Ну что тут сказать? Во-первых, каких-то всеобщих духовных (религиозных) ценностей не существует. Есть только какие-либо конкретные (христианские, исламские и т.д.) духовные ценности. А во-вторых, вряд ли христианское непорочное зачатие и мусульманское многоженство послужат теми духовными скрепами, которые объединят всех христиан, мусульман и светских россиян в единый народ. Тем более, что светские россияне в соответствии со своими российскими представлениями о семейно-брачных отношениях предпочитают как раз нечто противоположное духовным ценностям — традиционное одноженство в совокупности с общепринятым порочным зачатием.

Так в чем же причина столь странного пристрастия светских экспертов к чужим духовным ценностям? В, как минимум, частичной экспертной некомпетентности? Или, может быть, в заведомом лукавстве? Впрочем, в неподдельную искренность светских ценителей высокой духовности все-таки можно будет поверить, правда только в том случае, если они сами примут к личному исполнению хотя бы пару следующих христианских заповедей:

  • «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной» (Мф. 19:21);
  • «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29).

Что же касается российских светских ценностей, то они, возможно, действительно не безупречны и нуждаются в совершенствовании. Но что же мешает современным российским экспертам и прочим ответственным лицам самим заняться переоценкой своих несовершенных ценностей, не кивая при этом в сторону чужих, прямо скажем, неоднозначных ценностей? Может быть, им пасхальные яйца мешают?

…Итак, заявленная патриархом Кириллом дискуссия началась. Видимо, здесь свое слово должны сказать представители Минобрнауки и другие заинтересованные лица. Впрочем, члены христианской церкви, вероятно, тоже выскажутся, разумеется, когда они по факту появятся.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: