Священник Георгий Видякин: «Если в Путине видеть „спасителя России“, то можно принять любые его сумасшедшие решения». Проект «Россия, РПЦ, война»

3 февраля 2023 Ахилла

Предлагаем вашему вниманию новый проект «Ахиллы» под названием «Россия, РПЦ, война». Мы задали некоторым клирикам РПЦ — как нынешним, так и бывшим — несколько вопросов на указанную тему. Авторам предоставляется право отвечать как под своим именем, так и анонимно или под тем псевдонимом, под каким автор уже публиковался на нашем сайте.

Мы приглашаем ответить на эти вопросы и других священнослужителей, связанных с РПЦ сейчас или в прошлом, но одно условие у нас остается то же, что и раньше: публиковаться можно анонимно, но редакция должна быть уверена наверняка, что текст принадлежит реальному человеку. Тексты от анонимного «клирика» приниматься не будут, чтобы избежать «сочинений на свободную тему».

Вопросы можно скачать по ссылке или посмотреть на сайте в разделе «Проекты».

Адрес для ваших ответов прежний: ahilla.ru@gmail.com

Используйте для ответов наши вопросы, но поощряется и свобода творчества, можете добавить от себя то, что считаете нужным, или опустить ответы на те вопросы, которые вам не подходят. Текст по возможности лучше писать цельно и развернуто, а не в стиле скучной анкеты «на краткий вопрос — краткий ответ общими словами».

Если вы мирянин — нынешний или бывший, — то вы тоже можете прислать нам свои ответы, опустив вопрос «канонического статуса» и заменив, где нужно, в вопросах «клирика» на «мирянина». Миряне могут писать анонимно.

Наш сегодняшний участник — священник Георгий Видякин, известный многим в качестве блогера «Батюшки Лютера».

Назовите свой «канонический» статус и вашу религиозную самоидентификацию на сегодняшний момент.

Англиканский священник, клирик храма св. Елены в Ларнаке, епархия Кипра и стран Персидского залива Епископальной Церкви Иерусалима и Ближнего Востока (это поместная церковь, которая входит в Англиканское сообщество). Был клириком РПЦ с июня 2013 по апрель 2019 года. Мое самоощущение по этому поводу целиком и полностью выражено в названии одной книги, которую я как-то нашел в нашей епархиальной библиотеке — the joy of being Anglican [радость быть англиканином (англ.) — прим. «Ахиллы»].

Вы ушли из РПЦ до или после 24 февраля 2022 г.? По какой причине, сами или вас «ушли»?

Мои отношения с РПЦ формально завершились, когда патриарх Кирилл утвердил решение церковного суда Московской городской епархии о лишении меня сана. Суд заседал в марте 2019 года, решение было утверждено патриархом в начале апреля. Причиной лишения сана стало нарушение священнической присяги. Я отказался возвращаться с Кипра в Москву, что было воспринято как демарш, который достоин церковной «высшей меры» (второй брак я заключил в мае 2019 года, поэтому он не был поводом к лишению сана).

Вся эта история произошла задолго до начала войны, но украинская тема в ней фигурировала уже тогда. Дело в том, что в фейсбуке я делал несколько постов в поддержку Православной Церкви Украины, что мне припомнили на суде.

Я пробовал поставить такой мысленный эксперимент — что было бы, если бы я каким-то странным поворотом судьбы остался клириком РПЦ (на Кипре или в России — не важно). Это значило, что я должен был бы прикусить язык, чтобы не выражать своей позиции по всем вопиющим случаям беззакония, творимого этой структурой (напомню, это как раз было время автокефалии для ПЦУ и разрыва Московской Патриархией евхаристического общения с рядом православных церквей). Если бы я совершил такое насилие над собой, то потерял бы важную часть собственной идентичности и полностью лишился бы самоуважения. Если бы не совершил, то мои отношения с РПЦ завершились бы примерно тогда же, когда они завершились и в реальной жизни, то есть задолго до войны.

Если допустить, что я каким-то макаром оставался бы клириком РПЦ вплоть до февраля 2022 года, то, скорее всего, я сам не стал бы инициировать свой исход, а просто саботировал бы одиозные указания из Чистого переулка. В конечном счете, все было бы примерно так же, как буквально недавно случилось с одним моим товарищем-священником, выступавшем за мир, а не за победу ВС РФ (подробнее об этой истории рассказать не могу), то есть закончилось бы запретом или лишением сана.

Теоретически, есть еще вариант — я был бы настолько сломлен необходимостью постоянно держать язык за зубами, креститься и кланяться вместе с толпой, что начало войны застало бы меня в состоянии полной деградации. Зная себя, могу сказать, что такой вариант был бы самым маловероятным.

Как вы сравните РПЦ (Церковь) времен, когда вы пришли в нее впервые осознанно, когда стали клириком и в последний год? Что-то изменилось и как?

Осознанно в РПЦ я пришел в 2005 году. Тогда церковная политика меня интересовала мало, я больше увлекался духовными вопросами, да книгами о. Андрея Кураева. О. Андрей, кстати, мог в те времена весьма красноречиво защищать различные решения церковного начальства, поэтому в целом отношение к ляпам патриархии было оправдывающе-снисходительным, в духе «им там лучше известно, а мне это не интересно». Впрочем, понтификат патриарха Алексия не был столь вопиюще отвратительным, каким оказалось правление патриарха Кирилла.

Клириком я стал в 2013 году, это было время церковной либерализации. На приходах вводили катехизацию, настоятелей заставляли налаживать внебогослужебную активность, от клириков стали требовать образовательного уровня, и т.д. Та эпоха внушала большие надежды на изменения. А еще было внутреннее горение, неравнодушие и желание внести свежий воздух перемен хотя бы на отдельно взятом приходе. Было понимание, что сделать это не просто, но была и вера, что все возможно при упорном труде и просветительской работе. На самом деле, вся страна была другой, существовали перспективы, открытость, контакты с остальным миром. Такой бешеной зацикленности на самих себе и своем особом пути, как сегодня, я не припомню.

В последний год РПЦ окончательно отдалась духовному блуду с Кремлем, а сервилизм и человекоугодничество стали образом ее существования. У свободомыслящих священников и раньше были проблемы, но ведь теперь карают даже не столько за свободомыслие (хотя и за него тоже), сколько за элементарную порядочность, за малейшие отступления от официальной людоедской риторики, за желание мира, а не победы любой ценой. Безусловно, и в РПЦ есть те, чьи «колени не преклонялись пред Ваалом», и чьи «уста не лобызали его» (3 Цар. 19:18), но они пока что ждут своего Илию.

Вопрос, который волнует многих: РПЦ после 24 февраля — все еще Церковь или нет? Была ли она Церковью Христа до этого числа? Что в вашем понимании вообще «быть Церковью»? Для вас РПЦ — это единое понятие или совокупность разных реалий, о которых нельзя говорить однозначно и сразу обо всех?

Я не считаю себя вправе делать утверждения типа «N не церковь, она перестала ей быть с такого-то числа». Поскольку я придерживаюсь пэчворк-экклезиологии, я считаю, что раз организация именует себя христианской церковью, то она и есть христианская церковь. Да, нравится нам это или нет, но христианская церковь может быть и такой страшной. Проще всего было бы отмахнуться и сказать «РПЦ — не Церковь». Но вопрос стоит поставить иначе. Не «осталась ли РПЦ МП церковью», а «как РПЦ превратилась в то, во что превратилась? Какие аспекты христианской традиции сделали для нее возможным такой разворот? Какие библейские тексты она использует для обоснования своей позиции?». Если христианин начинает служить злу и смерти, он не становится от этого сатанистом. Он становится именно христианином, который выбрал зло, а это большая разница. Представьте, что в вашей жизни произошла резкая перемена. Можно ли сказать, что вы перестали быть собой? Со стороны именно так и может казаться (поэтому некоторые могут говорить «он стал другим человеком»), но с точки зрения вас самих вы несете с собой весь ваш предыдущий опыт и знания, которые не могли просто взять и обнулиться. Так же и с церквами. РПЦ — так себе церковь, но все же это церковь, даже в 2023 году она несет в себе всю свою историю и традицию.

К тому же, нельзя не учитывать, что РПЦ МП уже довольно долгое время — весьма разнородная организация. Некоторые православные священники ближе по взглядам представителям консервативного ислама, чем своим либеральным православным собратьям.

Что вы ждали от клириков РПЦ после 24 февраля (если вы уже вышли из нее до этого числа)? Что вы ждали от себя и что вы сделали с 24 февраля и до сего дня (если вы еще были или остаетесь клириком РПЦ)?

По-человечески, я ждал большей адекватности и большей веры. Я все понимаю относительно существующей системы, к тому же, у отцов могут быть довольно разные взгляды на происходящее. Но поддерживать антихристианскую политику российских властей — главного божества государственников — это уже как-то чересчур. Все же, я думал, что священноначалие и клир Русской православной церкви ограничатся какими-то общими словами и не будут столь активно наговаривать себе на трибунал.

С другой стороны, ничего нового не произошло. Священноначалие и раньше шло на поводу у консервативных групп внутри церкви, в любых конфликтах занимало их сторону. Сейчас все то же самое. Если какая-то группа ультрапатриотичных прихожан начинает преследования священника за то, что тот недостаточно поддерживает войну, церковные «боссы», от настоятелей до патриарха, будут на стороне первых и с легкостью раздавят такого батюшку.

Какова судьба РПЦ после войны, ваш прогноз?

По закону симфонии, судьба РПЦ после войны неотделима от судьбы российской власти. А поскольку окно возможностей довольно широко, то делать прогнозы довольно трудно. Возможно, мы еще увидим всякие уродства типа «православных ЧВК», лобызаний с уголовниками, вдруг ставшими героями, или дальнейшего скатывания в пучину оправдания и восхваления власти. Если в России сменится режим и войска будут выведены с территории Украины, то РПЦ быстро займет сторону новой власти и на голубом глазу будет утверждать, что она всегда была за мир. Причем делать это будут те же люди, которые сейчас поддерживают Кремль. Конечно, в этом случае, при условной «демократизации», те отцы, что сейчас против войны, почувствуют себя немного безопаснее и увереннее. В принципе, и такое «переобувание» — уже неплохо, пусть оно и будет вызвано конъюнктурой.

Церковь Англии, кстати, дает хороший пример того, как имперская церковь, поддерживавшая свое государство целиком и полностью, может измениться в христианскую сторону. Приведу пример. 13 апреля 1919 г. в индийском городе Амритсаре английские войска, опасаясь волнений и в качестве превентивной меры, расстреляли мирную демонстрацию местных жителей. Были убиты почти 400 человек, из них 40 детей (самому маленькому было шесть недель). Событие известно как Амритсарская бойня. В год столетней годовщины этого ужасного расстрела архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби посетил Амритсар и сделал следующее заявление: «У меня нет полномочий просить прощения от лица Соединенного Королевства, но персонально я очень сожалею об этом ужасном зверстве. Посещение этого места пробуждает чувство глубокого стыда. Это одно из темных пятен в британской истории. <…> Изучая произошедшие события, я осознаю грехи колониальной истории моей страны, идеологию, которая слишком часто подчиняла и дегуманизировала другие народы и культуры. <…> Мы призваны не просто покаяться в старом, но сознательно жить по-новому, находясь в поисках Царства Божьего здесь, на земле». Разрыв с империей необходим церкви для нормального существования.

Мы привыкли рассуждать об РПЦ как об организации, подразумевая под этой аббревиатурой священноначалие, но, конечно же, это неверно. Большая ответственность лежит на тех членах церкви, которые смогут публично осмыслить опыт поддержки агрессии.

Где был Бог 24 февраля и после? А может, и раньше?

Бог был и есть с жертвами агрессии и со страдающими. «Господи Иисусе, рожденный под бомбами в Киеве, помилуй нас. Господи Иисусе, умерший на руках Своей Матери в харьковском бомбоубежище, помилуй нас», — это слова из молитвы, составленной архиепископом Неаполя Доменико Баттальей в марте прошлого года. Страдания народа Украины — постоянно в молитвах, которые звучат в наших храмах на Кипре. Все, через что украинцы прошли и проходят до сих пор — это концентрированная боль.

Как мог Бог допустить войну? Да никак. Злые человеческие желания в нашем мире реализуются вопреки божественной воле, потому что мир так устроен: в нем существует зло и люди, которые злу служат. Задача христиан — делать все возможное, чтобы зло хотя бы не умножалось. «У Бога нет на этой земле иных рук, кроме твоих», — говорится в молитве, приписываемой св. Терезе Авильской.

Ваши чувства, эмоции 24 февраля 2022 и в течение года? Ваше отношение к войне?

Утром 24 февраля я погрузился в пустоту. Прекрасно помню это состояние. Как говорил Гамлет: «The time is out of joint» (т.е. время вывихнуто, как сустав). Растерянность, какое-то звенящее молчание вокруг, которое бывает, когда тебя огреют по голове. Страх за Украину и украинцев и радость от их первых успехов на фронте. На стадии торга казалось, что «самый темный час — перед рассветом», что эта ужасная ситуация продлится недолго и что российский режим сам себе выкопал яму, в которую вот-вот упадет. Боюсь, что это были иллюзии. Существовать в нынешнем формате российский режим еще сможет какое-то время.

Мерзко было (и мерзко до сих пор) представлять, что Путин может победить, что эта чекистская шайка снова будет заправлять если не во всей Восточной Европе, то на территории Украины. Сторонники власти говорят о необходимости многополярного мира, о сильной России, но тот порядок, который сегодня закрепился в РФ и который она хочет навязать тем, кого видит своими «вассалами», это какое-то узколобое, нетерпимое, абьюзивное чувство превосходства над остальными.

Как-то в фейсбуке мне попалось англоязычное доходчивое описание вторжения России в Украину. В нем Россия сравнивается с бывшим мужем, который ворвался в дом экс-супруги, начал ее колотить и громить все внутри, потому что она отказывается вновь вступать с ним в токсичные отношения. Хоть это и упрощение (кому-то оно покажется не очень уместным), но токсичное поведение российской власти в нем передано довольно точно. Зрелые люди (и страны) должны уметь договариваться, добиваться своего диалогом и мягкой силой, а не манипулировать или заниматься рукоприкладством-войной. Что мешало на том же Донбассе или в Крыму создать особую территорию, где и русскоязычные граждане Украины, и украинцы, и россияне на основе принципов международного права строили бы процветающее общество по лучшим мировым образцам? Впрочем, известно, что мешало — гордыня ура-патриотов, которые Украину в принципе не воспринимают как равного партнера и как суверенное государство.

Ваши близкие, семья на чьей стороне в войне?

Как и во многих семьях, мнения разделились. Я думаю, критерий того, что человек будет или не будет поддерживать войну, это уровень доверия Путину. Если в нем видеть «спасителя России», то можно принять любые его сумасшедшие решения. А «спасителем» он предстает тогда, когда у человека есть запрос на сильное государство. Причем сила в этом случае понимается довольно просто — как возможность «навалять», как поведение гопника в подворотне. Процветание жителей, мир и благополучие, развитая экономика и открытость остальному миру в такой парадигме не считаются проявлениями величия. Поэтому особенно отрадно от того, что некоторые из членов семьи, которые не имеют доступа к оппозиционным СМИ, а черпают информацию только из официальных российских источников, в совершенстве овладели навыком чтения между строк и прекрасно сами понимают, что происходит.

Как вы оцениваете состояние российского государства и общества за прошедший год (изнутри или со стороны)? Все случилось внезапно или подготавливалось годы, если последнее — в чем это проявлялось.

Приведу в качестве примера один смешной, но довольно характерный случай. Дело было в начале 2010-х. Один московский викарий на проповеди после службы выдал такое: «Христос сказал „Аз есмь Путин… эээ… путь, истина и жизнь“». Если уже тогда Христос и Путин подсознательно стояли у этого человека на одном уровне, то чему еще удивляться?

Конечно, российское общество не сразу бросили в кипяток, его обваривали горячей водой миллиметр за миллиметром. Политические преследования, дело Pussy Riot, рокировка, изменения конституции и т.д. Все, что произошло за 2022 год — логическое завершение той политики, которой следовали власти ранее. Поэтому в молитвах в нашем храме мы не забываем и о жителях России. Обо всех изгнанных из страны, посаженных в тюрьму, подвергшихся пыткам, избитых и убитых.

Да, мы, жители России, не смогли добиться демократизации власти, многие (и лично я) не обращали внимания на ту петлю, которую медленно затягивали на шее у российского общества. Другие считали, что это не их дело, и что политика — грязное занятие, и поэтому политикам все простительно, это просто их работа — быть подонками. Надеюсь, что всем нам это станет хорошим уроком на будущее.

Если вы уехали (давно или недавно), можете рассказать, как жители той страны относятся к русским, к войне и роли России в ней?

К русским и России на Кипре относятся положительно, никаких проявлений русофобии в свой адрес я не встречал. В большинстве своем киприоты поддерживают Украину, выступают против войны и Путина. Я как-то присутствовал на акции украинской общины в память о погибших в Буче, Гостомеле и Ирпене (меня пригласили помолиться об упокоении). Перед началом ко мне подошла пожилая киприотка и спросила, украинец ли я. Я ответил, что русский. Она говорит: «Путин совсем с ума сошел? Он что, Бога не боится? Зачем он начал войну?» И такая позиция довольно распространена. Киприоты прекрасно знают, что такое внезапное вероломное вторжение и оккупация территории, страна пережила эти события в 1974 году. Хотя мне встречались и киприоты, которые поддерживают Путина. Они сами мне в этом признавались, когда слышали, что я из России. Почему-то у таких людей существует убеждение, что гражданин той или иной страны по определению должен поддерживать политику своего государства. Но мне ближе слова одного из священников нашей епархии, гражданина США: «Я очень люблю свою страну, но совершенно не поддерживаю ее внешнюю политику».

Намерены ли вы уехать из России или вернуться в нее (если уехали раньше) в ближайшее время или после войны?

Простите за клише, но на все воля Божья. В это я действительно верю. Никогда не знаешь наверняка, как жизнь повернется, Бог может готовить нам настоящие сюрпризы. Поэтому я обычно не исключаю для себя ни одного варианта своего будущего. Хотя я прекрасно помню, как, читая о белоэмигрантах, вернувшихся из Европы в СССР, или, например, о судьбе Антона Клобукова, героя романа «Аристономия», я всегда думал, какой же они совершили опрометчивый поступок, когда вернулись.

Какие у вас надежды на ближайшее будущее России и ваше, вашей семьи?

Хочется надеяться на лучшее, но совершенно не хочется строить воздушные замки и жить в иллюзиях относительно будущего. Конечно, Господь силен изменить всю ситуацию, но сделано это будет руками людей. Sic semper tyrannis [так всегда тиранам (лат.) Полностью крылатое выражение звучит так: «Так всегда приношу смерть тиранам» — прим. ред.].

Вероятно, с приходом в Кремль нового человека в обмен на снятие санкций будут сделаны шаги к демократизации, освобождены политзаключенные, проведены честные выборы. Скажете, наивно? Но именно так пал апартеид в ЮАР. К концу 1980-х страна была измождена санкциями и Пограничной войной, и новому президенту Фредерику де Клерку ничего не оставалось, как начать ослаблять затянутые донельзя гайки: в 1990 году был освобожден Нельсон Мандела (который провел в тюрьме 28 лет), разрешена деятельность партии Африканский национальный конгресс, в 1994 году прошли первые демократические выборы. Де Клерк даже получил Нобелевскую премию мира в 1993 году, так что у преемника нынешнего российского президента тоже есть все шансы войти в историю на позитивной ноте, если только он последует благому примеру.

Другой вопрос, что будет дальше, после демократических выборов. Очень хотелось бы увидеть какой-нибудь формат трибунала над зачинщиками и сторонниками войны.

Что вы могли бы сказать украинцам, а что — россиянам?

Украине как государству желаю победы, восстановления границ 1991 года, вступления в Евросоюз, процветания и благополучия на основе европейских законов и принципов.

Украинцам хотел бы пожелать мира, а пока мир не достигнут — стойкости и сплоченности, хотя этих качеств у них в избытке и без моих пожеланий.

А вот россиянам предстоит очень и очень длительная работа над ошибками. Нам всем надо будет учиться подлинному покаянию, смирению и примирению. Не тем симулякрам, о которых бубнили православные пастыри все эти годы, а настоящим. Покаянию — чтобы на самом деле переменить свой ум и отказаться от имперских замашек и гегемонии. Смирению — чтобы принять свое новое место в мировом сообществе и признать право на выбор для тех суверенных государств, которые раньше входили в зону влияния России. Примирению — чтобы преодолеть старые обиды, деятельно попросить за них прощения и вместе строить послевоенный мир. Это все гораздо сложнее, чем просто выплатить контрибуции и вернуть территории (хотя и контрибуции платить придется, и территории надо будет вернуть).

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

ЮMoney: 410013762179717

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: