«Так им и надо!» Неправедный управитель, американские копы и справедливость

11 октября 2022 Дитрих Липатс

«…А батюшка рассмеялся и вдруг говорит:

— Смейтесь! Смех — не грех. Вот уныние — грех. А смех — это хорошо.

Потом он подошел к церковной лавке, зачерпнул полную пригоршню свечей — и стал раздавать людям. Бесплатно.

И Кате моей дал целых две свечки».

Интересный сайт — «Ахилла». Прочтешь там толковый материал — и тут же сноски на подобные. Я, бывает, часами не отрываюсь. Эта цитата из статьи «Почему в православии мы рабы божьи, а в других христианских течениях — божьи дети?», опубликованной на Ахилле пару лет назад. Утверждение доброго батюшки «смех — не грех» для православной души чуть ли не возмутительно. Моей знакомой один авторитетный священник в монастыре так и заявил: «Христос не смеялся никогда».

Я проверил. В библейских текстах такого, правда, не упомянуто. Но Человек же Он был! Три с половиной года со своею ватагою по Палестине ходил. Неужто ни разу не посмеялся Он шутке друзей у ночного костра? Неужто не похохотал над к месту рассказанным анекдотом? А общаясь с детьми, Он что, следовал правилам русского Домостроя? Нет, здесь что-то не то…

Не о том, конечно, не о смешном повествует Священное Писание. Там для всякого из нас изложена Великая Тайна единения Человека Иисуса и Человека Бога. Там указан путь, который нам, грешным, указан Спасителем. В Писании главное — трагедия. Евангелия, наряду с остальным, повествуют о смерти и похоронах, а какой на похоронах смех? «Распни его! Распни его!» — требовали не только неразумные иудеи. Там, в тот момент, присутствовала темная суть всякого из нас. У всякого тогда сердце горело правдой. Надул же! Не наказал завоевателей-римлян, не обратился в так ожидаемого Мессию, что гневом Господним и великою Его силой погнал бы ненавистных пришельцев, а вон что — побитый и грязный, вовсе не герой, стоит перед Пилатом в бессилье и немощи. А еще позволял себе торгующих из Храма гнать, деньги разбрасывал, столы опрокидывал, бизнес ломал! «На крест его! По справедливости! По правде!»

Это уж потом, когда улягутся страсти, когда воскреснет Бог, когда протрезвеет душа, хватаемся мы в отчаянии за голову и восклицаем: «Господи, что же мы наделали?» Будь то специальная военная операция, или бытовой конфликт, или трамвайное хамство, при котором дьявол воззвал нас к земной справедливости, и с пеной у рта мы (конечно же, в общем, ангелы) наделаем, бывает, таких делов, что только стыд потом берет.

Упомянутая мною в начале этого текста статья повествует о церковном хамстве. Добрый батюшка, раздающий бесплатно свечки случайным захожанам, в ней — приятное исключение. Скажете — пиарится батюшка, паству норовит прирастить и бабло поднять? Вообще-то батюшке и следует таким быть, он же в момент святой Литургии самим Христом предстает, что ж ему качеств душевных не проявить? Или, как бабулька церковная, должен он захожан, натащивших на пол воды, под дождик метлой погнать? По справедливости-то, порядок надо соблюдать!

У Евгении Гинзбург в книге воспоминаний «Крутой маршрут» есть такое место. Прошло некоторое время после смерти усатого вождя. Ссыльнопоселенцы гадают, что ж теперь будет. Раз в неделю надо являться, удостоверять свое присутствие, подтверждать — не утек, вот я, тут. И вот видит Лидия Гинзбург, что у офицера МГБ, делающего отметку в журнале (о Боже!!!), расстегнута верхняя пуговица кителя. Такого прежде не бывало никогда, даже в сильнейшую жару ходили такие офицеры плотно упакованными, никаких отклонений от устава себе не позволяя. И стало ясно ссыльнопоселенке — свершилось, грядут совсем другие времена. И точно, времена тогда круто поменялись. Постепенно, не сразу, к людям начало возвращаться Человеческое.

Но вот прошло с тех пор почти семьдесят лет, уже привыкли люди к спокойной и мирной жизни, и что? За незастегнутую верхнюю пуговицу Навального отправляют в ШИЗО (штрафной изолятор), а в Украине, оказывается, вопреки известной статье президента о едином народе, никаких братьев у русского человека нет, есть там нацики, фашисты, враги, которых следует всей душой ненавидеть. Именно такое я услышал от вполне адекватной, с высшим образованием, очень неглупой москвички, в доме которой был постоянно включен телевизор. Она его, правда, никогда толком и не смотрела, таков был установившийся издавна семейный порядок, привычный шум, который отравил-таки незащищенное сознание. Как тут не вспомнишь: горе тому, кто соблазнит малых сих.

Те, кто требовал «распни его!», тоже стояли за справедливость. Даже Алеша Карамазов, услышав рассказ брата Ивана о зверстве помещика, закричал в негодовании: «Расстрелять его!» Земная справедливость стучит пеплом Клааса в сердце, призывает идти и крушить, «всех убивать и грабить кого надо». Земная справедливость оправдывает разрушения городов, убийство детей и мирных граждан, она утверждает «ТАК ИМ И НАДО!» Ею, такой справедливостью, легко управлять. Опытный политтехнолог легко направит ее куда надо, и повезет ему, если для задуманного сил и средств хватит — можно тогда и дальше на тех одураченных толпах в коммунистическое или какое другое далёко ехать. А если нет? Тогда предводителям ненавидящих наступает кирдык, а ненавидевшим — горькое похмелье разочарований.

Ненависть — это человеческое? Спаситель называл Себя Сыном Человеческим и ненависть была ему чужда. Бичевание торговцев во храме, опрокидывания столов менял и «отойдите от Меня, ибо не знаю Я вас» — проявления преходящего гнева. Ненависть же свойство совсем иное. Это не «ярость благородная», что «вскипает как волна», семя ненависти вкладывает в человека сам дьявол. Ненависть выращивается, лелеется как дитя, крепнет и матереет, заполняя сознание. Ненависть не временна, не преходяща, она — навсегда. Горе вам, слуги дьявола, пропагандисты-вруны, ненависть в Божьих чад вселяющим, — ответите!

«…один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его…» Это из Евангелия от Луки, из главы 16. Начало самой загадочной притчи, что заканчивается совсем уж непонятным: «приобретайте себе друзей богатством неправедным…» Не поленитесь, загляните в Библию, почитайте. Я так и не встретил ни одного вразумительного комментария на эту притчу, ни у православных святых отцов, ни у протестантов. У Чехова, в одном из рассказов трактуется просто: богатство праведным не бывает. Но и это довольно туманно.

Вот вам пара случаев моего общения с полицейскими на дорогах. Они, эти ребята, бывают очень разные, я об этом целый очерк написал, эти встречи с полицейскими туда не вошли.

Заправив баки своего дальнобойного трака соляркой, я решил схитрить. Не стоять в скучной очереди на выезд с трак-стопа, а махнуть через улицу налево и уйти тут же на хайвей. Поребриков там не было, так чего ж заморачиваться? Я и махнул. И тут же замигало позади веселыми огнями. Оказалось, я не заметил знака запрета левого поворота. Полицейский, смахивающий обличием на известного Валерия Соловья, пробил на своем компе мои права, и теперь смотрел на меня словно на кислый лимон. «У вас же за столько лет ни одного нарушения, — страдательно выговаривал он мне. — За незаконный левый поворот вам полагается огромный штраф, и особая запись в ваших рекордах. И что мне делать? Я вовсе не хочу портить вам жизнь». Я в ответ что-то мямлил, вздыхал, страдал. Полицейский меня и не слушал. «Ладно, — прервал он меня. — Так сделаем. Я вам выпишу штраф за неиспользование ремня безопасности, это всего двадцать пять долларов, и никаких плохих записей, а вы будьте внимательны, не совершайте впредь таких глупых ошибок».

Другая встреча. Было это красивейшей осенью на севере штата Нью-Йорк. Полицейский тормознул меня для проведения инспекции. Хмурый такой дядька, если что, его и не уговоришь на послабления. Акцент у него был интересный. Оказалось, итальянец. Долго он полозил под моим траком на своей тележке под спиной. Тормозную систему проверял. Не найдя технических нарушений, он протянул мне обратно мою «лог-бук» — собрание моих путевых листов, и хмуро произнес: «У тебя там, неделю назад, получилось более 11 часов драйвинга. Я не знаю, что ты там делать будешь, но чтобы через десять минут никаких нарушений я там не видел». Надо ж, какой недогляд! Мой косяк. И раскопал же… Неделю назад. Спасибо, друг, счас сделаем. Прощаясь, я пожал ему руку и сказал, что на таких, как он, Америка держится. Пустая, казалось бы, фраза, но позже, размышляя, я понял, что, пожалуй, не только Америка. На таких, как тот итальянец при исполнении, весь мир Божий стоит.

Да… были времена. В тех бумажных лог-буках каких только сказок водители не сочиняли. И копы, конечно же, про то знали. Наказывали, лишь когда нарушения были совсем уж явные. Теперь лог-буки электронные. Сказки кончились. Всякое движение трака безжалостно отмечается. Многие водители даже покинули профессию из-за такого надзора. Но копы остались те же. Они разные. Немало среди них и Человеков.

Как и в той притче, копу (сотруднику полиции) доверено богатство хозяина. Вместо того, чтобы собирать для хозяина, то есть штата, по полной, коп разводит сантименты, жалеет должника, по сути, к делу своему относится нерадиво. Хозяину бы его наказать и прогнать, однако… «И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде». Получается, что хозяин и сам не против того, чтобы правила, им установленные, соблюдались не строго, а с поправкою на обстоятельства и на человеческую природу. Уверен, что и в вашей жизни вы не раз встречались с подобным. И как после этого не улыбнуться такому воспоминанию? Не грех даже и похохотать.

Побольше бы таких батюшек, что свечки бесплатно раздавал, бухгалтерии церковной поруху творя.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)

ЮMoney: 410013762179717

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: