Церковь и мобилизация — кому служить: кесарю или Христу

30 сентября 2022 Ахилла

Из тг-канала священника Иоанна Бурдина:

А истинное отношение государства к церкви и ее роли в этом государстве показывает документ, опубликованный о. Андреем Кураевым, и несколько записей священников.

В документе липецкий митрополит сообщает, что никаких поблажек при мобилизации для священников не предусмотрено и им, вероятно, будут поступать повестки с вызовом для отправки на фронт.

Также в соцсетях есть подтверждение, что такие повестки уже поступили священнику, сотруднику Отдела внешних церковных связей МП, и клирику Выборгской епархии. Возможно, таких случаев больше, но достоверно известно о двух.

Это говорит о том, что государству глубоко плевать на церковь и ее каноны. Оно не уважает ни церковные традиции, ни церковные законы.

По церковным законам любой священнослужитель, принятый на военную службу, должен быть извержен из сана и даже анафематствован. Об этом недвусмысленно говорится в 7 правиле Четвертого Вселенского Собора («Вчиненным единожды в клир и монахам, определили мы не вступать ни в воинскую службу, ни в мирский чин: иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавать анафеме») и в 83 апостольском правиле («Епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое, то есть, римское начальство и священническую должность: да будет извержен из священного чина. Ибо кесарева кесареви, и Божия Богови»).

И это даже в том случае, если он никак не участвовал в боевых действиях.

Тем более, если на него ложится грех убийства, хотя бы даже невольного или для самозащиты. За это 66 апостольское правило предусматривает наказание не только для клирика, но и для любого мирянина, относящего себя к христианской церкви: «Если кто из клира в сваре кого ударит, и одним ударом убьет: да будет извержен за продерзость свою. Если же мирянин сие сотворит: да будет отлучен»; «Нанесший ближнему смертный удар есть убийца, он ли первый нанес удар, или отмщал» (правило 43 Василия Великого); «аще кто, хотя невольно, будет осквернен убийством, такового, как уже соделавшегося нечистым чрез нечистое дело, правило признало недостойным священнической благодати» (посл. 5 Григория Нисского).

При этом правило 55 Василия Великого подчеркивает недопустимость убийства даже разбойников, напавших на христиан: «Разбойников взаимно поражающие, аще не суть в церковном служении, да будут отлучаемы от причастия святых таин: аще же клирики, да низложатся со своего степени. Ибо речено: всяк приемший меч, мечем погибнет».

По сути, перед церковью поставлен выбор — кому служить: кесарю или Христу.

Выбор с заранее предсказанным результатом. Потому что ответ на этот вопрос был дан ею много сотен лет назад, когда она слилась с государством в симфонии экстаза, променяв нищету римских катакомб на роскошь Святой Софии.

Все остальное — извращение евангельских заповедей, пренебрежение церковными канонами, — только последствия сделанного выбора.

И на самом деле, не имеет никакого значения, удастся ли Патриархии «отмазать» священников от участия в боевых действиях, будут ли они формально нарушать заповеди Божии и церковные каноны: поставив себя и своих детей на службу сиюминутным политическим интересам, отказавшись от проповеди евангельских заповедей словом и делом, она перестает быть Церковью, превращаясь в разновидность государственного предприятия, выбивающего «бронь» для своих особо ценных кадров.

P.S.

Правило 56 Василия Великого:

Волею убивший, и потом покаявшийся, двадцать лет да будет без причастия святых таин. На сии двадцать лет дастся ему следующее распределение: четыре года должен он плакати, стоя вне дверей молитвенного храма, и прося входящих в оный верных, сотворити о нем молитву, исповедуя при том свое преступление. По четырех летах да будет принят в число слушающих писания, и с ними да исходит в продолжение пяти лет. Седмь лет с припадающими да молится и да исходит. Четыре лета да стоит токмо с верными, но да не сподобится причастия. По исполнении сих да причастится святых таин.

Правило 57 Василия Великого:

Неволею убивший десять лет да не причастится святых таин. Распределение же десяти лет да будет для него следующее: два лета да плачет, три лета да совершит между слушающими, четыре между припадающими, и год да стоит токмо с верными, и потом приимет святое причастие.