Цифровизация и свобода

2 августа 2019 Юрий Эльберт

Священноначалие в который раз повторяет «мантры» о том, что цифровизация лишает свободы. В этом есть своя правда. Хотя скорее больше правды в том, что пастырям и подобает «плакать с плачущими». Церковь и должна быть приютом униженных и оскорблённых, цифровизацией в том числе.

Есть много людей, которых цифровизация сделала несчастными. Ещё в середине 90-х, в студенческие годы автору довелось услышать о них от молодого ассистента одной юридической кафедры: «Пожилые профессора ненавидят систему „Гарант“. Почему? Компьютер знает больше законов, чем они».

За четверть века ряды эти, разумеется, выросли. Впрочем, речь здесь не о простецах, которым компьютер осваивать трудно. Да, в 1930-х сохранялись неграмотные, не желавшие садиться за ликбезовскую парту, ибо с азбукой им внушали ненависть к прежним устоям — и опять же прибежищем их становилась Церковь.

Другое дело, «интеллигентные» профессии, которых цифровизация лишила хлеба — на самом же деле просто предъявила к ним более высокие требования. Их голоса и слышны, они способны формулировать мысли.

Цифровизацию в большинстве своём ненавидят библиотекари. За то, что их пожелтевшие и неопрятные книжки стали никому не нужны. Это раньше можно было выдать отсыревший, с отслоившимся коленкором том — и человек радостно хватал, ведь это же «Будденброки» Томаса Манна! Ныне в таком состоянии можно взять книгу бесплатно с буккроссинга. Или скачать и читать с чистенького планшета. Или заказать новый экземпляр на мелованной бумаге с доставкой на дом из электронного магазина.

Цифровизацию ненавидят те педагоги, которые раз и навсегда заготовили наборы карточек и наглядных пособий, и не хотят больше учиться, только учить других. Они приходят в аудиторию, как вдруг воплощается их самый страшный сон: студенты оказываются «умнее» их. На самом деле у студентов есть всего лишь Википедия в смартфонах да умение правильно ставить вопросы.

Цифровизация противна графоманам из провинциальных писательских союзов. Они-то рассчитывали заработать на своих романах, которые в интернете даром никому не нужны.

Цифровизация не мила гомеопатам, экстрасенсам и прочим «целителям от неизлечимых болезней». Интернет, конечно, делает им рекламу, но они справлялись и раньше при помощи объявлений в газетах. Зато биомедицинские технологии, пресловутые «чипы» — какой кошмар!

К сожалению, в этих же рядах сегодня и Русская Церковь.

Прежде всего цифровизация приносит недозволенную интеллектуальную свободу. Шмеман, Николай Афанасьев, Адельгейм — откуда мы знаем все эти имена? Не то что в церковной лавке, а и в светском книжном магазине их сейчас не встретишь. На центральных телеканалах о них тоже не говорят. Да, в 1990-е на волне любви к эмигрантщине, наиздавали «всяких либералов». Но всего и дела: изъять эти книги из приходских библиотек. Лет через 10, кроме узкого круга москвичей, никто о них не вспомнит. Катехизация — только через трехлетнее сидение в «воскреске» да проповеди батюшки. Прихожанин с интеллектуальными запросами пусть идет в читальный зал и ломает зубы о многотомник святителя Игнатия (Брянчанинова). Однажды он устанет и бросит свой сизифов труд. А раз глаза привыкли бегать по строчкам, руки возьмут газету «Русский вестник» Олега Платонова. Там всё понятно написано: и про глобализацию, и про врагов…

И семинарии снова сделались бы хранителями тайных духовных знаний. А то гляди-ка, послушал курс лекций Осипова и образованнее батюшки стал! И на молитвенные стояния, крестные ходы и прочие санкционированные мероприятия собирать народ легче через объявление на доске, чем через социальную сеть. Вконтакте под объявлением вопросы начнут задавать, дурной пример показывать.

Поговорим об иных свободах. Ох, эти подростки! Они часами, уткнувшись в свои гаджеты, «общаются». Пре-е-едставляем, о чем они говорят (можно вспомнить какую-нибудь гадость из бестселлера «Исповедаю грех, батюшка»). Однако вспомним собственную юность. Сколько часов было проведено с телефонной трубкой, на это отвлекалась и ворчала вся семья, а в коммуналке — и соседи.

Но как ещё 15-летнему подростку поговорить с девочкой по душам? Начать демонстративно «дружить» на виду у всех в школьном коллективе? Такое позволяют себе только альфа-самцы класса, ибо настоящему мачо не клёво без марухи. Другого — если не забьют, так задразнят. Да и девчонка, не желая уронить себя в глазах подруг, согласится «ходить» не со всяким. Пригласить в кино или кафе? Там можно подержаться за руки, но поговорить не даст сам фильм или громкая музыка.

Так ли порочен подростковый виртуальный флирт? И не спасает ли старшеклассников виртуальное проявление страсти от многих реальных её плодов: нежелательных беременностей, насилия и проч.?

Ах да, в интернете порнография… Вот только автор, взрослый человек, почему-то чаще сталкивается с порнографией не в интернете, а на остановке общественного транспорта. Витрины киоска «Роспечать» заставлены «Максимами», а обнажённая грудь естественно притягивает мужской взгляд. Да, цифровизация повысила качество полиграфии. Но и в перестройку такие журналы то и дело приносили в школу, а в видеосалонах за рубль пускали на любые сеансы.

Интерес подростка к такому контенту понятен. Скорее всего однажды «порнуху» он найдёт и посмотрит. Но если это крепче, чем романтическая сцена из «Титаника», здоровый человек быстро почувствует отвращение. И поймёт, что это не про настоящую любовь, а про анатомию и физиологию.

То же о наркотиках. Да, наркобарыги используют интернет для тёмных дел. Но как пропагандируется отрава? Сомневающемуся не нужно позволять раздумья, надо давить на его эмоции, самолюбие. Идеальный вариант для этого — стихи, точнее песни, и сегодня рэп успешно принимает эстафету sex-drugs-rock’n’roll’а. Питательной средой для распространения служит клубная культура, в бедных районах — подъездно-подвальная. Да, подросток из хорошей семьи может сделать выбор в пользу этой среды. Но скорее всего испугается и отвернется, или ему пора к психотерапевту.

А как же интернет? Медицинские статьи Википедии, описания наркотрипов и видео ломок способны убедить самого отъявленного максималиста: «уж нет, это не моё».

Можно перечислять темы и далее, всё более превращаясь в Капитана Очевидность, однако пора перейти к главному: деньги! Цифровизация угрожает бесконтрольному получению и расходованию средств.

Автору этой статьи повезло. У него нет электронной карты и нечего на неё положить. На работе зарплата наличкой, а накоплений, какие можно доверить банку, собрать не получается. Да и зачем? Для нечастых интернет-платежей годится Яндекс-кошелёк (номер которого — тайна, дабы никому не взбрело в голову, что статья — скрытый фандрайзинг). Впору погрозить пальчиком: ах, женился бы вовремя, принял бы сан, имел бы полную банку… то есть карту пенязей. Но на свете полно других, вполне земных сокровищ: озера, поезда, арбузы, дешевый интернет.

Как Христос относился к деньгам и налогам, нам всем хорошо известно: надо отдавать кесарю кесарево.

В августе совершается память священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и иже с ним, пострадавших при изъятии церковных ценностей. Сразу перед глазами возникают картины: демонический Ленин, богоборческий декрет, бойцы в остроконечных шапках швыряют на пол потиры и дискосы как железный лом, потом сбрасывают колокола… Может ли всё это повториться? Да, если при всех данных законом льготах, хитрить с «белой» и «чёрной» бухгалтерией. Что если однажды власть уравняет Русскую Церковь с другими общественными и религиозными организациями, начнется полоса банкротств, на приходы придут фининспекторы, а за ними и судебные исполнители. Люди в форме и в масках будут точно так же швырять на пол священные сосуды, ибо для них это не более чем «конфискат», вообще они исполняют приказ. А у мирян, заглядывающих в алтарь через царские врата, сердца будут сжиматься…

Кажется, до этого мы доживём. Доживут ли до этого наши князья и публицисты вроде Валерия Филимонова, дон-кихотски атакующего любую «цифру»… Старцам после 70 и впрямь ни к чему интернет, когда их не мучает реальное одиночество. А какое может быть одиночество, если всякий встречный кланяется и спешит под благословение. Новые знания и книги им ни к чему. Особенно, если за дверями ожидает толпа референтов, готовых подготовить любой спич или справку. «Общаться с девушками» тоже как-то не солидно, ибо монахи-аскеты давно победили в зачатке эту страсть. Искать правды, демократии, бороться за урбанистику — какая чепуха!

Природа их давно взяла своё. Скоро старцам всё станет не-полезно, за исключением минеральной воды. Стоит ли ради этого отбирать у молодых молодое вино…

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: